Паническая атака — это острый приступ интенсивного страха или дискомфорта, который имеет быстрое начало и достигает пика в течение нескольких минут. Панические атаки имеют тенденцию к повторению, к изменению психологического самочувствия и поведения в период между приступами (человек начинает бояться, что приступ повторится).
Паническая атака — это симптом стресса, а не физического недуга. Если человек страдает паническими атаками, то чаще всего обращается к терапевтам, невропатологам, гомеопатам, где ему ставятся диагнозы: «вегетососудистая дистония», «нейроцир-кулярная дистония», «невроз сердца», «соматоформная вегетативная дисфункция». И хотя это не одно и то же, порой ключ к лечению этих заболеваний кроется именно в устранении панических атак.
Часто люди, страдающие от симптомов вегетативного расстройства (сердцебиение, стенение в груди, ощущение удушья, нехватки воздуха,потливостью, головокружением и т.д.), считают, что серьезно больны «сердечной» болезнью, начинают бояться новых приступов и рано или поздно оказываются подавленными своим страхом. Им действительно не грозит ни внезапная смерть, ни участь хронически больного. Единственное, чем они «больны», — это своим собственным страхом, те есть испытывают страх собственного страха. Итак, «стресс» запускает в организме некие процессы.
Представим, что Вы возвращаетесь поздно вечером домой по темной улице или того страшнее по пустырю, немного побаиваетесь, ведь не далее как вчера видели жуткий фильм о маньяке — убийце, к тому же в утренних новостях в очередной раз показывали толи «Ночной патруль», толи программу «С места происшествия», и вдруг недалеко от вас раздается громкий звук, чей- то крик, либо неожиданно резко затормозила машина. Что произойдет? Ваше сердце начнет колотиться, вас бросит в пот, Вы ощутите слабость в ногах, дыхание участится, руки-ноги похолодеют, во рту «пересохнет», Вас охватит жуткий ужас, а в голове сначала возникнет мысль о неминуемой смерти и следующая: «Бежать!». Собственно говоря, тут же включается инстинкт самосохранения, чтобы подготовить организм либо к обороне (если таковая понадобится), либо к бегству.
Совершенно незаметно для нас при сигнале опасности (в данном случае — резком звуке) в кровь выбрасывается адреналин, мышцы напрягаются, готовятся к бегству или борьбе. Чтобы подготовить их работе, необходимо насытить их энергией, Что собственно и делает гормон стресса — адреналин: давление повышается, сердце начинает работать интенсивнее, пересыхает во рту, из-за того что количество слюны уменьшается, ведь, если придется бежать, жидким обильным секретом недолго и захлебнуться! Дыхание становится более частым и поверхностным, т.к. именно такое дыхание наиболее эффективно для бегства или драки. «Бросает в пот» из-за того, что организм должен избежать внутреннего перегрева, вот и выделяет влагу для того, чтобы охладиться.
Нас и животных эти реакции объединяют, только у животных все значительно проще и рациональнее: если опасность есть, то она, скорее всего, реальна. А у людей стрессов хоть отбавляй! Либо они вообще виртуальны, являются плодом разыгравшегося воображения, либо такие, где драться или сбегать было бы странно (начальник несправедливо отругал, экзаменатор слишком строг и т.д.). Мы не удивляемся, когда реакции «борьбы или бегства» происходят с нами в моменты настоящей опасности, будь то пожар, потоп, военные действия ит.д. Но почему же подобное происходит с людьми в лифтах, метро, в открытых или закрытых пространствах? Или, например, только при общении с конкретным человеком? Все оттого, что человек испытывает напряжение, а он устроен так, чтобы оперативно реагировать на стресс. Внутри у человека есть страх, и это заложено в его природу,но наше тело вполне приспособлено к тому, чтобы с ним справиться. Сам по себе страх — не опасен.
Виды панических атак
Если человек однократно или несколько раз в жизни испытывал приступ паники, сильной тревоги или страха, то ничем особенным он не болен. Но если такие приступы становятся привычными и наступают в безопасных для большинства ситуациях, то можно ставить диагноз «паническая атака». Но почему же одни люди страдают от панических атак, а другие — нет?
В преморбиде жертвы панических атак отличаются такими чертами характера, как тревожность, мнительность, пессимизм, а также относительно невысоким порогом болевой чувствительности. Люди, которые с трудом говорят о своих чувствах и заявляют о собственных потребностях, а также те, которые считают важными лишь физические недуги , также находятся в «группе риска».
Панические атаки могут быть:
· Спонтанными, неожиданными, внезапными. Как правило, речь идет о первых нескольких приступах, дальше уже можно проследить некоторую «логику».
· Возникающими во время самой неприятной ситуации, например при поездке в метро или в лифте, полете на самолете или в закрытом помещении. Часто панические атаки «закрепляются» за одной или несколькими ситуациями. В таких случаях возникает своего рода привычка, рефлекс реагирования.
· Возникающими во время ожидания неприятной ситуации («страх страха»). Человек боится, что приступ вновь настигнет его, и страх так силен, что... стоит только подумать и «страх тут как тут...», т.е.запускается все тот же стрессовый механизм. В таких случаях в народе принято говорить — «мысли материализуются», и на самом деле «материализация» страха происходит со скоростью мысли, т.е.мгновенно.
· Возникающими по биологическим (гормональная перестройка, беременность, начало половой жизни, аборты, прием гормональных средств) и химическим причинам (первый прием алкоголя или наркотиков).
Итак, чтобы панические атаки возникли и закрепились, нужно, чтобы человек испытал (или испытывал длительно) какой-либо стресс.
Стрессовые ситуации, которые могут повлечь за собой закрепление панических атак, делятся на несколько групп:
· «несовпадение желаний и возможностей». Хочу жениться, но не уверен, что смогу содержать семью, хочу развестись, но долг заставляет воспитывать ребенка в браке, да и «жена пропадет», хочу большой дом, машину и отдых в Турции, но не имею средств, и т.п. Реализации желаний препятствуют и сознательные запреты, моральные и нравственные принципы, которые человек ставит сам себе, или объективные обстоятельства. Но в любом случае — есть препятствие. Если человек не может его преодолеть, может случиться «уход в болезнь».
· «новизна ситуации». Эти ситуации связаны с тем, что человек попадает в новые для себя обстоятельства жизни. Это могут быть даже вполне счастливые обстоятельства — свадьба, рождение ребенка, повышение на службе, долгожданный переезд в новую квартиру, смена работы на более перспективную. А могут быть и печальные — смерть близкого человека, тяжелая болезнь, развод, потеря работы, ограбление, пожар и т.д.
В любом случае есть изменение привычного ритма жизни. Человек вынужден адаптироваться, а это отнимает много психической энергии. В этом случае организм начинает сам себя обманывать, а вернее, находить «реальные отговорки» и панические атаки в этих случаях- это средство «облегчения» положения: я болен, не могу ездить на метро, а значит, могу не работать; не могу ухаживать за ребенком, т.к. у меня слабое здоровье и т.д. В таких случаях на одной чаше весов «весомая» отговорка, на другой — истинные страдания, и неизвестно, что «весомее».
· «назад в прошлое». Если человек в прошлом (даже несколько лет назад, либо в детстве) пережил какую-то травмирующую ситуацию, то эта ситуация исподволь может влиять на его жизнь. Например, если женщина пережила нападение на темной на улице, она может начать испытывать панические атаки именно в этих обстоятельствах, каждый раз боясь повторения этой ситуации. Или человек, переживший тяжелую болезнь и вылечившийся от нее, всю жизнь может «прислушиваться» к своему организму, воспринимая каждую мелочь как возвращение болезни.
В настоящее время многие психологи считают паническую атаку — этакой «палочкой-выручалочкой» для нашей психики, объясняя, что когда человек считает себя тяжело больным, его гораздо меньше начинают волновать семейные или производственные конфликты, собственная неуспешность или заботы, связанные с ремонтом. Одним словом налицо определенная выгода. Но выгода ли? Вероятно это так, но телесные и психические страдания во время панической атаки настолько тяжелы (хотя абсолютно безопасны для человека, ибо сама паническая атака не грозит жизни человека), что вероятно те психологи, которые придерживаются этой теории, не в состоянии соотнести параметры «кошмара», испытываемого человеком к параметрам выгоды.
К кому же обратиться?
Чаще всего люди, страдающие от панических атак и уверенные в том, что это серьезная болезнь, направляются к врачам терапевтам, невропатологам и кардиологам. И начинается хождение по «кругам ада» — долгие обследования и бесконечные смены препаратов — в лучшем случае с непродолжительным положительным эффектом.
Ибо каждый уважающий себя специалист обязательно «найдет что-то свое». В тахикардии и беспричинных болях в сердце кардиолог углядит стенокардию, затрудненное дыхание «вызовет подозрение» о бронхиальной астме или хроническом бронхите. Дальше — страшнее. И только когда количество специалистов перевалит за десяток, количество потраченного времени — за годы, а средств — за «страшно сказать», кто-то из них предположит: «А может Вам стоит сходить к психотерапевту?». Предложит осторожно, боясь бурной реакции пациента, хотя очевидно, что сделать это надо было сразу.
Ученые уже давно выяснили, что такие «приступы» не только не наносят сердцу вреда, но и укрепляют его. Работа сердца во время «приступа» сходна с его работой во время спортивной нагрузки. Так что люди, подверженные паническим атакам, не только не «больны сердцем», но их сердце гораздо здоровее, чем у многих!
Самый главный страх у человека, страдающего паническими атаками, — это страх смерти. Человек боится внезапной смерти в результате того, что «сердце не справится». Но сердце — здоровее здорового, работает отлично, на стресс реагирует правильно! Интересно, но факт: люди, страдающие паническими атаками, но никогда не лечившие их, через много лет обнаруживают значительно более «молодое», выносливое сердце, чем их более «везучие» сверстники, накопившее в своем арсенале к 50-60 годам «ишемии, стенокардии и прочие -ии». Итак. Делаем смелый, но абсолютно оправданный вывод: «Вы ничем не больны, кроме своего страха. Лечится он психотерапией, иногда с подключением небольшого количества препаратов, что также не всегда обязательно».
Итак, паническая атака не смертельна, от панических атак никто не умирает, но кто эти панические атаки что называется «нажил», тем не позавидуешь и врагу не пожелаешь.
Наиболее частые ощущения при панической атаке: Субъективное ощущение сердцебиения или сжатия в области сердца. При этом пульс может оставаться в норме, но человек ощущает сильное сердцебиение. Может отмечаться повышение артериального давления.
- · Потливость, волны жара, приливы.
- · Дрожь и тряска, озноб.
- · Ощущение ограничения дыхания или удушья, чувство перекрытия дыхания, боль или дискомфорт в груди.
- · Тошнота, рвота и/или боль и спазмы в желудке и кишечнике.
- · Чувство головокружения с угрозой потери устойчивости.
- · Чувство оторванности от самого себя, нереальности собственного тела, нереальности происходящего вокруг (дереализация, деперсонализация)
- · Страх сойти с ума, страх потери контроля, страх совершить неконтролируемый поступок или страх смерти.
- · Ощущение «кома в горле».
- · Ощущение слабости в руках или ногах.
- · Временное нарушение зрения или слуха.
- · Временное нарушение речи или голоса.
- · Потеря сознания.
- · Судороги в руках или ногах.
- · Ощущение, что выгибается тело.
Спасаться ли?
Люди, страдающие паническими атаками, стараются избегать тех ситуаций, в которых возникает приступ; они перестают спускаться в метро, избегают людных мест, замкнутых пространств, вечерних прогулок, полетов на самолете, езды в автомобилях и т.д. Но стоит помнить, что страху ни в коем случае нельзя потакать, т.к. он имеет тенденцию к разрастанию. Например, человек боялся лифтов и перестал в них ездить, но страх «нашел» его, теперь он боится мыться в запертой ванной комнате — вдруг инфаркт, а помощи не будет или перестал есть твердую пищу — вдруг поперхнется — и опять помощи не будет. Исключил метро — стал бояться машин, исключил полеты в самолетах — стал бояться открытых пространств, и теперь перейти улицу по переходу тяжелее, чем переплыть океан. Никогда нельзя идти на поводу у своего страха — нужно от него избавляться.
С чего же начнем?
· осознайте, что вы не больны и угрозы жизни нет. Как только человек понимает все о своих паниках, осознает «где собака зарыта», осознает, что это не болезнь, а нормальная реакция испугавшегося организма, который приготовился то ли бежать, то ли нападать, ему сразу становится легче. После того, как вы это осознаете, приступы станут более редкими, а ваше отношение к ним изменится.
· перестаньте бояться. Нужно понять, что чем больше вы боитесь приступа, тем вероятнее то, что он наступит. Страх, привычка беспокоиться и концентрироваться на своем внутреннем состоянии — это путь к закреплению панических атак. Здесь срабатывает привычка, что-то подобное рефлексу «Павловской собаки». Что-то похожее на следующую цепочку: мысль-гипоталамус — кора надпочечников — адреналин (гормон стресса) — паника. Пресечь такие мысли в самом начале — остановить цепную реакцию. Тем более, что теперь вы знаете: опасаться за свое здоровье вам незачем.
· разоблачение симптома. Ответы на эти вопросы обязательно запишите.
o Вспомните, когда приступ паники случился впервые? Что с Вами происходило?
o Что с Вами происходило незадолго до этого момента? В какой жизненной ситуации вы тогда находились? Это и будет тот «пусковой крючок», на который до сих пор жмет ваше подсознание.
o В каких условиях атаки повторяются чаще всего?
o Что изменилось с возникновением и закреплением атак в вашей жизни (негативная сторона)?
· собственно работа. А дальше нужно начинать активные действия. Морально подготовьтесь к тому, что проблема, которая привела к приступам, обострится. Это необходимо, чтобы начать ее решать. Бесполезно бороться со следствием (приступами), не борясь с причиной (первоначальной проблемой).
Чем меньше времени прошло с начала возникновения и закрепления панических атак, тем легче «вскрыть» проблему, которая стоит за ними. И тем легче справиться с самими атаками. Но даже, если человек живет с этим годами и даже десятилетиями, ничего не потеряно! Просто не надейтесь на слишком быстрый результат, ведь то, что формировалось многие годы, нельзя изменить в короткие сроки. О том, что процесс идет в верном направлении, будет свидетельствовать уменьшение количества и интенсивности приступов паники. А если проблема будет решена, они исчезнут вовсе.
Психиатр-психотерапевт
В.Н. Гонопольская
Специалисты Центра помогут Вам разобраться с причинам, спровоцировавшими возникновение панических атак, разработают индивидуальную программу реабилитации, вместе с Вами пройдут весь путь до полного избавления от проблемы, используя все самые современные средства, которыми на настоящий момент владеет мировая психотерапия.
Instagram: @alexandr__zubarev