Карма, применительно к человеку, определяется тем, что он считает своим и не готов отпустить. Он с этим отождествлён, и привязка к этому опыту формирует последующий.
Работа кармы проста: страдающему (т.е. отождествлённому с опытом страдания, считающему страдания своими) больше страданий, счастливому - больше счастья, больному (в смысле отождествлённому с болезнями как "своими") - больше болезней.
Карма - это позволение продолжить получение того опыта, который человек считает своим, и придаёт ему особую значимость.
Причём положительна или отрицательна эта значимость для человека, не играет никакой роли, - важна значимость, проистекающая от соотнесения с собой, со своей жизнью. Это то, чем человек занимается, без чего ему трудно представить свою жизнь. Значимость получаемого опыта формирует продолжение. Например, если человека, фактически посвятившего жизнь борьбой с болезнями и несчастиями спросить, зачем он занимает себя исключительно этим, он удивлённо ответит: "Как зачем! Мне же надо от них избавиться!". А то, что здоровым нельзя стать, занимаясь болезнями, до него не доходит. И не приходит в голову послушать музыку, погулять по лесу, насладиться игрой в мячик, пением птиц, поесть мороженое и т.д., хотя возможно именно это освободило бы его от болячек и несчастий.
А ведь всё просто, - если ты занимаешься болезнями, то их и получаешь, ведь тебе же надо чем-то заниматься! Занимаешься здоровьем, его и получаешь. Ищешь любовь и понимание, для тебя значимо их отсутствие - и уже который год безрезультатно продолжаешь их искать., Находишь вокруг себя любовь, любишь себя и окружающих людей - и любви в твоей жизни становится всё больше и больше. Это закон, - на что ты направляешь внимание, чему придаёшь значимость, чем наполняешь момент "сейчас", то и будет в твоей жизни.
Так продолжается до тех пор, пока человек не "насытится", не наиграется, и не станет готов отпустить, отдать значимость своего опыта. Подчеркну, - отдать не свой опыт, а игру в его значимость.
Это и даёт дорогу иному.
Можно ли ускорить этот процесс? - да, несомненно. Если речь идёт о событиях в вашей жизни, которые были значимы и повлияли на дальнейшую жизнь (например, вы не сдали экзамен, получили травму, или выросли в семье, ограничившей развитие способностей), для выхода из кармических цепочек можно разыграть альтернативные варианты прошлого. Это можно сделать в воображении или поставить мини-спектакль наяву. К примеру, если на ногу вам когда-то наступил слон, придумайте и проживите как можно более реально десяток-другой иных вариантов произошедшего, - не слон это был, а кошка, или слон прошёл мимо, или вы успели отдёрнуть ногу, или… В итоге возникает состояние, когда то, что с вами произошло, не имеет особой значимости, вы можете вспоминать и говорить об этом без малейшего напряжения. То ли это было с тобой, то ли во сне, то ли с другим… А может быть, теперь вспоминаете происшедшее с улыбкой и благодарностью, словно приятный эпизод из детства. Часто одного этого оказывается достаточно для быстрого духовного и физического исцеления! Некоторое время, возможно, старая ноша ещё будет на человеке, однако не получая подкрепления в виде энергии значимости, она с большой вероятностью исчезнет и с физического плана. Впрочем, это становится не важно, ведь человек оказывается в мире, где много всего другого, и то, чем он заморачивался ранее, теперь составляет крошечный кусочек его бытия.
Каждый может легко проверить, как влияет на восприятие присвоение себе того или иного ощущения. Например, если вы ущипнёте бельевой прищепкой свой палец и сосредоточите внимание на том, что боль именно ваша, "страдаете" именно вы, и вам эти страдания совершенно ни к чему, то вы, скорее всего, будете испытывать сильные неприятные ощущения. Как только вы отпустите переживание, дадите ему возможность жить и благожелательно отнесётесь к нему (например, как к приправе, придающей жизни необходимую остроту), боль исчезнет, она просто превратится в не особо значимое ощущение в огромном пространстве других событий. Происходит чудо, - человек, расширившись до принятия всей ситуации, может выбрать, кем и как он себя ощущает! Например, в момент опасности он может стать тем, кто любуется ягодкой спелой земляники, или тем, кому щебечут птицы, при этом оставаясь бдительным и внимательным к происходящему. А если он пойдёт дальше и ощутит себя осознаванием, то всегда и везде, в любой роли и маске, при нём будут ясность, понимание, не-занятость и любовь, он просто никогда не позволит своим маскам и отождествлениям подменить себя ими. Он начинает ощущать себя не как объект с определёнными "тактико-техническими характеристиками", а как Поток, текущий через различные состояния, структуры и формы. Ему, в отличие от существа, отождествлённого с жизнью в теле, не страшны любые события! Даже смерть не страшна ему, ведь это теперь всего лишь очередная смена формы существования Потока.
Зов этой возможности прекрасно выразил Ра-Хари:Не лететь против ветра,Не быть уносимым ветром,..
Быть ветром.
Добавлю, что любая мысль или действие оставляют свой след в психическом мире, а в силу того, что мы имеем обыкновение повторять свой опыт и следовать привычным способам реагирования, со временем след углубляется и превращается в кармическую программу, импринтированную вплоть до генного, соматического уровня. Например, источником многих болезней и симптомов могут стать дисгармоничные эмоции и мысли. Помимо того, что они образуют устойчивые структуры в психическом мире, любая из них оставляет свой пагубный след в гормональном фоне, мышечном тонусе, ритме дыхания и сердца и т.д., что при многократном повторении неизбежно ведёт к развитию патологии.
Возникает вопрос, - а что же тогда делать с "негативными" чувствами и эмоциями? Ответ такой: необходимо принять их, а затем отпустить. Первый шаг прост, достаточно внутренне разрешить их выражение, научиться прощать себя и других за это. А второй ещё проще, достаточно лишь не упускать их из поля внимания, в то же время не придавая им избыточного значения. По сути, это означает поместить их в любящее пространство, о котором шла речь. В результате, "негативные" чувства начнут трансформироваться, вы увидите не только их изначальную, неискажённую форму, но и спутников и соседей, среди которых всегда можно выбрать кого-то подходящего. Например, обнаружите, что агрессия в изначальной форме представляет собой активный интерес к окружающему миру, и легко в него трансформируется. Или что рядом с ревностью и злостью всегда находятся достоинство и спокойное ощущение собственной самоценности. А может, вы откроете что-то совсем другое.
Хочу сказать ещё об одном источнике болезней и симптомов кармического характера, не всегда очевидном. Это наши неспетые песни, нереализованные таланты и зарытые в землю возможности. Очевидно, что нереализованные задатки и "неправильные" паттерны поведения невозможны друг без друга, они создают друг друга и появляются одновременно, и только вслед за ними идут симптомы и болезни. Отсюда, мы можем рассматривать болезни как наказание, однако можем также видеть в них посланников, позволяющих идти через них к гармонии и целостности, и сулящих невероятное обогащение нашей жизни. Что видеть в болезнях, это целиком и полностью твой выбор!
Конечно, Дар посланников достанется только тому, кто сумеет принять их сердцем, и увидеть за пугающей наружностью их истинную природу, несущую трепетную и радостную весть. Это может быть напоминанием о мечте, о которой вы забыли и которую сейчас совсем нетрудно реализовать, или указанием на ваше истинное призвание, или призывом к детской беззаботности… А может быть указанием, что в вашей жизни нет лёгкости, вы всего добиваетесь усердием и силой, или посланием от чего-то очень важного, но забытого и отброшенного в повседневной суете.
Чтобы получить дар, вам не понадобиться забитая знаниями и правилами голова - нужна ваша невинность и открытость, желание почувствовать послание и выразить его телом, звуками; позволение себе совершать ошибки, делать глупости, делать что-то просто так...
В заключение мне хочется привести дзенскую притчу:
Однажды путь монаха пролегал через джунгли, где жили тигры. Два тигра заметили его, и бросились в погоню. Монах побежал со всех ног, однако дорогу ему преградил обрыв. Подбежав к нему, монах заметил лиану, и, пытаясь спастись, стал спускаться по ней. Но один тигр обошёл обрыв и стал поджидать его снизу, а второй остался караулить сверху. Монах висел на лиане, и уже начал было надеяться переждать беду, как подбежала мышка, и стала потихоньку подгрызать лозу. Монах оглянулся вокруг и увидел возле себя ароматную землянику. Уцепившись одной рукой за лозу, другой он достал спелую ягоду.
Это была самая вкусная ягода в его жизни…
В притче не говорится, что случилось с монахом после. Слушатель имеет шанс постичь, что в любой миг его жизнь ничем не отлична от положения монаха, висящего над пропастью. По сути, он и есть этот монах, и вместе с опасностями и неприятностями всегда имелась и есть сейчас самая вкусная ягода в жизни. И самый прекрасный миг в жизни происходит сейчас. И никакая карма этому помешать не в силах.
Михаил Заречный
Instagram: @alexandr__zubarev