Главная> Неразобранное>Кто может избавиться от фобий?
Кто может избавиться от фобий?
Instagram: @alexandr__zubarev
Кто может избавиться от фобий? |
Человеческий опыт состоит из взаимодействия внешних стимулов и эмоциональных внутренних процессов.
Прежде всего, нужно, понять как вы сами или другие люди отражают в своем сознании окружающий мир.
Как они воспринимают все его многообразие и рисуют в своем воображении карты и схемы этого реального мира.
Люди воспринимают реальность с помощью органов чувств, так что в основе нашего представления о мире лежит сенсорная информация.
Ощущения постепенно объединяются в образы, образы связываются между собой в единые представления об отдельных фрагментах окружающей действительности.
Так в сознании возникает модель мира, с помощью которой человек понимает его устройство и живет в нем.
В этой модели, помимо образов, ощущений и чувств, определяемых реальностью, есть также логические образы фактов, знания, опыт и мысли.
В сущности, модель мира – это сокращенное и упрощенное отражение всей суммы представлений данного человека о реальности в рамках конкретной общественной структуры.
Задача психолога состоит в том, чтобы расширить и дополнить имеющуюся у клиента модель таким образом, чтобы тот увидел новые возможности выбора, избавился от своей фобии, решил проблему «тупика», раскрыл те ресурсы что имеет.
Более того, все это дает ключ к пониманию поведения, которое может показаться нам странным или неуместным и главное изменить его. Мы поймем реакции человека, если сможем увидеть поведение индивидуума в его модели видения мира. И тогда сможем корректировать опыт и поступки человека.
А в итоге у него станет богаче модель мира, и это даст ему большую возможность выбора.
Фобии – весьма специфические примеры того, как внешний стимул запускает внутренние процессы в модели мира человека, вызывающие в итоге нежелательные переживания.
Фобии вызываются не только внешними переживаниями, они могут возникнуть из-за внутренне порождаемых образов, звуков или чувств, а так же ощущений.
Люди могут вызывать внутри себя, при весьма малом подтверждении от внешнего опыта, эмоциональные состояния, которых они могут хотеть или, наоборот, которые нежелательны.
Важно знать, как они вызывают такого рода реакции в самих себе. Мы реагируем на стимулы, и эта реакция обычно происходит на бессознательном уровне.
Кроме того, эта реакция предопределена тем, что происходило в нашем раннем развитии, когда мы не обладали способностями подвергать это сомнению. И это делало нас беспомощными.
И вот понимание представлений о причине и следствии (или стимул - реакция) – это то начало, что начинает разрушать установившуюся связь.
Мы не меняем стимулы, которые мир предъявляет нам, мы должны изменить реакции на эти стимулы. Часто новая реакция на старый стимул может произвести столь глубокое изменение, что все жизненные переживания в значительной степени улучшаться.
Ведь большая часть человеческого поведения, это то, что мы приобрели в процессе обучения.
Например:
Женщина может посмотреть вниз с высоты, почувствовать себя падающей и быть охваченной ужасом. И её пугает не просто смотреть с высоты вниз, а то чувство, которое возникло. Не падает же она на самом деле.
Для человека с фобией змей даже подумать о прикосновении к змее вызовет реакцию, во многом похожую на ту, которая возникла бы при контакте с реальной змеёй.
Психолог помогает клиенту изменить свои реакции на внешние или внутренние стимулы, снимая негативную проблему.
Стимул – реакция, это как бы наша привычка, часто облегчающая нашу жизнь.
Например: Звонок телефона – желание подойти к нему, но эта связь прерывается, если вы в офисе начальника или в гостях.
Или попробуйте не реагировать, если вам кто-то протягивает руку для пожатия.
Процесс понимания и изучения языка так же связан со связкой стимул-реакция.
Слово не имеет смысла само по себе, так и незнакомый язык не передает нам значений.
Это просто звуки, организованные в определенной последовательности со специфическими интонациями, становятся значимыми, когда они ассоциируются с определенным чувственным опытом.
Как маленький ребенок сталкивается со словом «собака» - он видит реального пса, дотрагивается до него, чувствует его запах, слышит лай. И вот теперь при упоминании собаки, ребенок ощущает ее присутствие.
Вам же нужно выполнить следующее упражнение.
Что Вы представляете и чувствуете при упоминании слов:
СПОКОЙНЫЙ, КОМФОРТ, ЛЮБОПЫТСТВО, ИНТЕРЕС, ПЕЧАЛЬНЫЙ, СЧАСТЛИВЫЙ.
Запишите эти слова на бумаге, потом на досуге не спеша слово за словом, займитесь тем, что определите с какими внутренними состояниями и воображаемыми картинами они связаны для Вас. Возможно, приведете некоторые примеры, когда эти ощущения были у вас, и что при этом испытывали.
И тоже запишите эти ощущения для каждого понятия отдельно. Потратьте на это недельку, но постарайтесь более полно описать эти воззрения.
Почти каждый человек в нашей культуре и в своем жизненном опыте переживает времена, с которыми необходимо справиться и преодолеть разные удары судьбы.
Важно, что одни люди могут пройти эти периоды изменения довольно легко, переживая эти моменты как время интенсивной энергии и творчества.
Другие же, сталкиваясь с подобными же обстоятельствами, переживают их как время ужаса и боли.
И если эти периоды затягиваются, то для них становиться первичной заботой простое выживание. И вот если уловить эту разницу для двух групп людей, то вторые обретут надежду.
Мне видится разница между этими людьми, прежде всего в том, что те, которые справляются эффективно и творчески с проблемными ситуациями – это люди, которые обладают богатым представлением (моделью) своей ситуации. И это позволяет им находить широкий спектр возможностей в выборе своих действий.
Вторая же группа воспринимает себя как имеющих не большой выбор, и малые возможности, которые они находят, и видятся они им не привлекательными.
И основное различие следует, прежде всего, из различия в полноте и возможностях их моделей.
Как же возможно, что люди поддерживают обедненные модели, которые причиняют им несчастья, перед лицом многоцветного, богатого и сложного мира?
Нужно обратить внимание на то, что те люди, которые причиняют себе боль и страдания, не плохи, они не сумасшедшие и не больные.
Они фактически делают лучшие выборы, и с большей выдумкой и творчеством, но в доступных им рамках их особой такой не богатой модели.
Иными словами, поведение людей, каким бы странными оно первоначально не показалось, имеет смысл, когда оно рассматривается в контексте выборов, порождаемых моделью человека.
Трудность состоит не в том, что они делают плохой выбор, а в том, что у них нет достаточного выбора.
Человек может добавить новую, более полезную возможность реагирования почти на всякий стимул.
Фактически люди могут научиться любому количеству реакций на данные стимулы, и в результате иметь возможность выбирать из них наиболее подходящие.
Именно это происходит, когда люди растут и изменяются эмоционально, обогащая межличностный аспект своей жизни.
Очень часто ригидные паттерны реакций являются результатом раннего научения. Определенные стимулы отсылают нас обратно к детству, где наши взрослые ресурсы становятся недостижимы.
Почти каждый человек в нашей культуре в своем жизненном цикле переживает периоды изменения и перехода, с которыми необходимо справиться.
И мы с Вами встаем на этот путь, и наши ресурсы помогут быть нам много вариантными и успешными в жизненных ситуациях, как бы коварен не был мир.
Пишите, звоните, и Вам помогут
Instagram: @alexandr__zubarev
|