Главная
Блоги
  Войти
Регистрация
 
Главная> Образование. Развитие памяти и навыков мозга>10 вопросов, чтобы освежить память

10 вопросов, чтобы освежить память


Instagram: @alexandr__zubarev
10 вопросов, чтобы освежить память
Еще со времен Древней Греции философы, а затем психологи, нейрофизиологи и биологи пытаются разгадать ее секреты. Сократ утверждал, что она подобна отпечатку перстня на восковой дощечке души, и долгое время считалось, что наша память – это след прошлого, которое можно при необходимости точно воспроизвести*. Однако современная наука утверждает: наши воспоминания – лишь приблизительный набросок того, что было на самом деле. А ученые из Латинской Америки установили, что кратковременная память не является первым этапом долговременной – их механизмы различны**. Эти открытия подтверждают, что функционирование нашей памяти – это сложный процесс и многие его тайны еще не разгаданы. А что мы знаем наверняка? Татьяна Ребеко – заведующая лабораторией психологии и психофизиологии индивидуальности Института психологии РАН.

Где находится память?

Всякий раз, когда исследователям казалось, что «центр памяти» найден, они были вынуждены отступить: воспоминания не хранятся в одной определенной зоне головного мозга. Сегодня большинство ученых считают, что память «локализуется» в синапсах – зонах контактов между нейронами***. А информация, которую предстоит запомнить, кодируется посредством химических веществ, участвующих во взаимодействии нейронов. Поэтому нельзя назвать одну конкретную область мозга, где бы хранилось конкретное воспоминание. В то же время некоторые его зоны играют более существенную роль для определенных видов памяти, поскольку в случае их повреждения возникают серьезные нарушения одного из них. Например, гиппокамп – часть древней коры мозга – обеспечивает запоминание впечатлений, включая лица и имена, и определяет, что из кратковременной памяти перевести на длительное хранение. Когда этот участок мозга повреждается (в результате болезни или травмы), человек начинает жить только прошлым: новые впечатления не откладываются в долговременной памяти.

Микстура от забвения?

Нам хочется (без труда) запоминать большие объемы информации. Помогают ли лекарства улучшить нашу память, рассказывает невролог Зинаида Колесникова.

«Мозг, как и весь организм, нуждается в питании. Так, количество ацетилхолина, благодаря которому передается нервное возбуждение при запоминании, зависит от количества холина (витамина В4), поступающего с пищей. Если холина мало, ацетилхолина не хватает, и мы жалуемся на память. Кроме того, мозг нуждается в фосфолипидах, фолиевой кислоте, селениуме, тирозине, витаминах. В период интеллектуальной активности и при стрессе он потребляет питательные вещества в повышенном количестве. После того как были открыты клеточные механизмы памяти, появилась возможность разработки новых лекарств, предназначенных пациентам с различными нарушениями. Да, глицин или семакс действительно улучшают нашу память, но все же «волшебную таблетку», способную активизировать все ее ресурсы, еще не изобрели».

Каковы виды памяти?

Информация поступает в мозг от органов чувств, поэтому говорят о визуальной, слуховой, тактильной, обонятельной и вкусовой памяти. Есть и другие виды: вербальная (память на несвязанные слова); семантическая (она «хранит» смыслы и значения слов); моторная (память на жесты и движения); эмоциональная (память на чувства); соматическая (благодаря ей мы помним телесные ощущения)... Несколько видов памяти связаны с нашей деятельностью: музыкальная, память на лица и т. д. Психологи говорят о процедурной памяти – мы знаем, как надо действовать, и декларативной – мы помним смысл действий и событий. Однако эти классификации условны, ведь память – это совокупность «модулей», которые находятся в постоянном взаимодействии. Поэтому при повреждении одного из ее видов функция памяти в целом не нарушается.

Как организованы наши воспоминания?

Наш мозг мгновенно (без участия сознания) сличает новую информацию с тем, что уже хранится в памяти. Сигнал «проходит» по сети перекрестных ссылок, как в огромном библиотечном каталоге. К примеру, мы видим пчелу: чтобы вспомнить слово «пчела», визуальная память связывается с лексической, которая делает запрос к семантической памяти. С этого момента устанавливаются и другие нейронные цепи, и мы вспоминаем свой страх – ведь нас уже жалили (так проявляются сенсорная и эмоциональная память) – и удовольствие (вкусовая память напоминает о том, что мы любим мед)... Получая свежую информацию, мозг создает новые категории и переопределяет прежние. Это помогает нам легче вспоминать...

Сколько они длятся?

От доли секунды до всей жизни! Ультракороткая (сенсорная) память: в течение нескольких мгновений (от 0,3 до 3–4 секунд) мы продолжаем слышать, чувствовать, ощущать то же, что и несколько секунд назад. Например, моргая, мы на мгновение закрываем глаза и продолжаем видеть то, что только что было у нас перед глазами. Затем забываем эти образы или сохраняем их в долговременной памяти.

Кратковременная память: ее задача – удержать (в течение примерно 20–30 секунд) в сознании обобщенный образ информации, поступившей от сенсорной памяти, и затем перекодировать самое актуальное для долгосрочного хранения. Оперативная память: хранит информацию в течение времени, необходимого для выполнения определенного действия. Например, мы хотим кому-то позвонить, ищем номер в телефонной книжке, запоминаем и, если нам ничто не помешает, можем его правильно набрать. Но если линия занята и необходимо перезвонить позже, мы успеваем номер забыть. Длительность такой памяти варьируется от минуты до нескольких дней.

Долговременная память: благодаря ей мы бессрочно храним события своего прошлого и можем вспомнить их.

Не завершили... и запомнили!

Готовясь к отчету или экзамену, прерывайте иногда ваши занятия. Причем в тот момент, когда вы наиболее увлечены ими. Дело в том, что информация лучше запоминается, когда наши усилия не завершены. Такую закономерность выявила советский психолог Блюма Зейгарник («эффект Зейгарник»). Проведя серию экспериментов, она доказала, что, когда задуманное не доделано, внутреннее эмоциональное напряжение (не получив разрядки) остается настолько высоким, что мы непроизвольно удерживаем в своей памяти и легко воспроизводим то, что сейчас так важно для нас.

Е. Р.

Может ли память быть перегружена?

Долгое время считалось, что не может, – возможно, потому, что психологи знали примеры безмерной памяти. Выдающийся советский нейропсихолог Александр Лурия в своей «Маленькой книжке о большой памяти» (МГУ, 1968) описал историю пациента, с которым он работал в течение 30 лет. Этот человек непроизвольно запоминал и не мог забыть огромные объемы новой информации и глубоко страдал из-за своей сверхпамяти.

Но обычно объем кратковременной памяти ограничен: мы запоминаем от пяти до девяти цифр или слов. Удержать в памяти более длинную цепочку не удается – новая информация вытесняет старую. Объем памяти можно увеличить за счет укрупнения информации – от букв к слогам, к словам, к смыслам, но все равно мы запомним от пяти до девяти смысловых единиц.

Долговременная память обладает безграничными ресурсами. А вот вспомнить мы можем далеко не все, что было когда-то отправлено на хранение. Это можно объяснить тем, что у нас ограничены возможности воспроизведения находящейся в памяти информации.

Когда начинаются наши воспоминания?

Спустя сорок восемь часов после рождения младенец уже узнает свою мать. Более того, существуют и пренатальные воспоминания: новорожденный ребенок вспоминает песни и музыку, которые напевала или слушала во время беременности мать, – прислушиваясь к ним, он затихает или лучше засыпает. А некоторые дети, похоже, способны описать или нарисовать то, как выглядела их внутриутробная жизнь. Можно предположить, что запоминание начинается еще до нашего рождения.

Почему мы так мало помним из детства?

Наша самая ранняя (младенческая) память – эмоциональная и моторная, у детей трех–пяти лет лидирует образная память, то есть они запоминают без участия сознания, а логическая память расцветает лишь к 10–13 годам. Именно поэтому у нас мало осмысленных воспоминаний детства, наша память о нем в основном проявляется в спонтанных реакциях и ощущениях, и связаны они обычно с сильными эмоциями: радостью, страхом, стыдом.

Почему случаются потери памяти?

Забывание – обратная сторона процесса памяти: если бы мы помнили все, наша жизнь стала бы невыносимой. Вот почему люди с гипермнезией (сверхпамятью) вынуждены прибегать к специальным приемам, для того чтобы забывать.

В повседневной жизни наши мелкие «дырки в памяти» (забыли зайти в булочную по пути с работы; сомневаемся, выключили ли, уходя из дома, утюг) вызваны скорее невнимательностью, тем, что мы не можем сосредоточиться на всех текущих делах, а также мыслями, которые нас отвлекают.

Иногда мы не можем вспомнить какое-то слово или имя. Это происходит потому, что мы запоминаем различную информацию, находясь в разных состояниях – они зависят от нашего интереса, мотивации, эмоций, которые мы переживаем в этот момент. И мы можем лучше воспроизвести ее на том уровне активности, на котором запоминали. Кстати, именно поэтому невозможно во сне выучить иностранный язык.

А вот настоящей (болезненной) потерей памяти – амнезией – нередко сопровождаются травмы мозга, полученные, например, в аварии: человек не может вспомнить события, которые либо предшествовали инциденту, либо сразу за ним последовали. Интересно, что после выздоровления он забывает навсегда то, что происходило с ним в период лечения.

Помимо этого, конечно, существуют серьезные нарушения функций мозга: при болезнях Альцгеймера или Паркинсона нервные клетки сначала отмирают в гиппокампе, а затем и в других отделах мозга, что приводит к необратимым провалам памяти (причем при болезни Альцгеймера утрачивается семантическая память – человек помнит, как производить определенные действия, но не понимает зачем, а при паркинсонизме – процедурная память: человек знает, что делать, но не понимает как).

5 упражнений, чтобы поддерживать и развивать память

Для того чтобы на свою память можно было положиться, ею стоит заниматься, развивать ее и тренировать.

  • Ведите дневник: воскрешая в своем сознании события, образы, движения и чувства, мы заставляем свою память работать. Перечитывайте записи, чтобы восстановить в памяти самое важное.
  • Наблюдайте мир вокруг себя: внимательно смотрите на все, что происходит вокруг. Какие чувства у вас при этом пробуждаются? Мы лучше запоминаем ту информацию, которая вызывает у нас разнообразные эмоции.
  • Представляйте: время от времени находите четверть часа, чтобы расслабиться и увидеть на своем «мысленном экране» места, которые вы хорошо знаете (комнату, рабочий кабинет, улицу…). Попробуйте представить как можно больше деталей – предметы, цвета, линии, формы, – а затем сравните это внутреннее видение с реальностью.
  • Запоминайте каждый день что-нибудь новое: текст песни, иностранные слова и т. д. Чем нам интереснее, тем более эффективным будет запоминание.
  • Не зубрите: стараясь что-то запомнить, делайте перерывы и в этот момент переключайтесь на иной вид деятельности. Ведь механическое повторение не влияет на качество запоминания.

Почему, старея, мы теряем память?

В процессе естественного старения мозг продолжает стабильно работать. Однако все мы знаем пожилых людей, которые забывают то, что было недавно, но отчетливо помнят события давних лет. Дело в том, что в мозге сначала разрушаются недавно созданные нейронные связи, а потом более ранние. И первым из памяти выпадает то, что запомнилось недавно.

Есть и другие причины ухудшения памяти с возрастом. Стареет тело: притупляются зрение, слух и осязание. Человек, например, привыкает к тому, что воспринимает только расплывчатые очертания. Мозг, получая все меньше сигналов и стимулов, необходимых для усвоения новой информации, замыкается на привычном. Питание становится менее разнообразным и не так хорошо насыщает мозг, а снижение физической активности уменьшает снабжение его кислородом. Недостаток личной мотивации, сужение круга интересов также влияют на ухудшение памяти.

Однако с помощью тренировки мы можем на долгие годы сохранить наши способности к запоминанию и воспроизведению информации. (См. в рамке выше.) Например, многие музыканты, исполнявшие классическую музыку, могли играть на своем инструменте до преклонных лет. Так, американский пианист Мечислав Хоржовский давал свои последние блестящие концерты в… 94 года!

Почему у некоторых людей память лучше?

На этот вопрос нет однозначного ответа. Генетики пока не открыли ген, отвечающий за качество нашей памяти. Зато нет никаких сомнений: чем богаче окружающее ребенка пространство, тем лучше разовьются его способности к запоминанию. Богатство означает разнообразие предметов, форм, цветов, звуков и запахов, опытов и открытий. А также положительных эмоций: чем больше их в жизни ребенка, тем сильнее все, что с ними связано, отпечатается в его памяти. А затем в течение жизни каждый из нас вырабатывает различные стратегии запоминания: мы по-своему выстраиваем взаимосвязи между разными видами информации, сортируем ее. И чем разнообразнее эти стратегии, тем лучше наша память.


Instagram: @alexandr__zubarev



10 вопросов, чтобы освежить память
добавлено : 13.12.2008
обращений к странице: 25403
автор: www.psychologies.ru
загрузка...
Ваше мнение о статье
Ваше имяЕmail 
Сообщение

комментарий: 24.12.2012 21:26:14

Я думаю что... если любишь человека его некогда не забыт тебе,это мучительное всегоо ((я влюбилась в одного парня но забыт его не могу????почему???мне иногда пофиг что **** он рядом бля заебал когда кончется все эти кошмары ааа люди добрыееее????? я... читать

аноним

комментарий: 24.12.2012 21:20:38

Я думаю что...память человека как мир с чудесом которое немыслимо полен фантастику******* читать

аноним

комментарий: 24.12.2012 21:18:11

Я думаю что...память человека долго сохраняеется когда ему хочется этого читать

аноним

комментарий: 04.06.2012 12:54:39

Я уважаю Александра Лурия, но как быть с фиксированным объёмом черепной коробки, ведь черепная коробка не может "растягиваться" при увеличении памяти, мне интересен носитель долговременной памяти, одни говорят что в синоптических связях, др... читать

Алексей

комментарий: 16.09.2009 21:38:36

Я думаю что... жопа читать

аноним

комментарий: 13.02.2009 13:08:20

Я думаю что...позновательная статья читать

аноним

комментарий: 10.02.2009 22:20:31

Я думаю что...статья хорошая,узнал много нового читать

аноним

комментарий: 11.01.2009 21:37:16

Отличная статья! Очень интересно и познавательно!!! читать

Евгений



PSYLIVE - Психология жизни 2001 — 2017 © Все права защищены.
Воспроизведение, распространение в интернете и иное использование информации опубликованной в сети PSYLIVE допускается только с указанием гиперссылки (hyperlink) на PSYLIVE.RU.
Использование материалов в не сетевых СМИ (бумажные издания, радио, тв), только по письменному разрешению редакции.
Связь с редакцией | Реклама на проекте | Программирование сайта | RSS экспорт
ONLINE: Техническая поддержка и реклама: ICQ 363302 Техническая поддержка 363302 , SKYPE: exteramedia, email: psyliveru@yandex.ru, VK: psylive_ru .
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика