Что лежит в основе поведения людей? Почему люди читают газеты, коллекционируют марки, едут добровольцами на войну или поступают в школу фотомоделей? Что толкает людей на те или иные поступки? Психологи называют эту силу “мотивацией”. Считается, что в основе мотивации лежат те или иные нереализованные потребности, которые, преломляясь через призму личностных особенностей и индивидуального жизненного опыта, направляют человека к тем или иным действиям. Например, одной из потребностей является стремление человека стать лучшим специалистом в своей области. По этому поводу нобелевский лауреат Ганс Селье писал: «Люди самых разных культурных, умственных и физических возможностей: домашняя прислуга, ремесленники, инженеры, секретари, поэты, философы, ученые или спортсмены испытывают потребность в достижении «вершин». Любая профессия дает удовлетворение и чувство самовыражения, если мы сделали большое дело, и оно получило признание, пусть даже только наше собственное».Существует множество классификаций мотиваций (потребностей). Например, их можно разделить на биологические, социальные и духовные. К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в еде, одежде, сне, безопасности и пр.). К социальным потребностям относится стремление человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми и пр. Духовные потребности человека — это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации. Считается, что эти три группы мотиваций (биологические, социальные и духовные) образуют своеобразную пирамиду, где биологические потребности представляют собой базальный слой. При их выполнении (когда человек удовлетворил свой голод, жажду и пр.), у него возникают социальные потребности, а затем — духовные. Поэтому философией — поиском истины, в Древней Греции могли заниматься только избранные — те, кого не заботила проблема пищи и крыши над головой. Однако бывает и так, что высшие социальные или духовные потребности человека оказываются сильнее биологических. И тогда солдат бросается на вражеский пулемет, а врач специально заражает себя болезнетворными микробами, чтобы найти лекарство от губительной эпидемии.
Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и дабы избежать путаницы, наше подсознание расставляет их по степени значимости, образуя, таким образом, довольно сложную иерархическую структуру. Известный американский психолог Абрахам Маслоу считал, что, несмотря на разную «сиюминутную» значимость тех или иных потребностей в жизни человека, они изначально отличаются по своей важности. Он предложил свою “пирамиду” мотиваций, нижний уровень которой составляют физиологические потребности, затем идут потребность в безопасности, выше — потребность в любви, затем потребность в уважении и признании, а на самом верху пирамиды — стремление личности к самореализации. Разберем устройство этой «пирамиды» чуть более подробно, так как это поможет нам лучше понимать свои поступки, а также мотивы поведения других людей.
Цель физиологических (биологических) потребностей — удовлетворить насущную нужду человека в еде, питье, отдыхе, половой активности и пр. Эти потребности чрезвычайно важны, но как только они удовлетворяются, то сила их сразу же резко ослабевает. Если вы голодны, то будете думать только о еде, но когда вы насытили свой голод, то вам хочется чего-то еще — например, почитать свежую газету (потребность в информации).
Потребность в безопасности и стабильности — включает в себя уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной. Когда я в качестве психолога работал с кредитными инспекторами Центрально-Черноземного банка Сбербанка России, то обращал их внимание на необходимость индивидуального подхода к клиентам. На занятиях они спрашивали меня, почему одни и те же аргументы в пользу кредитования то великолепно работали, то давали сбои, почему одни директора предприятий с интересом и готовностью выслушивали их доводы, в то время как другие руководители с испугом и недоверием, что называется, «с порога» отметали предложение о кредитовании. И это в то время, когда конъюнктура благоприятствовала экономическому росту, а вложенные в производство деньги могли уже в ближайшее время принести ощутимую прибыль.
Ответ лежал не в сфере экономики, а скорее в области психологии. Директора, отвергавшие предложение о кредитовании, имели чрезмерно развитую потребность в безопасности и стабильности, и их сознание автоматически отсекало все великолепные перспективы, которые рисовали им кредитные работники. Как правило, это были хозяйственники старой советской закалки, не привыкшие рисковать, для которых главной целью было не совершить ошибки. Вместо того, чтобы размышлять в направлении: «Какую пользу я смогу принести своей фирме, получив дополнительные субсидии? Как я смогу расширить и модернизировать производство? Как, имея дополнительные денежные средства, я смогу потеснить конкурентов с рынка?», в первую очередь они думали о возможных негативных последствиях займа средств: «Кредит — это ответственность. А вдруг я не смогу вернуть его в срок, и банк заберет мой залог или того хуже обанкротит меня? Нет уж, жил я без кредитов сам по себе, авось проживу и дальше…». Понятно, что для такого человека аргументация в пользу кредитования должна строится совершенно по-другому, чем для человека, нацеленного на успех и обладающего повышенной склонностью к риску. Директору из второй группы нужно было не столько рассказывать о том, какие возможности откроются у его предприятия при наличии дополнительных оборотных средств, а упирать на надежность сотрудничества с банком, на малую вероятность неудачи и легкость возврата кредита. Поэтому, учитывая существование двух категорий людей — нацеленных на успех и на избежание неудач, я на своих семинарах обучал кредитных работников определять ведущие потребности клиентов и, соответственно, во время «презентаций» по-разному расставлять акценты.
Третья группа потребностей по А. Маслоу - в любви и принадлежности к группе — в настоящее время часто остается неудовлетворенной. Многие люди, желая любви и привязанности, одновременно боятся этих чувств. Им кажется, что реализация этих потребностей несет в себе зависимость от ближнего, что означает для них потерю свободы. Поэтому такие люди с выраженными индивидуалистическими тенденциями разрываются между желанием быть сильным и самостоятельным, с одной стороны, и стремлением раствориться в другом человеке или малой группе, с другой. Вот почему многие успешные карьеристы, вопреки всей мишуре их внешнего успеха, порой чувствуют себя несчастными и одинокими, пытаясь заглушить эту неудовлетворенность сверхурочной работой или алкоголем.
Четвертая группа - потребность в признании, в которую входит целый комплекс потребностей, которые можно разделить на две подгруппы: а) стремление к свободе и независимости; желание быть сильным, компетентным и уверенным в себе. б) желание обладать высокой репутацией, стремление к престижу, высокому общественному положению и власти. Следует отметить, что вопреки сложившемуся в советское время стереотипу, честолюбие — важнейший позитивный стимул для профессионального роста, и если его правильно культивировать, оно служит мощным двигателем личностного прогресса.
Пятая и высшая потребность по А. Маслоу — это потребность в самореализации — желание делать то, что тебе нравиться, к чему ты имеешь способности и таланты. Когда человек занимается любимым делом, появляется ощущение гармонии, если же человек не смог полностью реализовать себя в любимом деле, он, рано или поздно, начинает испытывать чувство неудовлетворения и скуки. Первооткрыватель стресса, нобелевский лауреат Ганс Селье так писал о подобной ситуации: «У лиц, занятых типичной для современного общества работой в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере услуг (от простого подручного до руководителя с ограниченной ответственностью), главный источник дистресса находится в неудовлетворенности жизнью, неуважении к своим занятиям. Старея и приближаясь к завершению карьеры, человек начинает сомневаться в важности своих достижений. Он испытывает чувство крушения от мысли, что хотел и мог бы сделать что-то гораздо более значительное. Такие люди часто проводят остаток жизни в поисках козлов отпущения, ворчат и жалуются на отсутствие условие, на обременяющие семейные обязанности - лишь бы избежать горького признания: винить некого, кроме себя».
Чтобы жить счастливо, очень важно понять свое предназначение в этом мире, ведь на планете, населенной более шестью миллиардами людей не существует двух идентичных человеческих существ. Каждый уникален и неповторим. И первый Ваш шаг к успеху заключается в осознании этого великого факта. Он означает, что существует дело (бизнес, род деятельности, призвание), которое Вы сделаете лучше других. Потому что у вас так устроены руки, или глаза, или таков Ваш обмен веществ, или особым образом переплелись нервные клетки в головном мозге… Только не забудьте одной маленькой детали, а то у Вас преждевременно закружится голова от осознания своего величия. Даже самый великолепный бриллиант, украшавший корону могущественнейших земных царей, при своем обнаружении был всего лишь светлым камушком, и только после соответствующей огранки, превратившись из алмаза в бриллиант, стал излучать тысячи радужных брызг и вызывать восхищение своей красотой. Вы потенциально можете сделать что-то лучше других, если: а) поймете, что именно Вы можете делать хорошо; б) будете тренировать и совершенствовать Ваши способности («огранять свой бриллиант»). Ибо даже великий Моцарт не написал бы «маленькую ночную серенаду» или «Реквием», если бы по много часов с самого раннего детства не играл на музыкальных инструментах, а Леонардо не подарил бы нам «Джоконду», если бы предварительно не сделал десятки тысяч карандашных набросков, рисуя все, что попадалось ему на глаза — от парящих птиц, до повешенных преступников. Поэтому, благодарите Вселенную, что она подарила вам эту великолепную потребность в самореализации, но не забывайте ежедневно совершенствовать свои способности.
Определение долговременной цели
Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным.
Сенека
Задумаемся над таким парадоксом: большинство людей чем-то заняты, куда-то стремятся, спешат, но мало кто из них имеет четко сформулированную жизненную цель. Я не говорю о философском вопросе «Зачем живет человек?», на который, по видимому вообще нет однозначного ответа, а имею в виду вполне конкретные цели, определяющие поведение человека, его мысли и устремления.
Александр Македонский хотел завоевать мир, Шлиман откопать легендарную Трою, Магеллан — обогнуть земной шар, и, надо сказать, эти люди преуспели в своих мечтах. Но наши цели не обязательно должны быть столь глобальными. Вполне конкретными и серьезными могут оказаться такие менее масштабные цели как купить себе джип, написать книгу, заработать миллион рублей или стать мэром своего города. К числу достойных и прекрасных целей также можно смело отнести три дела, которые, по преданию, должен исполнить в своей жизни мужчина: посадить дерево, построить дом, зачать и вырастить сына. В общем, цели, которые ставят перед собой люди, могут быть разными, однако, прежде чем их формулировать, следует иметь в виду несколько важных моментов.
1. История показывает, что чем крупнее, масштабнее ставит перед собой цель человек, тем большего он добивается в жизни. Не следует бояться ставить планку слишком высоко. Если вы решили стать маршалом, то станете, как минимум, генералом. Если же вы рассчитываете только на капитанские погоны, то вряд ли дослужитесь даже до майора.
2. По большому счету, наиболее важные для нас цели, которыми мы руководствуемся в жизни, определяются не нашим разумом, а рождаются в глубинах подсознания. На самом деле сознание помогает достичь только то, что предлагает нам бессознательное. Поэтому, очень важно понять свои подсознательные скрытые желания и адекватно сопоставить их с рациональными целями, лежащими на поверхности нашего сознания.
3. Формулируя крупные цели в своей жизни, очень важно бывает выйти за привычные рамки, за границы обыденных представлений. Запомните, что ваши возможности в сотни раз превышают наши представления о них. Строя планы, мы привыкли искать причины и обстоятельства, которые могут нам помешать, пытаясь морально обезопасить себя на случай возможной неудачи.
«Куда уж мне поступить в этот престижный институт — туда поступают только блатные, дети «новых русских» или гении», - думает юноша и выбирает себе институт, в котором он пять лет будет осваивать нелюбимую профессию.
«Разве я могу подойти познакомится с такой красивой девушкой — она не захочет иметь со мной дела, или того хуже высмеет меня при всех», - думает застенчивый парень, и выбирает себе подружку, с которой ему придется маяться всю жизнь.
«В наше время без связей и огромных денег невозможно открыть собственное дело», - размышляет несостоявшийся предприниматель и идет гнуть спину на хозяина.
Возможно, в чем-то они и правы, но также верно и то, что каждый из них имел свой шанс, но не использовал его. В любом, самом престижном институте, какое-то количество людей поступают по знаниям, любая, самая красивая девушка, хочет, чтобы ее любили и для какой-то из женщин важны не столько деньги, сколько душевные качества любимого человека, а из людей, занявшихся предпринимательской деятельностью с минимальным начальным капиталом, кто-то наверняка достигнет сияющих финансовых вершин. Таким образом, люди, отказавшиеся от своей мечты из–за страха неудачи, упустили свой шанс, и всю оставшуюся жизнь будут довольствоваться малым.
Но как же избавиться от этого страха, как научиться быть свободным и смелым в своих мечтах? Забавно, что помощь здесь можно получить от маленького, слабого и неумелого существа, у которого, тем не менее, есть важное преимущество перед нами — оно еще не согнулось под гнетом реальных и придуманных неудач, не закостенело от обид и насмешек, и мозг которого еще не зашорен железными пластинами ограничений и предписаний. Это существо — Вы сами, дорогой читатель, только в детстве.
Вспомните себя в возрасте 4-5 лет. Весь мир прекрасен и интересен, вы полны любопытства и непосредственности — и все возможно! Если бы еще убрать этих нудных взрослых с их запретами и глупым словом «Нельзя!», то мир был бы совершенен.
Вспомните детское мироощущение: "Мир - это место, где меня все любят и хотят порадовать", примерьте его на себя и попробуйте побыть в нем сначала пять минут, затем час, а потом — целый день, и вы у видите, как изменится ваше настроение.
Но вернемся к принципам формирования целей. Хочу еще раз подчеркнуть, что если вы хотите достичь в этой жизни настоящего успеха, который наполнит вашу душу радостью и гордостью за взятые рубежи, то прежде, чем отправиться в путь, вам следует очень тщательно определить цель путешествия. Древняя восточная мудрость гласит: «Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути». Плохо, когда к середине путешествия вдруг осознаешь, что твоя цель недостижима, но с этим еще можно примириться, как примирился Христофор Колумб с мыслью, что вместо пути в Индии он открыл Америку. Гораздо хуже бывает на душе, когда, достигнув ценой неимоверных трудов какой-то цели, человек осознает, что гнался за призраком, за целью, которая, по большому счету, совершенно не соответствует твоим истинным стремлениям. Именно в таком положении оказались в восьмидесятых годах прошлого столетия революционеры, решившие убить царя, чтобы облегчить жизнь трудового народа. После многочисленных покушений, унесших жизни, как самих революционеров, так и ни в чем не повинных людей, цель экстремистов, казалось, была достигнута — Александр II был убит бомбой И.Гриневицкого. Однако вместо убитого «тирана» (на самом деле Александр II был достаточно прогрессивным правителем и приличным человеком) на трон взошел Александр III, который без жалости и колебаний разгромил революционеров и установил такой жестокий режим, что оставшиеся в живых борцы за народное счастье не раз глубоко пожалели о содеянном.
Путь к серьезной, большой цели может занять многие годы. Поэтому есть смысл все тщательно взвесить, продумать и учесть, прежде чем отправляться в далекое путешествие. Но в любом случае, отправной точкой отсчета должна служить мечта, ибо жизненная цель — это конкретизированная мечта.
Мечта нужна человеку. Она придает ему энтузиазма, дарит напор энергии, необходимой для больших свершений, добавляет блеска в глазах и радости в душе, она наполняет жизнь человека глубоким смыслом. Психологи утверждают, что не надо скрывать от мира свою мечту, наоборот, нужно рассказывать другим людям о своих целях и мечтаниях, ибо в дискуссиях и спорах уточняется истина и возникает лучшее понимание своей цели. Правда, следует внести лишь одно уточнение - не стоит общаться с людьми, настроенными к вам недоброжелательно. Обсуждать свои цели и делиться планами нужно с теми, кто вас любит и поддерживает.
Многие руководства по психологии подчеркивают, что без четкого определения свой цели в жизни человек почти не имеет шанса добиться серьезного и долговременного успеха. Например, американский психолог Бил Фицпатрик отмечает, что если сам человек не определит линию своей жизни, то обстоятельства жизни или другие люди сделают это за него. «Вы — скульптор вашей собственной судьбы, - говорит он. - Оглянитесь, есть ли вокруг вас люди, которые уже добились тех результатов, которые вы себе запланировали? Приглядитесь внимательно — их опыт может быть вам очень полезен. Начните в любое время, прямо сегодня, сейчас, и стойте на своем. Не волнуйтесь о том, что подумают другие о ваших способностях. Верьте в себя и ваши силы. Будьте уверены в себе, чтобы бросить вызов своим проблемам. Это — ваша жизнь, живите полноценно каждый день». Ганс Селье писал в своей книге «Стресс без дистресса»: «Для сохранения душевного равновесия человеку нужна какая-то цель в жизни, которую он считает высокой, и гордость, что он трудится ради ее осуществления. Каждый человек должен каким-то образом высвободить скрытую в нем энергию, не создавая конфликтов с собратьями, и, если возможно, завоевать их расположение и уважение».
Б. Фицпатрик советует фиксировать свои цели на бумаге, а также регулярно отмечать, как вы движетесь к ним. Когда затраченные усилия отражены в четкой и наглядной форме, лучше видны все ошибки и удачные способы решения проблем. Это позволяет работать более продуктивно и избегать повторения неэффективных ходов.
Для того, чтобы грамотно и точно выстроить свою жизненную цель, желательно придерживаться определенных правил, которые можно назвать стратегией по выработке жизненных целей. Разберем эту стратегию поподробнее. Но для начала сделаем одно небольшое, но важное упражнение.
Упражнение Метафора моей жизни
Возьмите лист бумаги и напишите на нем:
МОЯ ЖИЗНЬ - ЭТО ... _______________________________________
_____________________________________________________________
После этого подумайте, на что похожа ваша жизнь и напишите первый же образ (метафору), который придут в Вашу голову.
После этого напишите ниже на том же листе:
Я В СВОЕЙ ЖИЗНИ КАК ... – и продолжите это предложение.
________________________________________________________
Теперь определимся с вашими желаниями. Напишите на том же листе третье предложение:
Я ХОТЕЛ БЫ, ЧТОБЫ МОЯ ЖИЗНЬ БЫЛА КАК ... __________
___________________________________________________________
И четвертое:
ТОГДА Я БЫ БЫЛ КАК ... __________________________________
____________________________________________________________
Несколько минут посвятите анализу этих ассоциаций, подумайте, что вы хотели бы изменить в своей жизни. Задайте себе вопрос: "Что я хочу получить от этой жизни?" и постарайтесь честно и откровенно ответить на него.
Теперь конкретизируйте свою мечту и спросите себя: "Чего я хочу достичь за пять следующих лет?", то есть к "___"________ 200_ г.
Напишите на листе бумаги десять целей, которые вы хотели бы достичь за ближайшие пять лет (в левом столбце таблицы):
Упражнение Определение сознательных целей.
Мои цели, в том порядке, как они пришли мне в голову
Мои цели в порядке важности (сознательные цели)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
После этого проранжируйте цели — то есть расставьте их по важности. Решите, какая цель для вас наиболее привлекательна в настоящее время, достижение каких рубежей принесет вам наибольшее удовлетворение, чего вам в первую очередь не хватает в жизни. Вас не должно смущать, что, целей может быть несколько — так бывает у большинства людей, и по этому поводу Селье писал: «Поиски приемлемой философии жизни следует начать с самоанализа. Мы должны честно ответить себе, чего мы хотим от жизни. Обычно у нас есть две (или более) отдаленные цели, из которых одна почти всегда главенствующая». Поэтому, если у вас несколько целей, просто определите, с какой вы начнете работу. Остальные пока подождут. С течением времени вы или приметесь за них, или они потеряют для вас интерес. Кроме того, старайтесь не забывать отличий между целями и средствами, о которых писал Ганс Селье: «Начнем с проведения четкой границы между конечными целями, придающими жизни смысл и значение, и средствами их достижения. Так деньги никогда не будут конечной целью, они ничего не значат сами по себе, а служат средством, помогающим достичь конечной цели, имеющей для нас безоговорочную ценность. Лишь немногие люди размышляют о коренном различии между целями и средствами, но без осознания этой разницы нельзя обрести душевный покой. Средства нужны только для приобретения того, что мы в глубине души по-настоящему уважаем».
Итак, будем считать, что вы завершили первый этап работы — определили свои сознательные цели. Однако у вас могут быть и глубинные подсознательные цели, может быть слишком смутные и неоформленные, может быть идущие в разрез с мнением окружающих, может быть столь смелые, что вы не решаетесь их озвучивать, так как считаете, что вам их все равно не достичь. Возможно, что некоторые ваши желания не попали в составленный список потому, что сознание посчитало их слишком «неприличными» с точки зрения общепризнанной общественной морали. Это нередко встречается в практике постановки целей, и вы должны знать, что на самом деле, для нашего подсознания не бывает ничего «неприличного» или запретного. Запреты ставит только «Супер-Эго», и именно оно зачастую делает человека несчастным. Поэтому наша цель — поиск компромисса между тремя составляющими психики, и именно такой компромисс приносит в душу человека гармонию, счастье и чувство удовлетворения.
Для более точного определения своих глубинных целей можно задать себя ряд вопросов:
- Что вы хотите больше всего?
- О чем вы мечтали в детстве?
- Что бы вы сделали, если бы у вас были бы неограниченные возможности?
- Каким бы вы хотели видеть себя через десять лет, если бы вы могли воплощать в жизнь свои мечты?
- Какое занятие доставляет вам наибольшее удовольствие?
Для того, чтобы услышать голос подсознания можно ввести себя в аутогенное состояние (вид легкого транса). Для этого существует множество способов, самый простой из которых — работа с дыханием.
Упражнение 2.3. Работа с подсознательными целями.
Подготовьте магнитофон с чистой кассетой, включите его на запись и усядьтесь поудобнее в кресло. Предварительно проверьте уровень записи — магнитофон должен записывать даже тихий голос. Расположитесь с комфортом. Зафиксируйте внимание на потоках воздуха, которые входят в ваш организм и покидают его во время дыхания. Отметьте про себя, как прохладный воздух входит в ваши дыхательные пути, проходит носовую полость, гортань, трахеи и наполняет легкие. Он отдает вам кислород, согревается и уже более теплый покидает ваше тело. Во время этого упражнения дышите спокойно и расслабленно, стараясь не изменять естественный ритм вашего организма. На первом этапе упражнения (3-5 минут) ваша задача — только отслеживать потоки воздуха внутрь организма и наружу из него.
Затем, когда вы расслабитесь, отключитесь от внешней среды и войдете в так называемое «аутогенное состояние» задайте вопрос своему подсознанию:
"Чего я хочу достичь за 5 лет? Какие цели для меня являются действительно важными?"
Проговорите свои цели в магнитофон. Их может быть от 5 до 20. Проговаривайте их все подряд, независимо от того, большие они или маленькие, серьезные или легкомысленные, нравственные или аморальные, реальные или фантастические. Для нашего подсознания нет таких критериев — и если вы чего-то хотите по настоящему сильно — озвучьте эту цель и запишите на магнитофон.
После того, как вы озвучите свои глубинные цели, вернитесь к своему обычному состоянию, возьмите лист бумаги и запишите на него в две колонки свои сознательные и подсознательные цели. Проинтегрируйте их, то есть сопоставьте между собой и определите список из 10 целей, которые интересны как сознанию, так и подсознанию.
Снова погрузитесь в аутогенное состояние, включите магнитофон и обратитесь с просьбой к своему подсознанию, чтобы оно подсказало вам цели, с которых стоит начинать. После выхода из транса запишите на листке бумаги список ваших целей в том порядке, в каком вы их наговаривали на магнитофон. Подчеркните первую из них — это ваш приоритет, а с остальными целями придется подождать. Здесь очень важна последовательность действий — нельзя распылять свои силы. Необходимо сконцентрироваться на выбранной цели, как луч света, концентрируясь в увеличительном стекле, прожигает бумагу.
Обычно выполнение вышеназванных рекомендаций позволяют достаточно четко сформулировать основные жизненные цели. Если же этого по какой-то причине не произошло, и вы не определились с вашими подсознательными целями, то можно использовать еще одно упражнение (№1), приведенное в «Приложении» к данной книги. Это достаточно сильное средство и его не рекомендуется выполнять особо впечатлительным людям или лицам с психическими заболеваниями.
Конкретизируйте свою мечту.
Итак, вы определили свою цель, но она может быть слишком абстрактной и далекой, чтобы вдохновить вас на значительные усилия по ее достижению. Цель нужно конкретизировать, насытить цветом, объемом и звуками, сделать ее столь яркой и вещественной, чтобы воодушевить вас на активные действия.
Подумайте о цели, которую вы хотите достичь… Какой образ у вас возникает в связи с этим?
Это может быть образ дома, который вы строите, машину, которую вы хотите купить, должность, к которой вы стремитесь. Возможно, у вас возник образ дороги, по которой нужно пройти долгий путь к вашей цели. Кто-то представляет свою цель в виде горной вершины, которую необходимо покорить, а кто-то — как мишень, в которую нужно попасть.
Психологи считают весьма полезным создать в своем воображении соответствующий образ достижения цели.
Instagram: @alexandr__zubarev