Главная
Блоги
  Войти
Регистрация
 
Главная> Человек и жизнь>Неакадемическая профессия

Неакадемическая профессия


Instagram: @alexandr__zubarev
Неакадемическая профессия

 Ольга Паратнова, ведущий тренинг-центра «Синтон»

Профессия бизнес-тренера сегодня привлекает многих. Еще бы, кому не понравится быть независимым, иметь высокие доходы, каждый день общаться с интересными людьми. Однако образ жизни тренера обманчив – за ним стоят годы железной дисциплины и напряженного труда. И – что очень важно – прежде чем наставлять других, нужно самому научиться многому.

Стать тренером, на самом деле, не так уж сложно. Для этого нужно просто объявить себя таковым, открыть сайт-визитку, сделать массовую рассылку предложений по электронной почте. Стоит весь этот пакет недорого, зато первые звонки с вопросами поступят уже на первой неделе ожидания. Гораздо труднее быть тренером, то есть наполнить профессию тем содержанием, которое могут предложить только высококлассные специалисты.
Конечно, в реальности тренеров-мошенников не так много. Гораздо больше тех, кто пришел в профессию, имея на то хоть какое-то основание. Например, психологический или педагогический факультет, бизнес-школу или хотя бы богатый опыт чтения и пересказа деловой литературы. Как правило, таких людей называют теоретиками и доверяют им проведение занятий по каким-то общим дисциплинам, то есть тренинги-лектории.
Беда в том, что освоить эту профессию в академическом вузе невозможно, потому что в государственном реестре ее попросту не существует. Тренерство является своеобразным приложением к бизнес-опыту человека, требует наличия определенных личностных качеств и зрелого мировоззрения. Готовят тренеров на специальных тренингах в учебных центрах, специализирующихся на оказании услуг в области краткосрочного образования. Пожалуй, это одна из немногих профессий, получить которую можно только в относительно зрелом возрасте.

Тренер, ты кто?

Потребность компаний в непрерывном обучении персонала сегодня такова, что количество людей, предлагающих тренерские услуги, растет стремительно. Однако сегодня, как и в начале 90-х годов, многие из них способны подтвердить свои компетенции исключительно записями в трудовой книжке, раздаточными материалами или – при наличии авторских разработок – методичками. В лучшем случае – иностранными сертификатами или аттестатами тех же академических вузов, предлагающих программы повышения квалификации с сильной психологической составляющей. Но современный бизнес предъявляет серьезные требования к характеристикам тренера. Сообразно этим запросам, как правило, и формируется структура тренингов для тренеров, которые в настоящий момент являются практически безальтернативным способом подготовки специалистов этого профиля.
Обычно тренинг для тренеров состоит из трех базовых блоков: личность, группа, шаблоны будущего курса (вплоть до создания готовой программы). Иногда рассматривается аспект маркетинга тренинговых продуктов, однако он по большей части включается в продолжающий курс. Но на первых порах новичок должен усвоить азы профессии, которые впоследствии можно регулярно совершенствовать на тех же тренингах для тренеров.
Личность тренера является таким же инструментом влияния на группу, как и его умение проводить, скажем, разогревающие упражнения. «А Вы сами-то продавали-руководили-презентовали?» – нередко приходится слышать при первом знакомстве с группой. Это сигнал о том, что кто-то из ее участников недоволен поведением ведущего. Таких «звоночков» может быть множество вплоть до демонстративного ухода участника с занятий. Клиент всегда «голосует ногами», приходя или уходя, а главным магнитом является фигура самого тренера. Именно поэтому на тренинге для тренеров уделяется большое внимание развитию личностных качеств и преимуществ будущего тренера.
Обычно в тренерство приходят из практики (продажи, управление), либо из смежных профессий (преподавание, психология). Опыт и образование, как правило, накладывает на человека неизгладимый отпечаток, который формирует определенные стереотипы поведения. Например, недавние школьные педагоги стремятся на первых порах учить группу, рассказывая, что «правильно», а что «неправильно». Психологи, пробуют раскрыть человека и «вылечить». И то и другое в бизнес-тренингах непозволительно, как следствие, психологов и учителей воспринимают настороженно. Однако при правильной подготовке все профессиональные «атавизмы» можно нейтрализовать или даже превратить в достоинства. Неслучайно среди самых известных российских тренеров можно встретить много бывших педагогов.
Еще один важнейший момент – настройка по целям и задачам, отработка ролевых ситуаций. В зависимости от фазы занятий (или даже кофе-брейка) тренер выступает в различных ипостасях: консультанта, модератора, наставника и т. д. К каждой из них он должен быть готов, иметь в запасе определенные упражнения, примеры, истории, речевые и поведенческие приемы. При этом важно держаться определенного курса, отсекая все побочные разговоры и сюжеты. Это важное умение обретается с годами практики, но закладывается в первую очередь на тренингах для тренеров.

Видеть целое

Что такое группа – единый организм или собрание индивидуальностей? Как только человек оказывается лицом к лицу с аудиторией, ответ на этот вопрос становится очень важным, поскольку от него зависит результат всего мероприятия. Иногда, ради сохранения лояльности со стороны наиболее активных визави, мы готовы часами беседовать, убеждать, доказывать. Иногда – наоборот, не замечаем отдельных реплик и высказанных вслух сомнений, полагая, что целое важнее частного. Впасть в крайность легко, особенно по неопытности. Правильный ответ таков: группа на «входе» состоит из 10-15 личностей, которые на «выходе» должны превратиться в единое существо. Вместе уставать, радоваться, переживать, думать. Для того, чтобы все эти действия люди стали делать сообща, тренер должен основательно постараться. На профессиональном языке это называется «управление групповой динамикой».
Еще один важный момент при групповой работе – умение определять достижимость поставленных целей. Например, корпоративный заказчик (как правило, это HR или руководитель подразделения) пожелал, чтобы его сотрудники овладели определенными навыками. В процессе подготовки тренер может выяснить ряд дополнительных обстоятельств, которые ставят под сомнение ожидаемые результаты. Или непосредственно в ходе занятий возникает нечто, мешающее полноценной реализации задуманного. Ситуация сложная, для принятия верного решения необходимо предвидеть последствия. Отрабатывать этот навык непосредственно на группе нельзя – можно навсегда распроститься с репутацией или заработать дурную славу авторитарного и недалекого человека. Тренинг для тренеров, будучи своеобразной творческой лабораторией, позволяет в спокойной среде приготовить себя ко всем опасностям профессиональной деятельности.

Прочная основа

Представьте себе, что вам необходимо сделать двухчасовую презентацию перед руководством, а тезисы у вас неподготовлены. Кошмар, ужас? Тренеру несколько проще; имея за плечами опыт, он может длительное время удерживать внимание аудитории анекдотами из корпоративной жизни, кейсами, играми на разогрев и сплочение. Это универсальные приемы, которые нравятся большинству участников, независимо от их статуса и положения. Однако бессистемность изложения материала и отсутствие вектора движения обязательно будут замечены. «Весело, но бессмысленно», – такова будет жесткая обратная связь по итогам мероприятия.
Умение составлять программу для тренинга – важнейшая компетенция тренера. Научиться этому без практики невозможно, однако, даже несколько лет опыта существования в профессии не гарантируют, что человек умеет правильно составлять методическую основу своих занятий. В больших образовательных центрах нередко существует специальная группа разработчиков, которые сами никогда не проводят занятий. Настолько это разные занятия. Тем не менее, в большинстве случаев тренер сам пишет методички, а при необходимости адаптации тренинга под определенный заказ вносит соответствующие изменения. В тренинге для тренеров мастерство написания подобных партитур выносится в отдельный блок.
Одна из ключевых ошибок начинающих тренеров – схематичность в изложении структуры занятия. Прописываются отдельные пункты, но содержательная часть отсутствует. Считается, что можно сориентироваться по ситуации. Сначала знакомство, потом игра на сплочение, потом мини-презентации участников, потом… Голая структура без содержания делает тренера беспомощным перед аудиторией и обстоятельствами. Кроме того, «каркас» тренинга, каковым является программа, обязательно должен быть рассчитан по времени. И, если на решение кейса отведено 15 минут, значит, на 16-й нужно переходить к обсуждению, каким бы увлекательным данное занятия не казалось участникам.
Не стоит забывать также, что программа является документом, то есть требует соответствующего оформления, внятности структуры и изложения всех ее положений. Краткий вариант программы (т.н. раздаточные материалы, «раздатка») получают участники тренинга, длинный служит основанием для обсуждения возможности проведения тренинга с заказчиком. Однако подробность и тщательная проработка деталей не должны лишать тренера пространства для маневра.

Как стать чемпионом

Подготовка тренера – процедура сложная и многогранная; за почти двадцатилетний период существования этой профессии в нашей стране выработалось определенное количество стандартов, которым обязательно нужно следовать. При этом нужно понимать, что квалифицированный тренер – это не столько человек, способный лично показывать определенные результаты в каком-то виде деятельности, сколько мастер, умеющий сформировать определенные навыки у окружающих. Здесь можно провести аналогию со спортом: не все выдающиеся чемпионы способны стать великими тренерами. Проблема в том, что личные достижения основываются на точном понимании ресурсов собственного организма и психики. Передать их вовне мы не можем, природа тренерства отлична от природы чемпионства. Однако раскрывать чужие таланты вполне реально, нужно только понимать, как это делается.
Пятнадцать-двадцать лет назад тренерами становились сильные, харизматичные личности, которые постигали на своем опыте все сложности профессии. Сегодня они готовы передавать свои знания для того, чтобы новое поколение тренеров было результативнее, динамичнее, интереснее. Именно для этого и были придуманы тренинги для тренеров. Подобрать для себя такой тренинг не так уж просто, хотя предложений достаточно. В первую очередь стоит обращать внимание на репутацию центра, на опыт самого ведущего, на длительность, отзывы предыдущих участников. Проведите предварительные переговоры с ведущим, посетите другой его тренинг, и убедитесь, что перед вами знающий и компетентный человек.
Вероятность того, что тренерская профессия станет академической невелика. Однако учиться, тем не менее, нужно, и желательно так, чтобы первый же проведенный вами тренинг был успешен. Помните, репутация – самое дорогое, что есть у тренера, неприятные новости расходятся мгновенно.
Паратнова О.

Автор: Ольга Паратнова,

Размещено на сайте http://www.syntone.ru. При публикации статьи ссылка на сайт


Instagram: @alexandr__zubarev



Неакадемическая профессия
добавлено : 03.11.2009
обращений к странице: 9543
автор: www.syntone.ru
загрузка...
Ваше мнение о статье
Ваше имяЕmail 
Сообщение


PSYLIVE - Психология жизни 2001 — 2017 © Все права защищены.
Воспроизведение, распространение в интернете и иное использование информации опубликованной в сети PSYLIVE допускается только с указанием гиперссылки (hyperlink) на PSYLIVE.RU.
Использование материалов в не сетевых СМИ (бумажные издания, радио, тв), только по письменному разрешению редакции.
Связь с редакцией | Реклама на проекте | Программирование сайта | RSS экспорт
ONLINE: Техническая поддержка и реклама: ICQ 363302 Техническая поддержка 363302 , SKYPE: exteramedia, email: psyliveru@yandex.ru, VK: psylive_ru .
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика