«Можно вспомнить, что в одном из классических буддийских трактатов также сказано: на том этапе, когда человеческое существо готово достичь просвет-ления, оно воплощается в теле мужчины. Я думаю, это связано с тем, что непривязанность практиковать легче… будучи именно мужчиной. Ведь у женщин состояние привязанности обусловлено рождением детей и появлением семьи, необходимостью (и природной потребностью) заботиться о своих близких. Однако именно в этом и заключается определенное преимущество, сильная сторона женщины – в ее способности сострадать.
Если мы оглянемся назад, на человеческую историю, то обнаружим, что в прошлом лидерство было основано на физической силе, поскольку именно сила способствовала выживанию. Так в нашем обществе развилось доминирование мужчин, мужского начала. Теперь, когда знания, образование стали более важны для выживания, чем физическая сила, позиции мужчин и женщин приблизительно сравнялись.
С моей точки зрения, наше общество приближается к моменту, когда умение сопереживать станет главной духовной и социальной ценностью. И ученые уже начали осознавать важность этого душевного качества: например, оценили роль не интеллектуального, но эмоционального коэффициента в успехе социальной коммуникации. На мой взгляд, именно женщины, в силу своей биологии, гораздо более развиты в этом отношении, чем мужчины. Это легко проследить в контексте истории: войны, пытки, другие виды насилия всегда исходили от мужчин и проводились ими; женщины имели отношение к подобным вещам в довольно редких случаях. Или на бытовом уровне: мясниками обычно бывают мужчины, а медсестрами, сестрами милосердия – практически всегда женщины.
У способности к сочувствию, сопереживанию глубокие биологические корни. Она формируется в первые дни жизни, когда живое существо еще полностью зависит от матери и в своих эмоциях неотделимо от нее. Это дается нам природой: чувствовать то, что чувствует другой человек – так, будто это чувствуешь ты сам.
По мере того как мы отделяемся от матери, эта способность понемногу слабеет. Мы начинаем отделять себя от окружающего, осознаем свою отдельность от мира и проникаемся идеей, что страдание ближнего может нас и не касаться. Но в современном мире, где взаимосвязь и взаимозависимость людей и явлений, всего сущего и всего происходящего становятся все более явственными и все более тесными, наше представление об отдельности, личной независимости все больше демонстрирует свою иллюзорность.
Вероятно – я так чувствую – в ближайшем будущем женщины станут играть более активную роль именно благодаря своей развитой чувствительности, способности сопереживать, разделять чувства других. Однако и для нас, мужчин, ничего не потеряно: свою способность к сопереживанию можно тренировать. В буддизме есть специальная медитация на эту тему: поскольку все живые существа происходят от матери, а буддизм приемлет идею реинкарнации, то всякое живое существо в одном из своих воплощений могло (или может) быть нашей матерью. При правильной мотивации, практикуя сочувствие, мы, мужчины, сможем сравняться с женщинами в способности слышать и ощущать весь мир своим сердцем.
Когда меня спрашивают, хочу ли я в следующей жизни воплотиться в теле женщины, я отвечаю: «Да, конечно». Тело женщины более совершенно и устроено гораздо тоньше, чем мужское, и это научно доказано. А раз так, то почему нет?
Но если мне суждено возродиться в теле женщины, то пусть оно будет очень привлекательным, говорю я. В конце концов, обладая привлекательной внешностью, гораздо легче привлечь внимание людей к вопросам мира, справедливости и добра».
Instagram: @alexandr__zubarev