Hиколай Иванович Козлов, ведущий тренинг-центра «Синтон»
Чтение бывает разным. Одному важно, будет ли книга интересной и увлекательной, другому — какие результаты она позволит достичь. Одни читают, потому что чтение захватывает и потому что это клево, другие — для того, чтобы сделать то, что намечено. Первое чтение назовем результатным, второе — процессным.
Большинство из нас, по крайней мере в чтении — процессники: мы читаем не для того чтобы, а потому что. Потому что читать мы привыкли, потому что к чтению тянет, и потому что чтение достойное занятие само по себе.
По крайней мере, нам так кажется.
В этой книге мы предлагаем другой подход: мы предлагаем научиться читать с результатом. Читать с результатом — то есть относиться к чтению так же, как к другой осмысленной деятельности.
Зачем идем в банк? Если мы идем в банк, чтобы снять со своего счета нужную сумму денег — это осмысленная деятельность. А если вдруг хотим побаловаться с банкоматом, радуясь тому, как ловко он глотает деньги и по запросу выплевывает эти деньги обратно, то это увлекательно, но осмысленной деятельностью не является.
А вот зачем мы берем книгу? Уверены ли вы, что для вас чтение — всегда осмысленная деятельность?
Я хорошо помню, как меня, студента факультета психологии МГУ, мой сокурсник Виктор Коток учил работать с книгой. Он пообещал научить меня быстрочтению, а учил ставить цели перед тем, как взять книгу в руки. Я тянулся ее открыть, он бил меня по рукам и спрашивал: «Зачем хочешь ее читать? Для какой цели? Как узнаешь, что получил нужный результат? Где и когда будешь использовать полученную информацию?» Я тогда смотрел на него с возмущение и протестом: «Не учите меня жить! Лучше побыстрее научите быстрочтению!» Сегодня, спустя тридцать лет, от меня В. Котку низкий поклон — возможно, именно его уроки помогли мне сформироваться как личность. Сформироваться человеком организованным. Стать результатником.
Мы совсем не утверждаем, что все книги нужно читать именно так, думая в первую очередь о результате. Нет. Книги разные, мы разные, в жизни бывает нужным и то, и другое. Как минимум, дельные люди вполне заработали себя право быть дельными не всегда и могут просто себя радовать. Совсем просто так. Но эта книга учит быть дельными — дельными читателями.
Хищник, который всегда рядом
Книга (особенно интересная и качественная!) не только источник знаний, но и хищный зверь. Любая книга охотится за нашим временем и уничтожает его беспощадно, но если в обмен мы берем из нее нужные нам знания, это хорошая книга, а мы — умные читатели.
Умным читателем быть не просто. Увидел интересную книгу, открыл только одну страничку (просто так), показался интересным одним абзац (всего один), зацепился за яркую фразу, окунулся в страницу и утонул в книге. Выплыл через два с половиной часа: результата нет, время потрачено.
В чтении, как и в жизни, нужна дисциплина: привычка делать не все, что вдруг захотелось, а то, что сейчас важно.
Как бы ни была интересна книга, как бы она не завлекала и не манила, если книга не работает на наши цели, отложите ее в сторону. Научитесь читать только те книги, которые вы вдумчиво отобрали. Выборочное чтение позволяет нам не читать лишнего, экономит наше время и наши силы, позволяет обучаться тем вещам, которые нам действительно важны.
Давайте договоримся о простых вещах:
Если выбирать между яркой рекламой по телевизору, хорошим пивом и умной книгой — лучшим выбором будет книга.
Но если выбирать между умной книгой и важными делами, которые вас давно ждут, тут — займитесь делами! В любом случае, обязательно задумайтесь о приоритетах. А для того, чтобы это стало возможным, приучите себя к дисциплине чтения.
Дисциплина чтения
В чтении, как и в жизни, нужна дисциплина: привычка делать не все, что вдруг захотелось, а то, что сейчас важно. Чтобы чтение было на пользу, приучайте себя к дисциплине чтения, а именно:
Откажитесь от чтения пустой литературы.
Захватывающие детективы, интригующие фентезийные романы, скандальная желтая пресса не может быть полезной. Даже когда вы едете в метро, или ждете в очереди — привыкните читать книги полезные, которые вам пригодятся, например, художественную классику, книги на иностранных языках, книги полезных навыков и так далее.
Приучите себя вдумчиво отбирайте то, что планируете читать.
Как бы ни была интересна книга, как бы она не завлекала и не манила, если книга не работает на наши цели, отложите ее в сторону. Научитесь читать только те книги, которые вы вдумчиво отобрали.
Возьмите за правило создавать план чтения.
К любому делу у умного человека есть план: четкое видение, что и как он будет делать. Если вы собрались что-то читать, у вас должен быть план чтения: четкое видение, что вы собираетесь делать. Какую книгу вы выберете, сколько времени будете ее читать, каким образом (всю подряд или выборочно), что должно оказаться у вас в результате: общее понимание или конкретные факты по отдельному интересному для вас вопросу.
Если вы не продумаете эти вопросы специально, если у вас не будет плана, вы будете читать книги бездумно, а именно:
· Потратите времени на нее не сколько вам надо, а сколько вытянет из вас книга, по полной программе. Вместо полчаса, к примеру, книга займет у вас два с половиной часа.
· Вы прочитаете книгу всю, а уложить в голову нужное, скорее всего, забудете. Или у вас на это не хватит времени и сил.
Автор: Козлов Н.И.
Размещено на сайте http://www.syntone.ru. При публикации статьи ссылка на сайт обязательна.
Instagram: @alexandr__zubarev