ОТСУТСТВИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИВ некоторых письмах женщины, затрагивая проблемы половой жизни, жалуются на отсутствие каких-либо потребностей в этой области. Они чувствуют себя лишеными секса, могли бы вообще обходиться без близости, их тело никак не реагирует на возбуждение, более того - последнее им совершенно незнакомо. Анализируя свою жизнь, пишут, что отсутствие сексуальности наблюдали y себя всегда, y них никогда не бывало фантазий или снов эротического характера, они никогда не занимались мастурбацией. Издания типа порно, эротические сцены в фильмах, телепредачах и литературе всегда оставляли их равнодушными. С учетом всего сказанного им кажется, что они асексуальны от природы. Соответственно, напрашиваются вопросы: реален ли такой феномен? Существуют ли женщины, полностью лишенные всяких сексуальных поребностей и ощущений? Возможен ли в этой сфере жизни абсолютный сексуальный нуль?
Если говорить о письмах, то иногда можно заподозрить некоторое преувеличение в описании корреспонденткой собственных проблем, но подобные случаи встречаются также в повседневной работе сексолога, иногда с просьбой о помощи обращаются женщины, уже измученные половой жизнью под принуждением и напрасно ожидающие y себя появления возбуждения или заинтересованности сексом. Некоторые из них пытались "проверяться" с другими мужчинами, но подобного рода тесты, как правило, лишь подтверждали их асексуальность. Понятно, что такие ситуации пробуждают в них беспокойство, ощущение собственной малоценности и опасение за судьбу их отношений с актуальным партнером.
Женская асексуальность, заключающаяся в отсутствии какого-либо интереса, потребностей и сопутствующих им реакций в сексуальной сфере, встречается довольно редко. Если присмотреться к этому явлению повнимательнее, то окажется, что в его основе чаще всего лежит один из нижеперечисленных факторов:
- ГОРМОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА. У некоторых женщин нарушения на оси подкорка - гипофиз могут влиять на их половую жизнь. В этом случае необходим тщательный анализ состояния здоровья и проведение специального обследования.
- ПСИХОГЕННЫЕ ПРИЧИНЫ. У части женщин заторможенность, возникшая по отношению к сексу, связана с воспитанием в семье. Сексуальные травмы и шоки, относящиеся к детскому периоду, отрицательные впечатления, вынесенные из родительского дома (чаще всего связанные с конфликтами между родителями), религиозный ригоризм и т.п., могут стать серьезным препятствием для развития потребностей и интересов в этой области. В таких ситуациях лишь знакомство с прошлым данной женщины, иногда даже с ее детством, дает возможность обнаружить причину сексуальной блокады.
- ЗАПОЗДАЛОЕ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ СОЗРЕВАНИЕ. У некоторых женщин период "детства" в сексуальной сфере продолжается в молодости и даже в зрелости. Пробуждение интересов и сексуальных потребностей происходит y них в более позднем возрасте. Однако, если брак такой женщины и связанная с ним половая жизнь не приносят позитивных впечатлений, психосексуальное созревание может резко замедлиться и даже заблокироваться. Механизм этого очевиден: секс не является выражением потребностей, а его практическая реализация не дает никакой опоры, позитивных переживаний.
- СКРЫТЫЕ ГОМОСЕКСУАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ. Случается, что гомосексуальные склонности блокируют влечение женщины к мужчинам, но одновременно по разным причинам не допускаются до сознания. С виду позоже на то, что такая женщина асексуальна от природы, а на самом деле ее сексуальность блокирована в не принимаемом подсознанием направлении.
Те или другие причины женской асексуальности не представляли бы сложной проблемы, если бы такие женщины вовремя заинтересовались собой. К сожалению, зачастую и заключение брака, и создание семьи сопровождаются наивной верой в то, что секс появится через некоторое время сам собой. увы, вместо этого возникают многочисленные конфликты между супругами, усталость от сожительства "по обязанности", комплекс женской неполноценности и многое другое.
МАТЕРИНСТВО КАК БЕГСТВО ОТ ПАРТНЕРА
Материнство как одна из важнейших ценностей в жизни человека ассоциируется только с позитивными факторами, и это, безусловно, правильное видение. Однако оно не исчерпывает всех особенностей, присущих этому явлению. Об одной из них, когда материнство используется в качестве предлога для отказа от сексуальных контактов с супругом, и пойдет речь ниже. Проблема эта очень деликатного свойства и далеко не однозначная. Приведу пример. Потребность материнства и сексуальное равнодушие к мужу во время ухода за маленьким ребенком распространены довольно широко. Упомянутое безразличие может объясняться многими причинами: утомлением, обремененностью многочисленными обязанностями, изменениями в организме женщины после родов. Слчается, однако, что само материнство и позднейший всепоглощающий уход за ребенком таят в себе нечто совершенно иное - стремление освободиться от сексуальной и даже духовной связи с партнером. Рождение ребенка играет здесь роль благородной с виду дымовой завесы для этого мотива, т.е.позволяет женщине уклониться от прямого - в лоб - отказа мужу. Благодаря материнству она может избегать близости, объясняя это прчинами, убедительными как для супруга, так и для окружающих. При этом она сама может не отдавать себе отчета в том, что таким путем ищет путь к бегству от отца ее ребенка, тем самым дополнительно усугубляя проблему. Мне сравнительно редко доводится слышать от приведенной мужем на консультацию жены честное объяснение: "Наконец-то удалось избавиться от этой неприятной для меня обязанности. Надеюсь, вы, доктор, понимаете, о чем речь? Раньше же я просто не могла сказать ему этого вот так, прямо". Чаще всего материнство используется как первичный, а не вторичный повод для отказа партнеру: "Я чувствую себя настолько уставшей, что мне попросту не до этого" или "До беременности все было хорошо, а после родов все изменилось, почему - незнаю". Таким образом, расшифровка подлинной причины прекращения сексуальной связи в браке может оказаться трудной и нередко связанной с необходимостью применения специальных диагностических методов, исследующих глубокие сознательные или подсознательные мотивировки.
У мужчин такая искусно замаскированная форма бегства от связи с партнершей нереальна. Какими возможностями он располгает для сокрытия подлинных мотивов? Жалобы на перегруженность непосредственной и общественной работой могут быть легко подвергнуты проверке, а для их устранения достаточно отпуска или праздников, позволяющих убедиться, существует ли такой мотив в действительности. В случае побега "в материнство" возможность такой проверки отсутствует. Ведь трудно объективно оценить, в какой степени оно действительно изматывает женщину, поглощает все ее силы. Кроме того, усиленные хлопоты и непрекращающаяся возня вокруг новорожденного могут воспринимаься как действия, направленные на благо маленького члена семьи, и даже дополнительно возвышать женщину в той и без того благородной роли, какой является материнство. В желании иметь очередного ребенка порой также кроется потребность бегства от партнера: повторные роды продлевают заботы по уходу за младенцем и позволяют дольше избегать сожительства с супругом. Последний оказывается по сути дела беззащитным перед ближайшим окружением: женщина всегда найдет объяснение своим отказам, он же может столкнуться с критикой, если рискнет выразить недовольство тем, как складываются его интимные отношения с женой. Ему тут же укажут на полную самоотречения круглосуточную работу женщины по уходу за детьми, осудят за эгоизм, непонимание трудностей, выпавших на долю супруги-матери, и т.п. даже если он постарается облегчить ей уход за ребенком и привлечет к этому своих родителей, домработницу или подключится сам, то все равно может услышать, что эта помощь проблемы не решает.
Побег "в материнство" представляет собой достаточно часто встречаемый y женщин защитный механизм, который одновременно является и наиболее сложным для распознания. На нем обманываются не только супруг, блзкие, но иногда и сама женщина, доказательством чего могут служить возникающие на этой почве дела о разводе.
ПРЕРЫВАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ И СЕКС
Биологические и психологические результаты операций по прерыванию беременности представлены во многх специальных трудах, кроме того, постоянно публикуются итоги новых исследований. Понятно, что наибольшее внимание уделяется ближайшим последствиям (так называемым послеоперационным осложениям), например воспалениям, механическим повреждениям матки, влагалища, нарушениям менсутрального цикла, а также биологическим, более удаленным во времени и вызывающим гормональные расстройства. В числе психических расстройств возможны невротические реакции, депрессии и т.п. Менее изучены последствия, отражающиеся в сексуальной сфере. Этим последствиям посвящен данный раздел.
Трудно установить, какой процент женщин, прерывающих беременность, испытывает отрицательное воздействие операции на своей половой жизни (наблюдений в этой области мало). В своей повседневной врачебной практике я довольно часто сталкиваюсь с данной проблемой. Ко мне обращаются пациентки в возрасте от 18 до 46 лет, но доминируют две возрастные группы: 20-26 и 33-39 лет. У молодых речь шла главным образом о прерывании первой беременности, которая была неожиданной и нарушала жизненные планы (рождение ребенка планировалось на более поздний период); y других мотивом операции было нежелание рожать последующих детей. Пациентки делились различными сексуальными проблемами, связывая их с прерыванием беременности. Сами по себе такие заявления вполне объяснимы: ведь каждому человеку свойственно пытаться найти конкретную причину своих половых затруднений, именно поэтому факт операции связывается с началом нарушений в этой области. Однако утверждать, что в данном случае операция действительно явилась однозначной причиной расстройств в половой жизни, с достаточной уверенностью можно лишь после подробного собеседования и скурупулезного обследования. Данные, приведенные ниже, получены в результате такого тщательного изучения. К наиболее распространенным сексуальным нарушениям, сопутствующим прерыванию беременности, относятся: диспареуния (болезненность полового сношения), вторичная холодность (потеря способности испытывать оргазм, понижение интреса к половой жизни и способности к сексуальному возбуждению), аверсия (отвращение) к интимной близости. Причины развития перечисленных нарушений весьма разнообразны, упомяну наиболее распространенные.
ПОВЫШЕННАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПОЛОВЫХ ОРГАНОВ. В ходе прерывания беременности нередко происходит повреждение слизистой оболочки половых органов, и тогда возобновление после операции половой жизни может вызывать болезненные, неприятные ощущения. если при последующих половых контактах ситуация не меняется, боль может стать рефлекторной, что будет способствовать развитию деспареунии.
БОЛИ В ОБЛАСТИ ТАЗА, возникающие иногда в результате операции и усиливающиеся при интимной близости. Это ведет к стремлению избегать половых контактов из страха перед болью.
ГОРМОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА. Если в результате операции появляются различные нарушения гормонального баланса, они могут привести к снижению уровня либидо, и как следствие - к холодности.
БОЯЗНЬ БЕРЕМЕННОСТИ. Факт неожиданной беременности (особенно если применялся оказавшийся неэффективным контрацептив, в результате чего пришлось прибегнуть к операции), может усилить страх перед повторением ситуации и породить неверие в эффективность противозачаточных средств. Боязнь такого рода достаточно часто приводит к уклонению от близости, потере интереса к ней, откуда один шаг до холодности.
ПСИХИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ НА ОПЕРАЦИЮ ПО ПРЕРЫВАНИЮ БЕРЕМЕННОСТИ. Чувство вины, сожаленя, невротические и депрессивные психозы отрицательно отражаются на интересе к половой жизни, понижая уровень возбуждения, затрудняют возникновение комплеса половой готовности. В итоге возникают различные сексуальные расстройства. В других случаях операция уменьшает чувство собственной женской ценности, и это в свою очередь ведет к исчезновению возбудимости и способности испытывать оргазм.
НАРУШЕНИЯ ПАРТНЕРСКОЙ СВЯЗИ, ГЕТЕРОСЕКСУАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ. В случае, если женщина разочарована поведением своего друга жизни (его безответственностью, беззаботностью, стремлением избежать принятия решений), может возникнуть явное или скрытое отвращение к нему, зачастую переносимое на всех мужчин. Оно ведет к различным сексуальным расстройствам, в особенности к аверсии, холодности и даже вагинизму. Многие женщины тяжело переживают недооценку тяжести операции своими партнерами, которые беззаботно, как о чем-то будничном говорят, что через это прошла масса народу и вообще не стоит называть такое операцией и делать из пустяка проблему. Чувство покинутости и непонимания дает пищу для драматических переживаний не одной пациентке и изменяет взгляд на мужа, а также на других представителей противоположного пола. Если принять во внимание, что женщине, возможно, уже довелось пережить несколько операций в подобной атмосфере, станут понятными определенные последствия и для конкретной пары, и для отношения к мужчинам вообще.
ИЗМЕНЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ПАРТНЕРА К ЖЕНЩИНЕ. Случается, что некоторые мужчины после операции по прерыванию беременности начинают видеть свою партнершу в другом свете. Для них она становится антитезой жизни, что ведет к изменению отношения к ней и соответственно к половой жизни с этой женщиной.
АВЕРСИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ИЗДАНИЙ, ПОСВЯЩЕНЫХ ОПЕРАЦИЯМ ПО ПРЕРЫВАНИЮ БЕРЕМЕННОСТИ. Многие женщины переживают подлинный шок, увидев фотографии, иллюстрирующие процесс операции, вид изъятого плода. Эти картины врезаются в их память и воспроизводятся перед мысленным взором во время половых контактов, порождая ужас и чувство вины. Естественно, это сказывается отрицательно на способности испытывать сексуальное возбуждение и на дальнейшей заинтересованности половой жизнью.
РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЗГЛЯДЫ. У глубоко верующих женщин ощущение вины за операцию может переноситься в сферу половой жизни и партнерских отношений. Хотя перечисленные виды сексуальных расстройств и их развитие в результате прерывания беременности отмечаются не y всех женщин, подвергающихся этой операции, однако y части из них они могут стать причиной многих драм. У одних женщин такие последствия развиваются непосредственно после операции, y других - позже. Для сексолога это важная терапевтическая проблема, так как лечение не только требует устранения симптомов, но и связано с необходимостью психотерапии как для данной женщины, так и для ее партнера. При этом психотерапия должна концентрироваться преимущественно на отношении к жизни и чувстве вины, что требует от врача большого опыта.
Instagram: @alexandr__zubarev