Уолт Дисней был, наверное, одним из самых творческих мыслителей нашего времени. Со своим талантом в создании мультфильмов он преобразовал всю эту индустрию и построил чрезвычайно успешную коммерческую империю. Он был одержим высокими стандартами качества, творчества и совершенства. Его фильмы—это сочетание преувеличенных черт характера, волнующей музыки, сюжетов, основанных на нравах людей, и ярких крайностей в неподвижности и движении, проводящих зрителей через широкий спектр эмоциональных состояний. Среди его самых известных фильмов—“Бемби” (1943), “Пиноккио” (1939), “Остров сокровищ” (1950) и “Белоснежка” (1938), все они и сейчас демонстрируются на экранах во всем мире. Роберт Дилтс, разработчик НЛП с большим опытом, изучил стратегии Уолта Диснея и создал модели, чтобы их могли использовать другие люди. Для создания новых героев, сюжетов и постановок Дисней использовал вполне определенный стиль мышления. Он состоял из трех этапов:
• Мечтатель
• Практик
• Критик
Мечтатель
Этап мечтателя нацелен на воображение, на поиск возможностей в будущем.
Этап мечтателя нацелен на воображение, на поиск возможностей в будущем. С этим образом мышления не связано никаких ограничений, условий и оценок. Это в основном визуальный способ с синтезом звуков и ощущений. Дисней действительно визуализировал симфоническую музыку,—придавая ей форму,—используя музыку как ключ к своей преобладающей визуальной модальности. Физиология, связанная с мечтателем,—это прямая осанка, голова немного откинута вверх, глаза направлены вправо вверх (визуальное конструирование).
Практик
Этап практика связан с тем, “как” осуществить планы,—как выданное мечтателем можно провести в жизнь и реализовать.
Этап практика связан с тем, “как” осуществить планы,—как выданное мечтателем можно провести в жизнь и реализовать. В нем мы не оцениваем и не критикуем, а исследуем альтернативные способы осуществления грез мечтателя. Чтобы быть эффективным практиком, главное—уметь вовлекаться (ассоциироваться) в разные роли, занимать разнообразные точки зрения на тонкие подробности грез мечтателя. В связи с этим может быть полезно заимствовать физиологию каждой роли.
Критик
Этап критика—этап логики и последствий.
Этап критика—этап логики и последствий. Критик ищет проблемы с помощью рамки “а что, если”. Чтобы эффективно критиковать работу мечтателя и практика, критику нужно быть достаточно отстраненным от ситуации. Критик занят тем, чтобы все получилось как надо. Все должно согласовываться, без никаких неувязок и неоконченных дел.
Это не пессимистическая поза, а ценный вклад в проверку идей и гарантию того, что они будут соответствовать заданным критериям. Критик может быть настолько же творческим, как и мечтатель, определяя недостающую или неподходящую часть плана. Критику нужно постоянно задавать вопрос: “А что, если?”. Физиология критика—поза критической оценки со слегка наклоненной вниз головой и рукой, касающейся лица или подпирающей подбородок.
Использование стратегии
Нужно помнить, что у мечтателя нет монополии на идеи. Это творческий процесс выработки идей, и все этапы в равной степени дают свой вклад в творчество. Без практика и критика идеи мечтателя вряд ли дошли бы до действий. Я объясню два способа использования стратегии Уолта Диснея.
УПРАЖНЕНИЕ
Диснеевские позиции восприятия
Для небольших групп
Это упражнение основано на той же концепции пространства, что и в третьей главе, только в нем четыре физических позиции, обозначенных как мечтатель, практик, критик и наблюдатель. Преимущество отведения физического места для каждой из точек зрения в том, что это помогает разделить разные схемы мышления. Я часто оказываюсь на совещаниях, где проблемы, решения и идеи следуют друг за другом без логической мысли и обсуждения. Типичный результат такого беспорядочного спора—замешательство и бездействие. Три диснеевских места в пространстве обеспечивают выделение каждого этапа творческого процесса, а место наблюдателя обеспечивает согласованность их сотрудничества.
Диснеевские позиции восприятия
1 МЕЧТАТЕЛЬ
2 ПРАКТИК
3 КРИТИК
4 НАБЛЮДАТЕЛЬ (МЕТА-ПОЗИЦИЯ)
Шаг 1
Напишите краткое описание ситуации и задач, для которых требуется творчество. Прилагаемый к тексту визуальный образ поможет группе сосредоточиваться на целях, не прерывая состояние для чтения. Картинки можно наблюдать периферийным зрением.
Шаг 2
Разделите людей на четыре группы. Попросите каждую из групп заякорить чистое и сильное состояние для каждой из трех позиций—мечтателя, практика и критика. Если группа не умеет якорить, помогите им выработать наилучшее состояние для каждой из позиций, попросив их вспомнить случай, когда они: а) мечтали, б) были практичны, в) критиковали.
Шаг 3
Вовлекайтесь (ассоциируйтесь) по очереди в каждую из позиций, начиная с мечтателя. Проводите в них столько времени, сколько необходимо, чтобы добиться чистого состояния, прежде чем переходить к следующей позиции. В позиции мечтателя используйте только визуальное воображение, звуки и ощущения. Внутренний диалог ненужен для творчества. В позиции практика, возьмите образы, созданные мечтателем, и переведите их в действия. Вовлекитесь (ассоциируйтесь) в участвующих лиц, чтобы реалистично почувствовать, как на них повлияют выработанные идеи. С позиции критика снова и снова задавайте вопрос: “А что, если?”, пока не преодолеете все возможные проблемы и опасности.
Шаг 4
Перейдите в позицию наблюдателя и рассмотрите весь процесс творчества, происходящий в трех позициях. Заметьте признаки несогласованности (неконгруэнтности), ухода от ситуации и задач.
Шаг 5
Продолжайте переходить из одной позиции в другую, пока не будете удовлетворены выработанными идеями и согласованы (конгруэнтны) с ними.
Вариант для больших групп
Вместо перемещения по позициям восприятия, можно попросить каждую из групп занять одну из точек зрения и передавать информацию следующей группе. Для этого упражнения вам потребуются четыре смежных комнаты. В первой комнате будут мечтатели, задача которых—вырабатывать идеи и передавать их практикам во вторую комнату. Критики в третьей комнате берут идеи у практиков и передают их наблюдателям в четвертую комнату. Наблюдатели не изменяют идей, а дают каждой группе обратную связь по тому, насколько они придерживаются ситуации и задач. Вдобавок им нужно извлекать и передавать качественную информацию о том, что выработала каждая из групп.
Стратегия Эйнштейна
Большинство людей знают об Альберте Эйнштейне по его “теории относительности” (E=mc 2 ). Чтобы прийти к этой формуле, Эйнштейну потребовалось много лет. Самая первая мысль по относительности пришла к нему в возрасте 16 лет, когда он замечтался во время урока математики в школе. Он задал себе вопрос: “Как будет выглядеть мир, если сесть на конец луча света? И если держать в руке зеркало, можно ли будет увидеть свое отражение?”
Эйнштейна считают гением за его вклад в науку. Благодаря исследованиям Роберта Дилтса 2 стали известны творческие стратегии Эйнштейна, которые любой может изучить и использовать. Здесь я хочу дать вам один пример того, как стратегию мышления Эйнштейна можно использовать в процессе группового творчества.
Техника
Эйнштейн предпочитал мыслить образами, а не словами. В чисто визуальном воображении нет тех ассоциаций, значений, правил и структуры, которые есть в словесной речи. Если вы мыслите словами, это уже влияет на качество и количество идей, которые вы можете выработать. Словесный язык полезен, только когда мысли уже выработаны.
Кто-то может сказать, что он не видит картинок, или не воображает визуально. На самом деле эти люди визуализируют, но у них преобладают другие системы представления информации. У деловых людей очень часто встречаются развитая аудиальная система и внутренний диалог. Их часто можно убедить такими словами: “Сейчас я попрошу вас вообразить зеленую обезьяну, играющую в баскетбол с пурпурно-желтым бегемотом. Вы можете это вообразить?” Конечно, они могут. Теперь пора визуализировать.
УПРАЖНЕНИЕ
Инструкции к этому упражнению просты. Сначала вам нужны рамки (фрейм) ситуации—несколько слов, описывающих проблему, и возможно, системная диаграмма, на которой показаны границы проблемы. Когда рамки определены, людей инструктируют мыслить только визуальными образами. Им нужно успокоить свой внутренний диалог,—если он будет возникать, пусть они его отключают и сосредоточиваются на образах.
Позвольте воображению овладеть процессом мышления. Может помочь расслабляющая музыка, а дыхание верхней частью груди поможет вызвать визуальную модальность. Предложите им возможность лечь или закрыть глаза—как им удобнее всего. Дайте группе до 20 минут на эту технику. После этого попросите их свободно поделиться друг с другом идеями в группах по 3-5 человек. Когда каждый человек объясняет свои идеи, другие участники группы задают ему вопросы, связанные с восприятием, идентичностью, ценностями и убеждениями. Например, какая идентичность полезнее всего для осуществления этой идеи? Какие ценности и убеждения нужны, чтобы это произошло? Какие восприятия могут создаться у людей в связи с этой идеей?
Результаты можно записать, чтобы оценить их позже. Еще эту технику можно использовать для этапа мечтателя в стратегии Уолта Диснея.
Дэвид Молден (из книги "Менеджмент и могущество НЛП")
Instagram: @alexandr__zubarev