Фото: Linda Cronin
Смеркалось.
Чем гений отличается от обычного человека? Есть разные теории на этот счёт.
Житейские теории
1) Тем, что у него мозг больше.
Физиологические теории
2) Извилин больше.
3) Больше нейронов в мозгу.
Психологические теории
4) Суперспособности, наподобие — суперпамять.
Мистические теории
5) У них есть способность подключатся к кому-то хранилищу информации, в котором хранится вся информация о том, что есть, было и будет (я лично не верю в это, потому что если бы такое хранилище существовало, тогда вся жизнь теряет смысл).
Людей давно волновали загадки гениев, и даже самих гениев волновали, эти вопросы — почему это они — гении?
Я считаю, что я сделал открытие, которое объясняет эту загадку.
И ответ на эту загадку звучит так. Гений ни чем не отличается от обычных людей, ни умственно, ни физиологически. Просто гений использует одну вещь, которая даёт ему преимущество над другими людьми. Эту вещь я бы так и назвал — ИНСТРУМЕНТ ГЕНИЯ.
Кстати об инструментах. Представьте разницу между древним фермером, который обрабатывает землю руками, и современным фермером, который использует такой инструмент, как комбайн. Или представьте разницу между древним рыбаком, который ловит рыбу тем, что ему дала природа, ... то есть руками, и рыбаком, который ловит рыбу сетями на корабле. Тот, кто использует инструменты, повышает эффективность своего труда во много раз.
Итак, я считаю, что гении — это люди, которые открыли некий инструмент, с помощью которого они более эффективно мыслят по сравнению с обычными людьми.
Ой, а можно, перед тем как рассказать, что это за инструмент, я вас немного помучаю? Давайте подумаем, что же это за инструмент?
Возможно, это какой-нибудь супер-мега-ультра технологичный шлем на голову, который аккумулирует когнитивную энергию солнечных лучей, и направляет их в мозг? (сам не понял, что сказал).
Стоп!!! Но ведь гении были и триста и тысячу лет назад, когда еще электроники не было. Так что же это за инструмент?
Вы будете смеяться, но этот инструмент совсем прост, это всего лишь простая шариковая ручка и листок бумаги. НО, это просто на первый взгляд, на самом деле, все куда серьезней.
Итак, гении мыслят точно так же, как и мы с вами. Но они свои мысли записывают на бумагу. А в чем разница, спросит читатель? Ну, какая разница, что я просто думаю, или, думая, буду записывать свои мысли? А разница огромная, и объясню почему.
Давайте сначала окунемся в историю, чтобы понять, насколько это сложный инструмент — ручка и бумага.
Вот представьте древнее племя, которое не то, что писать, оно даже языка еще не придумало. Люди в этом племени не могут говорить друг с другом. Изъясняются жестами, криками. Как обезьяны. Но вот проходит не одна тысяча лет, и люди придумали язык. А с помощью языка, с помощью этого изобретения, можно передавать информацию от человека к человеку на расстоянии, и даже своим правнукам. В общем, передавать информацию в пространстве и во времени (извините за это пафосное выражение, всю жизнь мечтал его где-нибудь применить).
Без языка племя могло состоять, ну, скажем, из ста человек, не более. Больше бы, наверное, не прокормились на одном участке земли. А с помощью языка племя может состоять уже из нескольких миллионов человек. Ведь они уже могут договариваться между собой. Так что, на самом деле, язык — это очень великое изобретение, с помощью которого человечество развивается в геометрической прогрессии. А теперь идем дальше: есть еще более удивительное изобретение, и чтобы вы его оценили, приведу пример, опять же из истории.
Как-то Чингисхан поймал двух пленных людей и спросил у них:
— Кто вы, чем вы занимаетесь?
Они ответили:
— Мы писари.
— А что это такое?
— Ну, мы можем записывать слова. Вот ты сказал, что-нибудь, и забыл, а мы можем записать, и через полгода-год слово в слово тебе рассказать.
Чингисхан не поверил сначала, и подумал: «Как это можно записывать звуки на бумагу?» И решил проверить их. Одного писаря попросил выйти, а другому продиктовал несколько предложений. Потом пригласил второго и попросил прочитать. Тот вошел и прочитал. И тут Чингисхан просто афигел. «Надо же, да вы волшебники!!!» — воскликнул он, — «можете записывать звуки».
Вы представляете, как Чингисхан был удивлен этой способности. Вы представляете, какой потенциал кроется в такой волшебной способности, как запись звуков?
В общем, благодаря тому, что человечество научилось записывать информацию, геометрический прогресс человечества стал еще более геометричен (опять сам не понял что сказал, то есть написал).
Итак, надеюсь, я вам доказал, что ручка и бумага — это не простые вещи. Должно было пройти 50 тысяч лет, перед тем как мы смогли научиться пользоваться этими инструментами, которые во много раз увеличили развитие человечества. Кстати, я слышал, что 50 тысяч лет назад мозг человека был такой же, как сейчас.
А вот теперь, подходим к самому главному, ради чего я тут и распинаюсь. Язык и запись этого языка на бумагу можно использовать не только в развитии человечества, как социальной группы, но и для собственного развития.
Записывать свои мысли я начал случайно. То есть случайно открыл этот инструмент. И понял, что он во много раз увеличивает умственный потенциал.
Когда мне было 14 лет, я был стеснительный и не знал, о чем говорить с девушками. Сказать-то было что, но почему-то терялся и не мог вспомнить, что сказать. И тут ко мне пришла идея: а что если записать то, что можно сказать девушкам при встрече, о чем их спросить и т.д. И когда начал писать, ко мне пришла еще одна идея. А что если записывать свои мысли. Ведь столько интересных мыслей приходит в течение жизни, а потом они забываются, теряются навсегда. И когда начал записывать, я осознал, что запись мыслей во много раз улучшает способность мозга.
Я считал, что это лично моё открытие и хотел получить за него нобелевскую премию. Но когда подрос, узнал, что оказывается, все известные гении пользовались этим инструментом.
А еще позже узнал, что весь прогресс человечества движется благодаря двум вещам. За счёт того, что люди начали записывать свои мысли, и за счёт того, что мужчины, напрямую или косвенно, хотят удивить противоположный пол.
И также как и большинство открытий, оно произошло со мной случайно. И как большинство открытий, дело было так — сначала что-то изобретается, открывается, и только потом дается логическое объяснение, почему это работает. То есть сначала, человек случайно открывает лекарственные свойства, какого-нибудь растения, и только потом, спустя время, находит логическое объяснение, почему оно лечит. Сначала человек, смешивая в случайном порядке какие-нибудь химические элементы, создает новый химический элемент, и только потом находится объяснение, почему этот элемент именно такой.
Ну так вот, спустя время, я начал размышлять, думать, почему запись мыслей (он же инструмент гения) так эффективна. И вот что я надумал.
Если рассматривать человеческий мозг как биокомпьютер, то хочется заострить ваше внимание на такой вещи, как память. Наша память несовершенна, мы не можем вспомнить всех людей, которых видели за день. А уж какие мысли нас посещали в течение дня, мы не сможем вспомнить и подавно. Вы бы хотели работать на компьютере, который все время что-то забывает? Представьте, вы набираете какой-то текст, но через пять минут он стирается.
В общем, наша память несовершенна, мы постоянно что-то забываем. И вот представьте — к вам пришла мысль. Через пять минут она забудется, это точно!!! И, возможно, не вспомнится уже никогда. Но если вы её записали, то она не «забудется» (не потеряется) в течение миллиарда лет. И даже больше. Пока есть носитель, на котором ваша мысль записана.
Теперь — внимание. Я как-то слышал такое выражение (кажется от йогов.): «если люди могли бы сосредотачивать своё внимание хотя бы на 2 минуты, они бы все стали гениями». Когда вы записываете свою мысль, вы уже сосредотачиваете на ней свое внимание, минут на пять, и для этого не нужно мучить себя и становиться йогом.
Если сравнивать мозг с компьютером, то наш мозг крайне неэффективен, он плохо хранит информацию и постоянно переключает внимание. Это все равно, что работать на компьютере, который каждые 30 секунд переключается с одной программы на другую. И еще, стирает то, что вы в него записали. То есть, коэффициент полезного действия на таком компьютере равен 0,05. (По сравнению с нормальным компом). Вы бы не смогли на нем работать. А стали бы работать на нормальном компьютере, который ничего не стирает (не забывает) и в одной программе может работать сколько угодно, не переключает своё внимание. Вот у такого компа коэффициент равен 100 процентов.
Запись мыслей — это тот инструмент, которого не хватает нашему мозгу, чтобы эффективно работать, без которого мозг не может работать, как нормальный компьютер. А с помощью этого инструмента, можно думать не как испорченный компьютер, а спокойно, ничего не теряя.
С записью мыслей ваш мозг не станет лучше, чем у древнего человека, который жил 50 тысяч лет назад. Но эффективность работы вашего мышления увеличивается во много раз. И это только цветочки!!!
На самом деле, запись мыслей — это такая вещь, о которой я бы мог написать книгу. И посветил бы изучению этого инструмента жизнь. «Но я уже в пижаме, и мне пора спать». (Как говорил профессор Хьюберт Фарнстворт из «Футурамы» — прим. ред.)
Так вот я проснулся и опять начал записывать мысли. Я как-то смотрел фильм «День сурка». Идея этого фильма такова, что у одного мужика один и тот же день повторялся все время. Но не об этом фильме я хотел рассказать. Я смотрел еще один фильм, кажется, называется «Предчувствие». Там у одной женщины дни недели были перепутаны, то есть после вторника наступала сразу суббота, а после субботы — понедельник. То есть она сегодня жила в будущем, а завтра могла проснуться в прошлом. И причем она не сразу об этом догадалась, она была домохозяйка. Но когда она поняла, что с ней происходит, она решила разобраться в этой ситуации, ей захотелось выяснить, в какой последовательности перепутаны дни. Она взяла большой лист бумаги и начала на нем рисовать квадратики, а в эти квадраты вписывать события, произошедшие за определённый день. И когда она нарисовала этот календарь, то поняла последовательность и вычислила, что после среды у неё понедельник, после понедельника — пятница и т.д. И когда она это вычислила, она уже могла менять будущее. Спасти жизнь своему мужу в понедельник, который должен был погибнуть в автокатастрофе в субботу.
Но вот о чём я хотел вас спросить??? А зачем эта женщина взяла этот лист и фломастер и начала рисовать этот календарь??? Зачем? Она что, его в музее хотела повесить что ли??? Она что, не могла в уме вычислить эту последовательность дней? Вот в том то и дело, что не могла. Ей было необходимо все это написать. И только тогда стало понятно.
Каждый из вас может умножать в уме однозначные числа. Я пробовал умножать в уме двухзначные числа, и это уже сложней. Один раз просто для забавы решил в уме умножить трехзначное число. Я его вычислял минут пятнадцать. Потому что в процессе умножения забывал промежуточные значения. А попробуйте умножить шестизначное на шестизначное в уме. На это у вас уйдет час. Я даже не пробовал. Ну так вот, дело в том, что если бы я на листке бумаги умножал трехзначное на трехзначное, у меня бы на это ушла бы минута. А в уме пришлось пыхтеть минут пятнадцать. Разница есть?
Вывод из этого такой, что в уме можно решать задачи наподобие «куда пойти сегодня поесть, в Макдональдс или в пиццерию». Потому что, решая такую задачу, вам в уме приходится держать всего лишь 2 элемента. И ответ на эту задачу заранее известен — вы точно знаете, что вы будете или в Макдональдсе или в пиццерии. А сложные задачи, для решения которых в голове приходится держать 10 элементов, без ручки и бумаги решить невозможно. А бывает так, что задача растянута во времени, и элементы для этой задачи появляются через большие промежутки времени. Например, зачем детективы записывают в блокнот показания свидетелей?
Наша память несовершенна, внимание постоянно скачет с темы на тему. Да, и еще мы не можем в своем сознании, в своем внимании, одновременно держать несколько информационных элементов. А бумага может.
Также и с этим текстом, который я начал писать и пишу уже неделю, разве бы я мог сначала проговорить его весь в своем уме, а потом только записать??? Нет, не мог бы, когда я его начал писать, я даже не знал, что я напишу через полчаса. И не знаю, что я напишу завтра. Я просто знаю основную идею этого текста. И потихонечку приписываю к ней элементы. И не знаю, какой элемент этой книги будет следующим. Так и любой писатель, начиная писать книгу, не знает, какими словами она закончится, какие слова будут в середине. Ведь невозможно в своём сознании держать такую тонну информации сразу.
Когда я открыл этот инструмент, я не был гением, да и сейчас тоже не считаю себя умнее других людей. Я просто пользуюсь этим инструментом, когда появляется какая-то задача.
Мозговой штурм
Я заметил одну вещь: дело в том, что во время записи мыслей приходят новые идеи.
Я в своё время читал книги по развитию творческого мышления. Там было описано одно упражнение, которое используется для того, чтобы найти новые идеи. Называется мозговой штурм.
Это упражнение коллективное. Выглядит оно так. Допустим, глава какой-нибудь компании решает внести что-то новое в деятельность своей компании. Ну, скажем, производить новый продукт. Он объявляет об этом своим подчиненным. «Через неделю у нас будет мозговой штурм по такому-то вопросу. Будем решать, что нам новое выпускать». За неделю его подчиненные думают над этим вопросом. Потом все собираются в кабинете. И каждый по очереди начинает рассказывать свои идеи. Есть два правила: во-первых, нужно выслушивать каждого до конца, и, во-вторых, не стесняться в выражении своих идей.
Итак, какой в этом смысл??? Ведь подчиненные могли бы просто по одному заходить в кабинет начальника и рассказывать свои идеи. А начальник выбрал бы самую лучшую. Зачем собираться всем вместе и каждого выслушивать?
А дело все в том, что когда ты рассказываешь кому-нибудь свою идею (или выслушиваешь чью-то), то к тебе может придти озарение, и родится еще одна новая идея.
То есть мозговой штурм — это общение. Один высказывает свое, второй с ним обсуждает эту идею, а у третьего может родиться в этот момент новая идея. То есть общение способствует рождению новых идей. Часто в фильмах есть такой момент, когда герой фильма над чем-то задумался, к нему подходит человек, и начинает что-то лопотать, и в этот момент герой кричит ЭВРИКА и произносит фразу: «Ты гений!!!» То есть чужие слова натолкнули героя на новую идею.
То есть, грубо говоря, когда люди идут на мозговой штурм, в их головах, предположим, 100 идей, а после мозгового штурма их уже 1000.
Ну так вот, когда человек о чем-то думает, а потом записывает свои мысли, это своего рода общение с самим с собой. И во время этого общения могут придти новые идеи.
Со мной часто бывают такие случаи. Я сажусь за стол, чтобы записать пару своих мыслей. Когда начинаю записывать, рождается еще 4. Когда записываю эти 4, рождается еще 20. Обычное думанье, БЕЗ записи мыслей на бумагу, — это тоже своего рода общение с самим собой. А думанье плюс запись мыслей — это уже мозговой штурм.
Так что запись мыслей — это не просто конспектирование на бумагу информации, которая находится в голове. Запись мыслей — это творческий процесс, потому что во время записи могут рождаться новые идеи. И их порой не успеваешь записывать.
текст предоставлен партнерами
Instagram: @alexandr__zubarev