Главная> Тело и Здоровье>Здоровье. Страдать или лечиться?
Здоровье. Страдать или лечиться?
Instagram: @alexandr__zubarev
Здоровье. Страдать или лечиться? |
Не секрет, что в этой жизни мы имеем смертные тела, подверженные болезням и старению. Да и сама смерть в большинстве случаев наступает от той или иной болезни. С возрастом человек начинает болеть больше. Случается, болезни так пристают, что превращаются в реальную угрозу для жизни. Такие болезни еще называют неизлечимыми или смертельно опасными. Как христиане относятся к ним? Оказывается, по-разному.
Но прежде всего замечу, что если болезнь является наказанием за какой-то конкретный, сознательно совершенный грех, то исцеление произойдет не раньше, чем человек покается и исповедует грех Богу. Для лучшего понимания вопроса стоит внимательно прочитать Псалом 31, содержащий учение Давида на этот счет.
Первая позиция: надежда только на врачей. Это, как правило, свойственно неверующим, а у христиан – следствие маловерия. Опасность позиции можно проиллюстрировать примером царя Асы. «И сделался Аса болен ногами на тридцать девятом году царствования своего, и болезнь его поднялась до верхних частей тела; но он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей. И почил Аса с отцами своими, и умер на сорок первом году царствования своего...» (2 Пар. 16:12-13). Взыскал не Господа, а врачей и умер далеко не в старости. Понятно, что от такой позиции нужно поскорее избавиться.
Вторая позиция: ожидание исцеления от Бога в сочетании с принятием медицинской помощи. Это здравая позиция, разделяемая, вероятно, большинством христиан. Езекия, будучи смертельно болен, со слезами молился Богу о продлении жизни. И Господь услышал его, послал к нему пророка Исаию с указанием, что делать. В качестве лекарства был использован пласт смокв, приложенный к нарыву, после чего последовало исцеление (4 Цар. 20:1-7). Апостолы, во всем доверяясь Богу, также не отвергали медицину. Павла в его странствиях сопровождал Лука, «врач возлюбленный». Иисус, говоря, что во враче имеют нужду не здоровые, а больные, тем самым признавал врачебную практику полезной. Мать Тереза написала книгу «Практические советы», в которой наряду с духовными рекомендациями целая глава посвящена простым и эффективным средствам врачевания, таким как холод, согревающие компрессы, грелки, горчичники, клизмы, банки и т. д. Я был поражен, когда узнал, что мать Тереза и ее монахини, подобравшие на улицах Калькутты пятьдесят четыре тысячи умиравших людей, вернули к жизни более половины. И ведь брали они в свои дома для умирающих тех людей, от которых, как от безнадежных, отказывались больницы города. Сестры обеспечивали умиравших чистой постелью, питанием, покоем, молились за больных и говорили простые слова, что Бог любит их. Конечно же, применялись и доступные, в основном недорогие медицинские средства и лекарства. Их опыт убеждает лучше слов, насколько эффективно лечение, сочетающее христианскую веру и медицинские средства. Можно также привести немало примеров, когда усилия врачей продлили жизнь многим христианам.
Третья позиция: ожидание исцеления только от Бога. В этом случае медицинская помощь принципиально отрицается. Верующий свою жизнь и здоровье на все сто процентов отдает в руки Божьи. Если угодно Богу, то Он исцелит, если угодно Ему забрать к Себе, значит, пусть будет так. На такой позиции, как известно, стояли в течение ряда веков старообрядцы. В наше время немало христиан разных конфессий избирают лично для себя такой путь, стараясь как можно меньше обращаться к официальной медицине, часто дорогостоящей, формальной, а порой и некомпетентной, приносящей не пользу, а вред здоровью. Например, Александр Мень не любил ходить к врачам, предпочитая болеть на ногах. Он не желал оставлять труд на Божьей ниве, целиком доверяясь в вопросе здоровья Богу. В больничную палату его мог привести только острый приступ болезни. В Библии эту позицию хорошо иллюстрирует следующий стих: «Исцели меня, Господи, – и исцелен буду; спаси меня, – и спасен буду; ибо Ты – хвала моя» (Иер. 17:14), а также Псалом 114. Мне кажется, никогда не будут постыжены в своем уповании те верующие, которые подобно псалмопевцу умеют так простодушно, по-детски, доверять себя Богу, просить и, получив исцеление, от души благодарить и славить Бога. Добавим, что эта позиция, исключая медицинскую помощь, имеет в своем арсенале церковные средства врачевания, такие, как достойно принимаемое причастие, елеопомазание, общая молитва общины, моление братьев и сестер, в том числе усиленное постом.
Четвертая и пятая позиции могут быть частными случаями третьей, но лучше рассматривать их отдельно.
Четвертая позиция: ожидание чуда и принятие исцеления верой. Для христиан исцеление по вере есть продолжение земного служения Иисуса Христа. «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4:23). Чудесные исцеления продолжались в первоапостольской церкви (Деян. 5:12-16; 1 Кор. 12: 8-9). Молитвы исцеления по вере успешно практиковал Иоанн Кронштадтский, о чем говорят многочисленные записанные свидетельства. В наше время исцеления по вере являются существенной частью учения и практики харизматических церквей. Тысячи исцелений на богослужениях Кэтрин Кульман в 60-70-е годы ХХ столетия были подтверждены медицинскими документами. Эти исцеления происходили прямо во время проповеди, без возложения рук, что делало чудеса еще более впечатляющими. Думаю, найдется немало евангельских церквей (не только харизматических), где по сей день верят в чудо исцеления, и вера эта может быть засвидетельствована конкретными примерами.
Особо следует выделить такие исцеления, которые не являются результатом веры больного или церкви, а произошли целиком по инициативе Бога. Недавно я прочитал про одного христианина, отбывавшего срок в лагере на Колыме в 30-е годы. Измученный тяжелыми работами и постоянным недоеданием, он заболел неизлечимой в условиях лагеря болезнью. Работать больше не мог, и его перевели на еще более скудное питание. Наступил момент, когда он ослаб настолько, что уже не мог встать, и мысленно стал прощаться с родными, просил Бога взять его к Себе. Никто в бараке не заметил ночью человека, одетого в гражданское, который незамеченным прошел мимо охраны и остановился у койки умирающего. Обратившись к нему, человек сказал: «Василий, ты не умрешь, Я тебя исцеляю. Завтра пойдешь на работу и скоро увидишь детей». Видя страдания брата, добавил: «Василий, поверь Мне, в Гефсимании и на Голгофском кресте было не легче». После этих слов Он исчез. Брат сразу же уснул, а утром исцеленный пошел на работу.
При всей необычности этот случай нельзя считать чем-то невероятным. Вспомним человека, находившегося в болезни тридцать восемь лет и не имевшего никого, кто помог бы ему. Христос пришел к нему, когда он не ждал, и спросил: «Хочешь ли быть здоров?» После положительного ответа больной был мгновенно исцелен. Не ждал исцеления и не мог надеяться на него слепой от рождения, потому что «от века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному» (Ин. 9:32). Но Иисус также исцелил его, чтобы так была явлена слава Божья. Эти примеры подчеркивают мысль: как бы мы не были тяжело больны, как бы ни была слаба наша вера, никогда не надо терять надежды на Бога. Чтобы исцелить, Ему не надо много времени. Он может сделать это мгновенно и совершенно неожиданно.
В нашей церкви тоже был подобный случай. Пожилой брат был тяжело болен раком, врачи сказали, что они бессильны ему помочь. Тогда больной пришел в церковь, чтобы исповедоваться, публично попросить прощения у всех, кого чем-то обидел, и попрощаться. Многие плакали. Как же все были изумлены, когда в скором времени брат появился в общине бодрый и здоровый. Он собирался к Господу, а Бог исцелил его.
Наконец, пятая позиция: болезнь – благо, лечиться и ждать исцеления не надо. Апостол Павел примирился со своим «жалом в плоти», потому что Господь сказал ему, что это удержит Павла от превозношения и Богу будет легче действовать через него (2 Кор. 12:7-10). Эта позиция особенно любима православными подвижниками. Феофан Затворник писал: «Есть болезни, на исцеление которых Господь полагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье». Серафим Саровский учил: «Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более». Тяжелая болезнь всю жизнь сопровождала знаменитого старца Амвросия Оптинского. Она, по его словам, предохранила его от самомнения, помогла лучше понять себя. Он писал: «Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться».
Как же нам быть, если к нам привязалась болезнь? Общего ответа нет. Примеры Библии учат тому, что надо постараться понять причину болезни и ощутить водительство Божье в этом вопросе. Пока мы этого не сделали, мы будем действовать неправильно. Женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, «много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние» (Мк. 5:26). Узнав об Иисусе, она верой получила мгновенное исцеление. Сначала она занимала неверную позицию, полагаясь только на медицинскую помощь, но это усугубило ее страдания, а болезнь прогрессировала. Уверовав в Иисуса, она исцелилась полностью (душой и телом) и получила от Господа напутствие: «Дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей» (Мк. 5:34).
Хочется подчеркнуть, что под водительством Божьим наша позиция по отношению к болезни может меняться. Так было с апостолом Павлом. Он ожидал чудесного исцеления от Господа и трижды молился об этом. Но затем получил знание свыше, что эта болезнь нужна, так как через его слабость будет действовать сила Христова. Таким образом, под водительством Духа Святого Павел изменил четвертую позицию на пятую, по нашей классификации.
Здоровы мы или больны – должны пребывать в вере и за все благодарить Бога. Часто вера помогает получить исцеление от болезни. Если же Богом для нашего блага или для Его славы послана болезнь, то не будем роптать или унывать, а скажем, подобно апостолу Павлу: «Довольно для меня благодати Твоей, Господи!» И всегда будем помнить, что как бы не была зла болезнь, она не победит прежде срока, поскольку на небе «записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138:16).
Instagram: @alexandr__zubarev
|