Нет худа без добра. Эта старая пословица применима к последствиям распространяющегося экономического кризиса, способного принести не только материальные трудности для населения и компаний, но и немалую пользу.
Если раньше, на подъеме, все казалось понятным и простым; будущее выглядело очевидной и предсказуемой экстраполяцией настоящего, то сейчас кризис принуждает многих из нас к осознанному принятию более глубоких решений о своем будущем. Кризис приводит к остановке инерционного движения, а остановка - то состояние, где можно задуматься о будущем и построить новые планы с учетом новых реалий.
Обычному среднему человеку трудно решиться на перемены в жизни, даже если у него есть представления о лучшем применении своих способностей и планы для их достижения. Существующее комфортное и понятное положение затягивает и не отпускает от себя.
Кризис многих подтолкнет к переменам, сделает их неизбежными. И если у человека позитивная жизненная позиция, изменения обычно бывают только в лучшую сторону.
Кризис помогает избавлению от лишнего и ненужного. Благоприятная материальная ситуация на протяжении нескольких лет способствовала приобретению привычек и взглядов, потворствующих избыточности и излишествам. А избыточность и излишества плохо сказываются как на состоянии ума человека, так и на его здоровье.
В условиях жесткого бюджета и урезания расходов придется определить, что действительно важно, а от чего можно отказаться.
Люди будут отказываться от ненужного, а предприятия, которые производят это ненужное, должны исчезнуть. Бизнес, который не способен производить то, что имеет настоящую ценность для людей по адекватным ценам, не имеет право на существование. Если люди тратят деньги, они хотят получить за это действительно что-то ценное.
В период экономического подъема многие пытаются заработать не на том, чтобы предоставить в обмен на деньги реальные ценности, а предложить фиктивный товар или товар за завышенную цену в расчете на то, что люди легко расстаются со свободными деньгами, не задумываясь о реальной ценности приобретенного товара.
Первой отраслью, серьезно пострадавшей от кризиса оказались строители. Большинство строительных организаций просто остановили свою деятельность. Население перестало покупать жилье, банки перестали кредитовать строительство.
При этом цены на жилье за последние несколько лет выросли в разы, но без существенного и пропорционального роста качества этого жилья. То есть строители просто стали продавать свой товар дороже. В этом им помогли банки, чьи ипотечные кредиты увеличили спрос на жилье. В условиях недостаточного предложения жилья цены просто взлетели.
Соответственно строительным компаниям теперь на многие годы придется умерить аппетиты при формировании цен на свою продукцию. История знает примеры кризисов, например, в Японии в 90-е годы 20-го века, когда цены на жилье снижались в разы.
Кризис – лучшее время, чтобы начать что-то новое или серьезным образом изменить существующее положение.
Из кризиса нужно извлечь уроки и максимальную пользу. Наиболее неэффективная позиция, когда в кризисе пытаются найти виновных где-то на стороне. Особенно нелепыми выглядят попытки представить в роли виноватой в своих проблемах другую страну.
Здесь есть, по крайней мере, два контраргумента:
Во-первых, почему Россия оказалась в такой степени зависимой от США? Кто виноват в этом?
А во-вторых, своим благосостоянием в последние годы Россия, в первую очередь, обязана высоким ценам на экспортируемую нефть. Главным же потребителем нефти и нефтепродуктов в мире является США. То есть росту своей экономики Россия должна сказать спасибо именно этой стране.
За последнее время в экономике и в обществе накопилось большое количество диспропорций. Кризис призван их выровнять. Мы же можем воспользоваться представившимися возможностями.
Instagram: @alexandr__zubarev