|
|
|
Главная> Образование. Развитие памяти и навыков мозга>Кратковременная память
Кратковременная память
Instagram: @alexandr__zubarev
Открыв любой учебник психологии, вы можете прочитать, что кратковременная память человека - пять плюс-минус две единицы. Психологи называют число "7" магическим числом. Семь цветов радуги... Семь нот...
Есть классический тест для проверки кратковременной памяти - тест Джекобса. Об этом тесте знает каждый психолог. Тест проводится так.
Испытуемому предъявляются последовательно семь рядов цифр, содержащих от 4 до 10 цифр. Ряды составляются по таблице случайных цифр. Экспериментатор по одному разу читает по очереди каждый ряд, начиная с самого короткого. После прослушивания каждого ряда испытуемый письменно воспроизводит цифры прослушанного ряда в том же порядке, как их читал экспериментатор. Опыт повторяется четыре раза.
Подсчитываются допущенные при припоминании ошибки. По специальной формуле определяются средние характеристики объема кратковременной памяти испытуемого. В среднем человек правильно воспроизводит в этом опыте от пяти до девяти цифр.
Я проверил по этому тесту несколько сотен человек. И результат запоминания большинства ближе к пяти цифрам. Абсолютное большинство людей не может запомнить с однократного восприятия более пяти цифр.
Некоторые запоминают семь цифр. И совсем немногие - девять. Интересно то, что формула подсчета результатов в тесте Джекобса ограничена числом 10. То есть, предполагается, что никто не сможет запомнить с однократного восприятия более 10 цифр.
Результаты этого теста дают психологам основание утверждать, что кратковременная память человека не превышает пяти-семи единиц. Это подтверждено огромным количеством опытов. И вы можете сами себя проверить по этому тесту. И получите аналогичные результаты.
Но... Я сажусь перед компьютером и запускаю программу, которая генерирует случайную последовательность двузначных чисел (от 00 до 99). Время показа числа на экране я могу регулировать сам. Как только нажму на кнопку "Следующее число", на экране появляется другое число. Можно запоминать одно число долго, а можно "листать" числа на экране очень быстро. Программка очень простая. Она не только показывает числа, но и подсчитывает результат запоминания. Программа учитывает количество запомненных чисел, вычисляет среднюю скорость запоминания одного числа, подсчитывает количество допущенных ошибок при вводе чисел в программу. Эти три показателя обобщаются в одном числе - "Коэффициенте увеличения способности запоминания". За нормальную способность запоминания принят коэффициент, равный единице. Это соответствует нормальному объему кратковременной памяти человека. Большинство не может запомнить более пяти двузначных чисел на этой программе.
Если я запоминаю десять чисел, то коэффициент будет равен двум - в два раза выше нормы. Если я запоминаю двадцать двузначных чисел, то коэффициент будет равен четырем - в четыре раза выше нормы.
И так далее. Итак, я включаю эту программу, заказываю себе 100 двузначных чисел, и начинаю запоминать. Вывожу первое число (36), в воображении мгновенно появляется зрительный образ, обозначающий это число (клей). Быстро создаю связь между заранее подготовленным вспомогательным образом и образом числа.
Вывожу следующее число 46 (образ "чашка". Создаю следующую связь между вторым вспомогательным образом и образом числа. И так далее, число за числом, запоминаю все сто чисел.
Каждое число показывается на экране только один раз. Нет возможности повторить запоминаемые числа: последовательное запоминание с однократного восприятия.
После окончания запоминания программа не дает вспоминать числа сразу. Сначала нужно решить несколько арифметических примеров. Это отвлекающее задание. Оно выполняется для того, чтобы вытеснить информацию из кратковременной памяти, которая, как вы уже знаете, может удерживать от пяти до семи цифр.
После правильного решения пяти примеров, программа разрешает вспоминать числа.
Числа нужно вводить в программу строго в той последовательности, в какой они предъявлялись при запоминании. Например, если случайно пропустить одно число, то ряд сдвинется, и все остальные числа будут засчитаны как ошибочные, даже если вы правильно воспроизвели 99 чисел из 100.
Число вводится на клавиатуре и тут же появляется на экране крупными цифрами. У меня ещё есть возможность исправить это число. Но после нажатия кнопки "Ввод", это число уже нельзя исправить.
Оно введено в программу. Затем набирается следующее число, "Ввод", число "уходит" в программу. И так, число за числом, я ввожу в программу все 100 чисел.
Как я их вспоминаю? Очень просто. Прогоняю в памяти заранее заученную последовательность вспомогательных образов. На каждом образе вижу образ, обозначающий число. Тот, который я "поместил" туда при запоминании. На первом вспомогательном образе я вижу образ "Клей". Ввожу в программу первое число - 36. На втором вспомогательном образе я вижу образ "Чашка". Ввожу в программу число 46. И так далее.
После введения всех ста чисел, программа показывает результат запоминания. Он следующий. Объем запоминаемой информации - 100 двузначных чисел. Средняя скорость запоминания одного числа - 3,04 секунды (1,52 секунды на одну цифру). Количество допущенных ошибок или пропусков - 4.
Это настоящие результаты. Замер своего навыка запоминания я специально сделал перед написанием этого выпуска рассылки.
Результаты - так себе (по сравнению с мировыми рекордами запоминания чисел). Но я ведь специально не тренируюсь в запоминании чисел. Можно даже сказать, что вообще не тренируюсь. Программа показала мой рабочий навык запоминания на настоящий момент времени.
Одновременно с показом результата запоминания, программа выводит усредненный коэффициент. По этому коэффициенту очень удобно сравнивать навык запоминания разных людей. Ведь результаты могут быть очень разными. Как по объему, так и по средней скорости запоминания, по количеству допущенных ошибок. Как определить, кто запоминает лучше? Коэффициент, усредняющий эти три показателя, позволяет сравнить навык запоминания разных людей при существенных разбросах параметров объема, скорости, ошибок. Позволяет сравнить с точностью до сотых.
Показанные мною результаты соответствуют коэффициенту 29,07. Получается, что мой результат запоминания в 29 раз превышает норму, по сравнению с человеком, который может запомнить на этом тесте всего 5 двузначных чисел.
Вдумайтесь в это число. Когда человек обучается печатать на клавиатуре компьютера, то после обучения его скорость печати увеличивается всего в 7 раз (от 50 ударов в минуту одним пальцем до 350 ударов в минуту десятью пальцами). При этом говорят о переходе навыка письма на КАЧЕСТВЕННО новый уровень (бывает ещё и количественное улучшение, когда человек стал печатать в два раза быстрее, или в полтора раза быстрее). Но "Семь раз" - это новое качество, это новый навык. Здесь уже нельзя говорить, что человек стал печатать быстрее. В данном случае говорят, что один умеет печатать, а другой не умеет. А тут - 29 раз!
Но ведь это не предел. Объем ограничен только вашим желанием запоминать. Можно заказать программе и 150 чисел, и 200, и 300. Объем не имеет значения. Соответственно объему будет увеличиваться общее время запоминания.
А как же кратковременная память? Как же те 5 единиц, о которых написано во всех учебниках психологии?
Что, у меня феноменальная память? Да, нет. В школе я учился на тройки-четверки. И сейчас часто забываю, куда положил свои ключи и сотовый телефон.
Может быть, навык запоминания не дается человеку при рождении? И запоминанию нужно обучаться? Так же как вы обучались в школе чтению и письму? Если бы психологи попробовали измерить скорость чтения у человека, который не умеет читать, какие результаты получили бы психологи? А если бы все люди не умели читать? То тогда нормой была бы способность человека читать по слогам. Так как "психологическая норма" - это результат, показываемый большинством.
Но результаты, демонстрируемые большинством, это не норма для мозга. И если психологи утверждают, что большинство не может запомнить более пяти цифр, то это всего лишь значит, что большинство людей просто не умеют запоминать. Нас этому не обучают. И это не значит, что возможности "кратковременной памяти" действительно ограничены магическим числом "7".
Что же на самом деле тестирует тест Джекобса? Есть ли кратковременная память? И каковы её действительные возможности? Мнемотехника позволяет более точно ответить на эти вопросы, чем это делают учебники психологии.
Любой человек, обученный навыку запоминания, знает, что после однократного запоминания 100 двузначных чисел, эти числа не сохраняются в памяти долго. Если образованные при запоминании связи специально не повторять, то большинство чисел забудется в течение одного часа после запоминания.
Обратите внимание, что когда речь идет о кратковременной памяти (запоминание мнемонистом чисел с однократного восприятия), не правильно говорить об объеме! Объем практически не ограничен. И если и ограничен, то это сотни чисел. Но никак не пять "единиц". Ограничено время сохранения связей. Это время равно примерно одному часу.
Говоря о кратковременной памяти, правильнее было бы говорить о времени сохранения информации в кратковременной памяти, а не об объеме. Время сохранения информации в кратковременной памяти действительно ограничено и равно примерно одному часу. При условии однократного запоминания без последующего мысленного повторения информации.
Если запомненные сведения несколько раз повторить мысленно, то образованные в мозге связи закрепляются, и человек может вспомнить числа через день, через два дня, и даже через месяц.
Регулярно просматривая запомненные сведения в своем воображении, можно поддерживать информацию в мозге неограниченно длительное время.
Что же проверяет тест Джекобса? На самом деле этот тест проверяет не кратковременную память, а так называемую "слуховую эхо-память" - способность человека повторить только что услышанное. Слуховой анализатор обладает значительной инертностью. То, что вы восприняли на слух, какое-то время "крутится" в голове, как эхо в горах. Благодаря большой инертности речевого анализатора мы можем повторять короткие фразы (или несколько чисел) сразу после их восприятия. Но факт повторения чисел сразу после их восприятия совсем не говорит о запоминании этих чисел. То, что находится в слуховой эхо-памяти, не попадает в ПАМЯТЬ. И уже через несколько секунд после правильного воспроизведения пяти услышанных чисел, человек не сможет их воспроизвести. Они "вылетают" из головы, вытесняются из слухового анализатора другой воспринятой короткой фразой. Какая же это память? В данном случае правильнее было бы говорить о физиологической памяти слуховой анализаторной системы человека.
На мой взгляд, тест Джекобса проверяет инертность слухового анализатора. У одних людей инертность меньше (сохраняется фраза длительностью в 4 секунды), у других людей инертность больше - сохраняется фраза длительностью в 7 секунд.
Кто-то может возразить, что услышанную фразу можно повторить и через два часа, она сохраняется в памяти. Если фраза на знакомом языке, тогда да. И она действительно сохраняется в памяти. Так как образы, возникающие в мозге под воздействием слов, соединяются. А это и есть автоматическое (непроизвольное) запоминание. При восприятии цифр, образы в голове не возникают, и механизм памяти не срабатывает.
Проведенные мною сопоставления результатов тестирования по методу Джекобса и на программе, тестирующей запоминание чисел с однократного восприятия, показали, что нет никакой корреляции (взаимосвязи) между физиологической памятью слухового анализатора и способностью человека запоминать.
Способность запоминать связана с психическими процессами "мышление" и "внимание". Именно от развитости этих двух психических процессов зависит память человека, его способность обучаться.
Способность мозга запоминать сильно зависит от того, что мы кушаем. Зависит от химического состава крови. Если перед запоминанием 100 чисел я выкурю несколько сигарет, результаты запоминания будут хуже как минимум в два раза. Появится много ошибок и средняя скорость запоминания увеличится.
Сколько нужно тренироваться, чтобы запоминать 100 чисел с однократного восприятия? Достаточно всего одного месяца регулярных занятий.
Зачем запоминать 100 чисел? Это просто тест, определяющий общее состояние вашего мозга, вашей памяти. Успешное прохождение данного теста говорит о том, что вы сможете запомнить с однократного восприятия 25 телефонных номеров. Так как запоминание одного телефонного номера можно приравнять к запоминанию четырех чисел, к образованию четырех связей между зрительными образами.
Так, если я в среднем запоминаю одно число за 3 секунды, значит для запоминания телефонного номера (с его "хозяином" и с фиксацией последовательности) достаточно 12-ти секунд. Тест на запоминание чисел позволяет оценить скорость запоминания других видов информации: телефонов, исторических дат, названий, фамилий, анекдотов, текстов и т.п.
Нужны ли какие-либо врожденные способности, чтобы научиться запоминать? Нет, нет и нет. Любой нормальный человек способен сформировать у себя навык запоминания за достаточно короткое время.
Однако если есть какие-либо нарушения процессов "Мышление" и "Внимание", мнемотехника может даваться с трудом таким людям. Чаще всего встречается неустойчивость внимания (неспособность сосредоточиться), связанная с чрезмерным употреблением стимулирующих веществ и общей интоксикацией (отравлением) организма. В данном случае элементарный контроль над своим питанием позволит значительно улучшить память.
Можно ли запоминать сто чисел на слух? Какая разница? Главное, чтобы числа (или цифры) предъявлялись не слишком быстро. Иначе вы не будете успевать их запоминать. Ведь запоминание - это сознательное ДЕЙСТВИЕ.
Если человека, обученного технике запоминания, тестировать по методике Джекобса, то тест зашкаливает, достигает своего предельного значения - объема памяти, равного десяти единицам. Но 10 цифр - это всего 5 двузначных чисел...
Представляете удивление психолога, когда вы правильно воспроизведете не только каждый цифровой ряд после его прочтения, но и сразу все цифры 28-ми рядов, которые вам диктовались в течение всего эксперимента по методике Джекобса? Мне кажется, что психолог начнет серьезно сомневаться в том, что объем кратковременной памяти равен всего семи единицам.
Пример цифровых рядов, предъявляемых устно при тестировании объема кратковременной памяти по методу Джекобса
Всего делается четыре пробы. В одной пробе - 49 цифр (25 двузначных чисел). Каждый ряд нужно воспроизвести сразу после его прослушивания. 1 ряд: 2 6 4 9 2 ряд: 7 5 9 6 2 3 ряд: 3 9 2 8 6 4 4 ряд: 6 1 0 8 9 5 1 5 ряд: 9 1 6 7 3 0 5 2 6 ряд: 5 2 9 1 3 6 5 7 4 7 ряд: 4 6 1 0 8 5 2 9 1 7
Чтобы запомнить на слух все цифры в четырех пробах, нужно запомнить 196 цифр или 98 двузначных чисел (цифровая информация в мнемотехнике запоминается в основном на основе образных кодов двузначных чисел от 00 до 99).
Удачного вам тестирования по классическим методикам!
Instagram: @alexandr__zubarev
Ваше мнение о статье | Ваше имя | | Еmail | | | Сообщение
| | комментарий: 03.09.2007 23:18:48 странные эти люди что писали комментарии, я потратил часа 2 на работу со статьей, стока всего нашел интересного. А эти люди вообще странно что стали ее читать читать аноним |
комментарий: 12.02.2006 22:32:48 Я думаю что... пошли советчики все нах... Нашлись умники пудрят мой мозг читать Всем лежать! |
комментарий: 03.02.2006 18:27:40 Я думаю что это все бред читать аноним |
|
|
|
Партнеры проекта |
|
Другие сейчас читают это: |
| | |
|
Партнеры проекта |
| Это интересно |
| | |
|
|