Иногда, когда мы с женой беседуем где-либо в публичном месте, то это напоминает мне эпизод из фильма «Догма», в котором Локи и Бартлби идут по аэропорту, обсуждая свои прошлые подвиги в образе ангелов. Мы часто смотрим вокруг на всех спящих людей в этом мире, замечая что они едва воспринимают себя в качестве сознательных существ. Они идут по своим жизням, работая на бессмысленных работах, поддерживая неудовлетворяющие их отношения, и накачивая себя наркотиками чтобы избежать встречи со своими самыми непреодолимыми страхами. Их разговоры — просто банальности в великом круговороте вещей.
Каждый раз когда мы встречаем нового человека, один из первых вопросов, приходящих нам на ум: «Проснулся ли он уже?» Огромное большинство людей все еще спят, в том смысле что они не осознают что такое их жизнь, зачем они здесь и какова их цель. Вы можете легко отличить таких людей, просто задав им вопрос «Зачем Вы находитесь здесь и сейчас на Земле?» Эти медведи — мы называем спящих медведями, потому что они похожи на медведей в зимней спячке — не могут разумно ответить на этот вопрос, так как он находится за пределами их обычного образа мыслей. Но сознательные люди (и те кто становятся такими), сочтут вопрос действительно важным и смогут дать разумный ответ, даже если он еще не совсем сформировался у них. Я думаю о сознательных людях как об орлах, потому что у них огромные глаза и они парят высоко над землей, замечая все и ясно видя предметы на больших расстояниях.
Я заметил один интересный эффект — если одинокий медведь попадает в нашу компанию то мы иногда можем временно поднять его до состояния только что вылупившегося орленка. С ним можно интересно побеседовать — истинное удовольствие поднять сознательность медведя до уровня, на котором он сможет обсуждать небо. Но пока медведь не соберется с мужеством чтобы пройти через жизненные уроки, необходимые для истинного пробуждения, этот подъем будет неустойчивым. Медведи не очень любят летать, и они не могут надолго сосредоточиться на небе без ощущения все усиливающихся позывов либо убежать обратно в берлогу, либо откусить Вам руку. Но пока это продолжается, это забавно.
К сожалению, некоторые медведи спят так глубоко в своих пещерах, что мы не можем нежно потревожить их сон. На самом деле они настолько парализованы своим страхом, что не могут собрать даже самую малую каплю храбрости для того чтобы встретиться с ним. Эти медведи будут яростно отрицать существование чего-либо за пределами их пещер. Можно все же разбудить такого медведя, силой вытащив его из пещеры на свет, но это очень опасная работа, и необходимо иметь некоторые знания чтобы безопасно справиться с разъяренным зверем. Но гнев — это положительный шаг от страха к пробуждению, так что несмотря на отрицательные эмоции, это быстрый способ превратить сонного медведя в орла.
Убедить медведя выйти из пещеры и показать ему, на что похоже небо — это странный процесс. Многим медведям это совсем не нравится, и они свирепо нападают на любого, потревожившего их сон. Каждую неделю несколько медведей конкретно злятся на меня за то что я нарушил их спячку. Так как медведи боятся летать, то они не любят когда им напоминают о существовании неба или о том как кто-то из их братьев-медведей оставил пещеру и превратился в орла. Упрямые медведи не хотят знать о таких фактах, так как иначе им придется допустить что они могли бы давно жить как орлы, а не проводить всю жизнь в пещере.
Излишне говорить что медведи давно выселили меня из своей пещеры, но я по-прежнему иногда могу проникнуть внутрь, одев медвежий костюм. Этот прием действует, пока я держу рот закрытым, так как даже медведи распознают в моей речи чужака. Хотя иногда я просто не могу совладать с собой — признаюсь, одно из моих любимых развлечений состоит в том чтобы принести в медвежью пещеру коробку фейерверков и факел. Если Вы не видели как медведи реагируют на это, то Вы просто ничего не видели в жизни.
К счастью, некоторые медведи, впервые увидев небо и встретив других орлов, находят это удивительным и проливающим свет событием. Эти медведи готовы к тому, чтобы научиться летать как орлы. Им наскучила пещерная жизнь, возможно, она их даже угнетает. Они не находят больше радости в пещере, но не понимают куда можно пойти, ведь пещера — это все, что они когда-либо знали, а живущие в ней другие медведи кажутся вполне довольными своей жизнью. Будучи немного подтолкнуты, эти медведи готовы допустить что работа в пещерах бесполезна, отношения с другими медведями поверхностны и не приносят удовлетворения, а попадание в капкан на самом деле причиняет сильную боль. Хотя снаружи они выглядят как обычные медведи и другие медведи считают их своими, изнутри они начинают чувствовать все совершенно не по-медвежьи.
К сожалению, так как медведей гораздо больше чем орлов то начинающему просыпаться медведю трудно понять, что происходит. Такой медведь может испытывать недомогание, совершенно не чувствуя желания делать вещи, которые по-видимому нравятся другим медведям. Он может обратиться за помощью к друзьям-медведям, но ни одно из медвежьих решений им не помогает. С течением времени ситуация только ухудшается, и медведь чувствует себя все более оторванным от своего мира — единственного мира, который он знает. Я сильно сочувствую таким медведям — процесс пробуждения нелегок.
Однако орлы, с другой стороны, умеют распознавать пробуждающихся медведей, а таких медведей естественным образом начинает тянуть к орлам (хотя их друзья-медведи и предостерегают против этого; так как они помнят что их бывшие друзья, которые отправлялись посмотреть на орлов, изменились навсегда и больше не могут функционировать как правильные медведи). В дороге медведь встретит много новых сложных проблем, столкновения со многими из них будут болезненными, но в конце концов именно на этом пути медведь полностью исполнит свое предназначение. В течение нескольких переходных лет медведь может шататься между двумя мирами, иногда живя медвежьей, иногда орлиной жизнью, и не находить себе места ни в одном из миров. Это может очень смущать его, но если он будет верен выбранному пути, то в конце концов однажды оставит медвежий мир и присоединится к орлам. И этот медведь будет чувствовать себя у орлов как дома.
Работая воспитателем медведей, мне не раз пришлось пострадать от медвежьих когтей — но я не обращаю на это внимания, так как шанс увидеть еще одного медведя, превращающегося в орла, окупает все трудности. В этом мире живет слишком много медведей, и экскременты в их пещерах начинают наполнять неприятным запахом весь лес. Но один превратившийся в орла медведь может затем выйти и научить этому других медведей. В последнее время я замечаю в небе все больше орлов, так что у меня есть основания думать что эффект начинает ускоряться. Я думаю, большинство медвежьих вожаков по-прежнему не подозревают о происходящем, но вскоре они начнут замечать что все больше медведей покидают пещеры и никогда не возвращаются. А орлы тем временем запасают побольше фейерверков.
Стив Павлина
Instagram: @alexandr__zubarev