Можно сказать, что на сегодняшний день раздражительность является основным бичом человеческой психики. И большинство наших приобретенных болезней, как физиологических, так и психологических, берет свое начало от дуэта стресс-депрессия, который черпает свою энергетику от раздражительности. Таким образом, склонность к раздражению можно считать психической аллергией на жизнь.
Видите, насколько опасной является банальная раздражительность, которая зачастую маскируется под такие позитивные виды отношений, как ответственность, скрупулезность, чистоплотность, аккуратность, бережливость и т. д. Борьба за высокие нормы жизни как в социуме, так и в отношении качественной стороны собственной психики, нередко принимает извращенные в своей избыточности формы.
Одни - те, кто не понимает того, что с ними происходит, становятся невротиками, а затем, при прогрессировании депрессии, в той или иной степени, и психически больными людьми. Другие, понимая свою ущербность в этом плане и склонность к скатыванию в психоз, но не видя выхода из сложившегося положения вещей, пытаются уйти от возникшей проблемы, попадая в цепкие лапы различных зависимостей.
И спектр таких "маний" весьма широк, начиная от алкогольной, табачной или наркотической зависимостей и заканчивая болезненной религиозностью, которая имеет широкий диапазон своей проявленности, вплоть до сектантства. Вот так, казалось бы, обычная раздражительность со временем, если с ней ничего не делать, становится опаснейшим недугом. И даже успокоительные таблетки нельзя считать панацеей от данной проблемы.
Ведь медикаментозный ряд воздействия психолептиков так же конечен, потому что в организме возникает привычка к одному уровню средств, и тогда приходится менять их на другие, более сильные транквилизаторы. Но этот путь ведет в тупик, не говоря уже о том, что жизнь, поставленная в зависимость от таких препаратов, приглушает ее вкус, и она значительно теряет для человека свою ценность и значимость. Так значит ли это, что бороться с раздражительностью бесполезно?
Давайте разбираться. Прежде всего, надо найти ответ на следующий вопрос: а что такое "раздражительность"? И мы видим, что данный эффект возникает в виде энергетической вибрации, которая сотрясает весь организм, начиная с мозговых структур. А тряска, о которой идет речь, есть следствие диссонанса, возникающего от несоответствия энергетических частот, идущих от объекта к субъекту либо от одного субъекта к другому.
Это как в музыке, когда один музыкант начинает фальшивить, и тогда все тонко настроенные чувства окружающих его музыкантов просто "взрываются" от протеста. Вот мы получили еще одно значение - острая чувствительность. Итак, первое, - это несоответствие частот внешнего либо внутреннего миров относительно ожидаемых.
Сразу хочу отметить, что данная характеристика должна быть отнесена к разряду не имеющих значения на данный конкретный момент отношений, так как ничего в этом аспекте изменить невозможно. Когда-то - да, но не сейчас. Второе - это индивидуальный строй нервной системы. И здесь мы вынуждены воспользоваться той же характеристикой, то есть это не имеет значения в данном месте и времени.
Безусловно, укреплять "нервы" (как, впрочем, и стабилизировать психику в целом) - необходимо. Но ожидать немедленных результатов от этих долгосрочных процессов опрометчиво, поэтому и здесь мы не найдем ответа на ключевой вопрос. Продолжим анализировать создавшееся положение. Можно обратиться к своей логике, задав ей следующую тему для размышлений.
"Вот я раздражаюсь, а что это дает позитивного как мне, так и миру?". И ум, естественно, выдает логичный ответ: «Это абсолютно бессмысленное занятие, которое несет в себе один лишь негатив». «Ну, а если это так, то почему бы нам ни прекратить это занятие, если оно не только бесполезно, но, к тому же, и вредно?». Ум соглашается.
"Действительно, давно пора этому разрушающему мою жизнь "беспределу" положить конец!". И вот человек, будучи полон самых радужных надежд, решает жить по-новому. Ведь произошло событие, должное перевернуть всё его бессмысленное до этого переосмысления существование.
Однако первый же контакт с внешним миром не оставляет от былых начинаний и выверенных решений "камня на камне". Индивидуум обескуражен: "почему?!". Так он вопрошает у своего ума, и тот ему отвечает: "конечно, нервничать и раздражаться плохо, но что поделаешь, если все вокруг ведут себя, как идиоты, и, видимо, специально меня злят, стремясь сжить с этого света!".
И ум завершает: "я-то готов не раздражаться, но вот ОНИ не позволяют этого". И мы в итоге видим, что наш страждущий попал в капкан. Почему? Да потому, что внешний мир не изменяется в одночасье, а индивидуальная нервная система, ее тонкая организация не может терпеть такое насилие. Но это, к счастью, не тупик, - смотрите, почему.
Что такое раздражительность с точки зрения процесса? Это причинно-следственный ряд. Значит, если этот ряд разорвать, то и раздражение станет невозможным. Хотя ведь, по своей сути, причинно-следственный ряд есть цепочка жизненных отношений или, по-другому, сама жизнь. Следовательно, разрывать ее нельзя. Правильно.
Но если нельзя разорвать, то что нам мешает ее видоизменить? Причем так, чтобы новая цепь исключила мотивы отношений, вызывающие раздражение. Но как это сделать? Продолжаем рассуждать. Цепочка отношений возникает между участниками, решающими те либо иные вопросы. То есть речь идет о тех людях, которые создают этот процесс отношений.
А тот, кто не создает его, тот, бесспорно, не может являться и участником. Но кто он тогда, если всё же присутствует в этом мире? Ответ очевиден: если лицо не участвует в процессе, но находится в этом пространстве и времени, значит, он, осознавая его и понимая, занимает позицию наблюдателя. То есть он живет, но не участвует.
Нет, это не пассивное созерцание, которое безлично, а активная позиция исследователя, которому всё очень интересно, однако его принцип - невмешательство. Он заинтересован, но нейтрален. Это очень интересное состояние, которое, с одной стороны, позволяет уму заняться исследовательской деятельностью, проявляя максимум любопытства и даже творчества, но на ниве разбирательства: "почему так происходит?".
Представьте: есть классический театр, где сцена отделена от зала. При этом зритель является созерцателем. (Причем наша позиция наблюдателя не исключает индивидуума из полноценной жизни. То есть он как был участником жизненного процесса, так и продолжает им оставаться. Хотя, вместе с этим, ему необходимо свое "Я" отождествить не с участником, который реален, а с наблюдателем, который не менее реален).
И вновь вернемся к театру. Мы говорили о классическом театре, но, наряду с ним, появился и его новый вид, где сцена, в традиционном понимании, отсутствует. Но тогда где же играют актеры? А вот в зале и играют, привлекая для этого даже зрителей. Видите: произвольно зритель является наблюдателем, а непроизвольно - участником действа. Но становится ли он при этом актером?
Естественно, нет, так как знает, что он – зритель, и поэтому у него отношение к происходящему не имеет личностных мотивов. Эти роли написаны не для него, поэтому он за них и не несет ответственности, а значит, они его непосредственно не касаются. Но на их примере зритель получает возможность экспериментировать, создавая свой, индивидуальный спектакль.
В нём он является, в одном лице, и автором, и режиссером, и актером, и, что самое главное, – зрителем. Он, играя не в своей пьесе, вплетает в нее свой замысел, одновременно с творчеством изучая технику игры. И зрителю открываются горизонты, которые ранее были для него не то что необозримы, но даже немыслимы.
Такому сознанию становятся интересны, в том числе, и различные несоответствия в жизни. Как истинный театрал, он старается не пропустить ни одной постановки этого театра. Ведь каждый раз он познает для себя что-то новое. И пусть оно не всегда для участника, его духа, оказывается синхронным, но ведь это не имеет решающего значения для наблюдателя.
Ведь из каждого нюанса он может извлекать для себя массу позитивных факторов, которые потому являются таковыми, что дают возможность наблюдателю переводить эти активы в знания. И теперь его, как критика, не только не раздражает это несоответствие, которое может иметь место между увиденным и ожидаемым, а даже восхищает, как естествоиспытателя найденная и доселе неизвестная разновидность какого-то отвратительного червя.
Хотя это отвращение касается человека, а он в этот момент не просто человек, но и исследователь, причем ученого в то время в нём больше. Вот таким образом можно сразу, тут же, без каких-либо наработок, изменив свое отношение к происходящему, не только устранить раздражение, но и не позволять ему возникать, так как для него нет никаких оснований.
И даже наоборот: то, что раздражающие несоответствия имеются, радует, ведь не надо специально искать объект для своего исследования. Чувствительность же нервной системы более не является недостатком, так как позволяет глубоко проникать в суть имеющих место отношений и событий.
А всё вместе, и участие, и наблюдение, развивая знание человека о жизни, сделает личность сильной, мудрой и радостной, настроенной на стабильное и позитивное мировосприятие.
П. Веденин
Instagram: @alexandr__zubarev