С такими рисуночками у одного моего приятеля произошла совершенно трагическая история. У него случился бурный роман с девушкой на двадцать лет моложе, о котором его законная половина - психолог по профессии - долгое время не подозревала. И вот однажды сидел он дома, вел долгий, занудный телефонный разговор и эти самые закорючки на клочке валявшейся возле телефона бумаги. Внимательная супруга цап этот клочок и давай изучать. После чего подходит к мужу и говорит: "Вижу я, любезный мой, что главная волнующая тебя сейчас вещь - это оральный секс. С чего бы это?" (А надо сказать, что в этой семье в связи с катастрофической консервативностью сторон такого сраму отродясь не бывало.) Бедный мужик, у которого тема орального секса, практически насильно привитого ему молодой любовницей, занимала примерно две трети мозга, пошел пятнами и дважды сменил цвет с мелочно-белого на пунцово-красный. И понеслось. Да кто такая, да ах ты, мерзавец... Развлечение тянулось года три, пока любовница, устав, не бросила нашего героя. Так он эту самую разрисованную бумажку до сих пор вспоминает с лютой ненавистью. И тщательно следит за тем, чтобы во время телефонных разговоров, совещаний и переговоров у него никогда не было под рукой ручки. Только компьютер, на котором в случае чего можно нервно сыграть в "Тетрис".
Не знаю уж, насколько правда, что по "автоматическому рисунку" (будем называть так этот вид творчества) можно исследовать злободневные сексуальные фантазии. Но в западной прессе писали, что изучение подобных картиночек поставлено на поток профессиональными психологами из ЦРУ. Да и нам, простым смертным, кое-что доступно. Например, понять, какие именно глобальные проблемы живут - пусть и бессознательно - в душе автора рисунка.
Психоаналитик Стае Раевский говорит, что такого рода рисунки могут появляться только тогда, когда "художник" как бы сам себе не принадлежит. Классический пример - рисование на уроке... скажем, истории. Учитель тебе вещает что-то про тактику и стратегию на полях франко-прусской войны тысяча восемьсот мохнатого года, а тебе хочется на волю, в пампасы, гулять, целоваться, в кино ходить, телек смотреть, спать... Но вместо этого приходится сидеть и делать вид, что ты весь внимание. Я помню эти общие тетради в клеточку, датированные девятым-десятым классом. Особенно мальчишеские. Боже, чего там только не было! Тетрадь моего соседа по парте, заполненную сценами битв гигантских пауков солдатами космических разведотрядов я буду помнить до гробовой доски.
В любом возрасте рисунок - это тот мир, в котором человек пытается быть самим собой. Взрослые, как и подростки, начинают делать зарисовки тогда, когда им категорически не хочется заниматься тем, чем они в данный момент заниматься вынуждены. А поскольку голова в это время формально загружена какими-то мыслями или разговорами, на бумагу в метафорическом виде выливается практически чистое подсознание. Психологи давно используют эти рисунки при работе с пациентами - с точки зрения анализа бессознательного они невероятно полезны. "Главная функция таких картинок, - говорит психотерапевт Анна Скавитина, - это выражение напряжения. Они всегда возникают как следствие внутренней тревоги, а раз она выплескивается наружу, значит, человек до какой-то степени от нее избавляется". Разумеется, сделать настоящий анализ рисунка может только профессионал, желательно хорошо знакомый с "художником". Но есть и общие принципы. Скажем, чем сильнее протест рисующего против того, что он вынужден делать (в данный момент или вообще), тем больше в рисунке всяких агрессивных символов. Эти символы могут быть простыми - злобное чудовище (рис.1) или акула со множеством зубов (рис.2) - и более метафоричными - любые острые предметы, напоминающие клинок: голова птицы с длинным клювом (рис.3), прутья, стрелы... Если рисунок, например животное, имеет хорошо прорисованные детали сверху (как плавник у акулы на рис.2) и они закрашены, то это, скорее всего, означает не просто подавленную агрессию, а наличие проблем с непосредственным начальством.
Очень часто встречающийся в автоматической графике мотив - это цветочки-листочки (рис.4). Этим рисункам можно дать несколько объяснений. Как мы уже выяснили, любой автоматический рисунок - это выражение внутренней тревоги. Делая картинку красивой - рисуя плавные линии,
Психологи давно используют автоматические рисунки при работе с пациентами - с точки зрения анализа бессознательного они невероятно полезны'. Ведь на бумагу в метафорическом виде выливается практически чистое подсознание.
большие лепестки, - человек пытается справиться с этой тревогой, сделав ее более привлекательной. То есть: у меня есть проблема, но не такая уж она и страшная, а даже, наоборот, симпатичная - значит, я легко с ней справлюсь. Другое объяснение - компенсационное.
Человек рисует то, чего ему в данный момент недостает, реализовывая на бумаге свои бессознательные желания. Сидишь ты, скажем, в душном, пыльном офисе, посреди сплетен и раздоров, а душа просит покоя, гармонии, тихих прелестей природы... И неудивительно, что ромашками разрисовано полблокнота! Цветы, кстати, тоже бывают разными. Если они сами по себе необыкновенно хороши и к тому же окружены большим количеством мелких деталей, фрагментов, никак с основным изображением графически не связанных (рис.5), это говорит о том, что человек чувствует себя потерянным, распадающимся на мелкие части.
Он никак не может найти себя, понять, в чем его сила. Еще один способ воссоздать гармонию - это нарисовать символический крест, мандалу или симметричные картинки, которые имеют четыре или пять элементов (например, четырех- и пятиугольники). Рисунки, изображающие лица в масках (рис.6), - это красивый символ страха, попытка спрятаться, закрыться забралом. Рисование одежды - почти та же самая маска, желание одеть некую воображаемую куклу (себя) в другую одежду, в которой никто не узнает. У такого человека, очевидно, существует какая-то серьезная проблема, в которой он не в силах разобраться и поэтому предпочитает скрыться по принципу "я не я, корова не моя". Картинки могут быть и безобъектными (рис.7), когда в них нет ни предмета, ни человека (такое часто называют "дализмом"), - это непереработанные осознанные или неосознанные переживания, то, с чем человек еще не справился. Это могут быть страхи, тревоги, эмоции, любые ситуации из прошлого или настоящего, которые не прожиты в душе до конца. Анна Скавитина говорит, что такие рисунки как бы предваряют сновидение. Позже именно в сновидениях этот сырой материал, вылезший в процессе рисования на свет божий, превращается твоим подсознанием во что-то оформленное и устоявшееся. Проще говоря, ты перестаешь переживать на эту тему.
Девушки (да и юноши тоже) часто рисуют хорошенькие женские лица (рис.8). Это чаще всего говорит о том, что художнику не нравится человек, с которым он разговаривает или которого он слушает, и он бы лучше пообщался вот с такой симпатичной девушкой. Причем эта девушка, скорее всего, некий внутренний объект, часть самого автора, наиболее в этот момент подавленная. И поскольку пустить эту часть в ход не представляется возможным, он создает себе такой тайный театр марионеток, в котором с кем хочешь, с тем и общаешься. А вот зачеркнутое лицо (рис.9) означает совсем другое. Это символ переживания критики, краски стыда. Человек как бы говорит: "Я неадекватен, я не справляюсь, не оправдываю возложенных на меня надежд".
Самая распространенная часть лица, появляющаяся в автоматических рисунках, - это глаз (рис.10). Глаз вообще давно известный символ (так называемый архетип), и означает он почти всегда одно и то же. Стоит вспомнить Недреманное Око Толкиена или Филипа Дика ("Око небесное"). Глаз - это параноический образ контроля. Человек, рисующий глаз, чувствует, что он несамостоятелен, на него постоянно кто-то давит, он не может принимать важные решения.
Стрелочки (рис.11) - самый простой для рисования символ, так же как и подчеркивание слов. Они чаще всего обозначают связи. У человека в жизни что-то никак не стыкуется, не складывается, он не может разобраться в отношениях с другими людьми или сам в себе и при помощи стрелочек пытается воссоединить разрозненное и задать жизни определенное направление.
Масса людей рисуют какие-то бессмысленные существа, которые напоминают амеб (рис.12). Это значит, что человек лишился вследствие какой-то сложной жизненной ситуации привычной идентификации, а новую найти никак не может - у него нет четкого
Сидишь ты, скажем, в душном, пыльном офисе, посреди сплетен и раздоров, а душа просит покоя, гармонии, тихих прелестей природы'. И неудивительно, что ромашками разрисовано полблокнота!представления о себе самом. В нашей конкретной "амебе" некоторые внутренние части заштрихованы - это указывает на то, что художник в процессе поиска сам себе не нравится. Если бы штрихи вылезали наружу, за контур рисунка, то недовольство относилось бы к внешнему миру. Вообще, если цельный рисунок имеет ярко выраженные отдельные 'органы", это говорит о том, что человек, анализируя себя, обнаружил в себе разные субличности - Стас Раевский считает, что это большой прогресс.
А вот тем, кто, напротив, рисует совершенно четкие геометрические фигуры (рис.13), да еще так плотно заштрихованные, повезло несколько меньше. Подобные рисунки говорят о том, что человека, по крайней мере подсознательно, мучает закрепощенность в каких-то рамках. Если "амеба" никак не может найти себя, то "прямоугольник" даже чересчур преуспел в этом. Он бы и рад "растечься" из своей формы, но она держит его, как клетка (заметь, что прямоугольник и заштрихован "в клеточку"). Возможно, автор подобного рисунка находится в творческом кризисе.
Рисование чудищ (внутренних страхов) - с психотерапевтической точки зрения суперполезный процесс. Помнишь детский стишок:
- Это бяка-закаляка кусачая, я сама из головы ее выдумала!
- Что ж ты бросила тетрадь, перестала рисовать?
- Я ее боюсь!
Стас Раевский говорит, что черт, которого малюют, не страшен. Пока он сидит в голове, справиться с ним очень сложно. А раз уж он вылез наружу, обозначился, с ним можно что-то сделать. Можно, например, этого твоего "черта" нарисовать маленьким и жалким; можно зачеркнуть, сжечь, утопить в унитазе - в общем, сделать все, что душе угодно. Глядишь, легче станет.
Нагромождение одних деталей на другие, особенно сделанное разными ручками и карандашами (рис.15), - это попытка исправить и перерисовать собственную жизнь, прикрыть какие-то части, которые все равно отчаянно торчат. Чем больше персонажей, предметов и тщательно выполненных деталей человек рисует, тем богаче его внутренний мир. Психологи называют такой тип людей "шизоидным" - но к шизофрении это никакого отношения не имеет. Это скорее значит, что человек переступает границы нормы, значительно больше других способен вникать в чужие переживания и умеет сочувствовать.
Ну и, конечно, нельзя обойти вниманием любимую тему прыщавых подростков - порнографические рисунки. Интерпретировать тут, правда, нечего - символы там обозначают сами себя и ничто другое. О чем душа поет, то и на бумаге.Анализируя картинки, нужно обязательно обращать внимание на то, как рисунок располагается на листке и какого он размера. Если рисунок занимает большую часть площади, значит, у автора все в порядке с самооценкой. Если рисунок мал и ютится где-то в уголке, значит, с самооценкой проблемы. То же самое, если рисунок располагается внизу листочка. Чем расположение выше, тем больше человек себя любит. Левая часть листка имеет отношение к тому, что уже произошло, к воспоминаниям; правая - к будущему (прогнозам, мечтам). Если у тебя перед глазами листок, на котором в левом нижнем углу нарисовано крошечное плотно заштрихованное женское личико, - значит, у автора в прошлом была какая-то ситуация, которой он очень стыдится, потому что она снижает его мнение о себе практически до нуля, и пока еще он эту ситуацию не пережил. Добрая половина любителей автоматического рисунка изображают на бумаге не живопись, а скорее граффити: буквы и цифры (рис.14). Это почти всегда попытка придать большую значимость разговору или человеку, чье имя или телефон они записывают (возможно, отношения с этим человеком кажутся слишком обыденными, шаблонными). Может быть, автор хотел бы нарисовать самого человека, но он стесняется, считая, что не обладает достаточными способностями. Возникает закономерный вопрос: как интерпретировать рисунки, если их нет? Ну не рисуешь ты ничего - и все тут! Теоретически это может значить, что у тебя просто нет проблем, тревог и страхов. Но, поскольку на практике такого не бывает, остается вариант номер два: значит, эти внутренние процессы выражаются у тебя в чем-то другом. Например, ты кусаешь ногти, дергаешь ногой, почесываешься или перебираешь четки - и тогда анализировать надо уже язык тела. Или все твои переживания вообще не высовываются и безвылазно живут у тебя внутри. Например, в желудке - от чего ты страдаешь гастритом. Так, может, все-таки лучше рисовать?
Instagram: @alexandr__zubarev