Главная> Образование. Развитие памяти и навыков мозга>Память – не только в голове
Память – не только в голове
Instagram: @alexandr__zubarev
Память – не только в голове |
Однажды ученые пригласили известного экстрасенса для проведения сугубо научного эксперимента по передаче мыслей на расстоянии. Передавали мысли с одного континента на другой. Когда эксперимент успешно закончился, экстрасенса спросили "а как, по-вашему, какая часть тела человека ответственна за прием телепатической информации?". На что экстрасенс ответил "все тело и еще то, что вне его".
Здесь можно было бы пристроить к нашей теме эзотерические знания, которые все более распространяются. И тогда мы получили бы очень точное представление о механизмах запоминания и вспоминания, а также о способах улучшения этих механизмов. Но мы не будем этого делать. Мы пойдем по упрощенному пути, не привлекая эзотерических знаний. Для практических тренировок этого пока вполне достаточно.
В самом деле, вероятно даже не слишком углубленно интересующиеся этим вопросом люди знают, что бывает память зрительная, слуховая и моторная. Про первые две пояснять не требуется, - кто-то лучше запоминает и вспоминает глазами, а для кого-то удобнее и проще просто услышать. Правда, процент последних существенно меньше.
Про моторную память нужно чуть-чуть пояснить, что она есть "запоминание через движение" частями тела, то есть через физическое движение. Не вызывает вопросов тот факт, что, скажем, "спортсмен, тренируясь, запоминает, как двигать руками-ногами", - это вроде бы понятно. Не совсем понятно, где это запоминается... Но в эти дебри мы пока не полезем. Запоминается – и ладно! Вот и хорошо.
Еще у нас есть разные сенсоры. Если они работают, то тоже чего-то запоминают. Например, запахи. Еще есть вкусовые, тактильные и температурные рецепторы. Если они работают, то они тоже чего-то свое запоминают.
В целом получается такая картина, - если орган поработал, то он чего-то и где-то запомнил. Поскольку у человека много разных органов, - а лучше было бы сказать "подсистем", - то и запоминают они все, когда нагружаются работой, "каждая подсистема запоминает свое".
Наблюдательные люди давно заметили, что если одна подсистема испортилась (например, слепой человек), то у него усиливается другая подсистема, которая компенсирует слабость неработающей подсистемы (например, у слепых обостренный слух). И это не вызывает вопросов. Но еще более наблюдательные люди заметили, что тренировка одних подсистем вызывает улучшение других. В спорте этот феномен давно и осознанно используется, - рекордсмены в одном виде спорта, как правило, имеют чуть меньшие достижения также еще в двух-трех видах не главных для них видах и без этого рекорда сделать не могут.
Но люди, которые еще глубже заглянули в механизмы взаимного влияния подсистем, обнаружили, что если тренировать, скажем, глаза и руки рассматриванию и рисованию только прекрасных картин, то когда они переходят к другим занятиям, то и в них, - как бы из ничего, - красота их продукции также возрастает. Например, заметно красивеют движения в танце. Если этот человек конструирует что-то, то его конструкции становятся заметно совершеннее. А если он пишет прозу или стихи, то и эти "продукты" также от красивого танцевания существенно красивеют. И так далее.
Но вернемся к памяти. Когда индейский вождь посыла гонца к вождю другого племени, то гонец, прежде чем выслушать послание, - а он его мог только запомнить, - развязывал один из мешочков, висевших у него на поясе, подносил его к носу и говорил "ну, давай, излагай", а сам слушал и нюхал из мешочка запах травы. Потом он бежал "сто миль без отдыха", а, прибежав в пункт назначения, снова развязывал тот же мешочек с травой, подносил его к носу и без запинки рассказывал все то, что хотел передать его вождь. Может быть, это легенда и в ней нет ни крупинки правды. Но, согласитесь, легенда очень красивая...
Итак, мы напомнили себе уже о том, что у нас много разных органов, сенсоров и подсистем. Они могут работать и при этом что-то запоминать, одновременно влияя друг на друга. Необходимо еще напомнить себе также и о других подсистемах, которые у нас есть. Многие из них нам хорошо известны, - их названия даже в быту содержат слово "система". Это кровеносная система, нервная система, система пищеварения, лимфатическая система, система дыхания... Ну, есть еще другие, например, иммунная система.
Для нас сейчас не важно "все ли мы перечислили", - для нас важно напомнить себе простую мысль "подсистем много и они взаимно влияют друг на друга". При этом мы еще в самом начале договорились, что всякие эзотерические представления пока оставляем за рамками разговора, хотя именно там находятся самые главные подсистемы, обеспечивающие работу запоминания и вспоминания.
Какую практическую пользу для себя может извлечь из всего этого человек, озаботившийся улучшением своей памяти? Очень простую пользу он может извлечь. "Мораль сей басни такова", - нагружайте свои подсистемы тренировками не по одной, а сразу несколько подсистем. И это только одна половина "сказки" о том, как тренировать свою память.
Вторая половина "сказки" в том, как нагружать подсистемы. То есть мы здесь еще не начнем сразу давать конкретные тренировки. Мы лишь изложим несколько соображений о том, как дозировать нагрузку при тренировках. Из "обычного спортивного спорта" известно, что если пульс тренирующегося человека ниже 120-ти, то его здоровье не прибавляется, а лишь поддерживается на том уровне, который есть.
При пульсе между 120 и 140 во время тренировки здоровье тренирующегося дает прибавку. Свыше 140-а начинается уже спорт. После 180-ти – уже "большой" спорт. У рекордсмена во время рекордного забега пульс... Ну, где-то там, далеко. Об этом нужно помнить, тренируя свою память.
Как сказал один очень толковый тренер "чтобы была польза, тренироваться нужно регулярно. Если Вы один раз в день поднимаете гантели в 5 кг и делаете это ежедневно, то это есть регулярные тренировки, но пользы от них никакой. Необходимо поднимать гантели один раз в день столько раз кряду, пока руки не задрожат". Намек понятен? Я думаю, что понятен, но одно пояснение здесь необходимо.
Если в обычном "спортивном спорте" нагрузку можно измерять, например, по пульсу, то в тренировках памяти использовать частоту пульса как меру нагрузки, вероятно, затруднительно. Известный кардиолог Амосов, разработавший и применивший на себе свою систему тренировок, после того, как его хватил инфаркт, написал книгу своих ошибок, в которой он сказал "я увлекся и перетренировался, вот и получил инфаркт".
Это второй намек, который необходимо сделать для тех, кто собирается или тренирует свою "память". При этом, - поскольку измерение пульса тут мало поможет, - необходимо следить за своим внутренним самочувствием и держать "этот как бы пульс" в тех пределах, которые Вы хотите в зависимости от результатов, необходимых Вам же. Этот спорт ничем не отличается от других видов спорта, и в нем перетренировка также возможна, как и в "тех" видах.
Итак, мы обратили наше внимание на два аспекта. Мы поняли, что подсистемы лучше тренировать не раздельно, а "пачками", то есть под две-три или более одновременно. Мы поняли также, что все эти подсистемы, работая, потребляют энергию, и нужно следить за дозировкой нагрузки и быть с этим осторожнее. Теперь нужно сказать о практической стороне, то есть о том, как конструировать тренировки "памяти" с учетом изложенного выше.
Мы уже второй раз берем слово "память" в кавычки, говоря о ее тренировке. Нам приходится это делать, так как теперь мы понимаем, что нам предстоит тренировать не память напрямую, запоминая или вспоминая что-то, но также тренировать другие органы, сенсоры и подсистемы, давая им разнообразную нагрузку.
Итак, как конструируются комплексные тренировки? Это относится не только к тренировке памяти, но и к любым видам тренировок вообще.
Если мы заучиваем "Евгения Онегина" сидя за столом и читая глазами строфу за строфой, - это и есть известная нам прямая тренировка "только памяти". Никакие другие подсистемы не включены. Ну, пожалуй, еще наши ягодицы тренируются при этом давить на сиденье стула. Но мы обычно включаем также произнесение того, что видят глаза, - и это "уже лучше", уже две подсистемы включились в работу.
Теперь, когда мы написали и прочитали то, чтобы мы уже написали и прочитали выше, наша фантазия легко начинает нам подсказывать целые букеты совместных тренировок наших подсистем. Мы не будем здесь заваливаться в это, безусловно, феерически увлекательное занятие! Мы просто дадим пару экзотических намеков на то "как бы оно могло выглядеть", а любопытный и активный читатель легко сам наконструирует "под себя" два десятка тренингов.
Вот мы заучиваем "Евгения Онегина" строфу за строфой. И запиваем это занятие все время хорошим черным чаем с лимоном. Представили? Читаем-читаем, а потом эдак чуть-чуть отхлебываем чай, чтобы промочить горло, - говорить-то без перерыва трудно? Читаем и отхлебываем по глоточку. А через много лет, стоит нам поставить на стол стакан, - прозрачный, ребята, стакан! – с чаем с лимоном, как волшебные стихи сами собой польются... Откуда? Ну, понятно, из хорошо натренированного места...
Улыбаюсь. И Вы, читатель, вероятно, улыбаетесь. Это – хорошо. Это значит, что мы друг друга хорошо понимаем.
Или вот еще экзотическая тренировка. Вы поете песню на инязе. Уже научились более или менее подпевать вслед за фонограммой и певцом. А песня – ну такая заводная! Ноги так и просятся в пляс.
Вы отрываете упомянутое место от стула, встаете, потягиваетесь сладко и начинаете пританцовывать в такт песне. Пошли в работу мышцы. Включился вестибулярный аппарат (вот еще та подсистема!!). Представили? А проделать практически? Слабо? Знаю-знаю, что слабо... По себе знаю. Но это еще не весь "комплекс", который можно тут сконструировать.
Представьте себе, что вы уже не сами по себе танцуете, а с партнером или партнершей. Вообразили? Петь мало знакомую песню на инязе стало труднее? Если все еще мала нагрузка, то попросите партнера, чтобы он научил вас нескольким новым танцевальным "па". И учите эти па, напевая. Если и этого мало для нагрузки, то представьте себе, что вы танцуете не просто с "каким-то там партнером или партнершей", а с любимым... Ну, и так далее. И все еще напеваете все ту же заводную песенку на инязе. Нагрузки хватит или продолжим?
Вот такие вот фантазии могут быть при конструировании тренировок. И я уже не добавляю "при конструировании тренировок памяти". Вы, конечно, уже догадались, что мы говорим о тренировках в самом широком смысле. Мы говорим о системном подходе к конструированию тренировок вообще.
Но вернемся все же "к нашим баранам". Есть еще четвертый аспект в конструировании тренировок, - это "смена видов деятельности". Помните "смена вида деятельности есть отдых"? Ну, разумеется, помните! Кто же этого не знает?!
Конструктору тренировок нужно задать ряд тренировок, которые спортсмен меняет одну за другой. Мы тут как-то "незаметно" перешли уже на употребление слова "спортсмен"... Ну, так оно и есть по-сути.
Слово правильное в данном случае. Итак, важное! Конструктор конструирует ряд, а спортсмен меняет. Обратите внимание на вторую часть. Получается, что спортсмен, имея перед собою ряд возможных видов тренировок (созданный кем-то и где-то), сам меняет их одну за другой. "Что тут важного?", может быть, спросит кто-то. Важно то, что он меняет их в том порядке, в каком ему в данный момент хочется. Этот порядок конструктор не задает при конструировании. Он оставляет спортсмену возможность выбора по его самочувствию именно в данную секунду, в сам момент выбора. И это – чрезвычайно важно!
Спортсмен, как человек, не превращается в раба или робота, запрограммированного тренером, а он творчески относится к своему организму и к себе, как к субъекту. Он движется не по заданной траектории, а по велению своей интуиции. Он ощущает себя во всей своей полноте в ходе тренировки и руководствуется этими ощущениями "здесь и теперь" как оперативной информацией для принятия решения.
Он становится соавтором тренера. Он может придумывать себе другие виды тренировок. И часто это делает практически, - это же так увлекательно!
Есть еще один аспект при переключении видов деятельности. Он касается момента, в который эффективнее всего сменить одну тренировку на другую. Вероятно, вы слышали такое выражение "прервать на самом интересном"? Именно в том момент, когда "еще хочется" или кажется "что вот еще чуть-чуть и я достигну конца упражнения (текста, например)", - вот в этот момент эффективнее всего прервать данную тренировку и перейти к другому виду, к другому "станку".
Потом, когда, пройдя по кругу других тренировок, вы возвращаетесь к той, которую прервали "на самом интересном"... Оооо! Ощущение незабываемое! Пережив его однажды, Вы уже никогда не захотите делать как-нибудь иначе.
Итак, правило такое. Прерывать на самом интересном, а следующую тренировку выбирать интуитивно. Но как быть с нагрузкой? Ну, с той самой, что говорит нам "держите пульс между 120 и 140"? Нагрузку надо довести до этого уровня, а тут вот нужно прерваться? Как же быть с нагрузкой? Чтобы "руки задрожали"? Да очень просто с нею быть.
Все виды тренировок, которыми вы хотите с этот раз заниматься, следует подготовить так, чтобы при переходе от одной к другой, не терять ни секунды времени на подготовку к началу следующей. Все снаряды, инструменты, приборы разложены, расставлены, включены и настроены. Ни секунды не теряется на поиск чего-то, что "куда-то задевалось"... Понятно? Тогда нагрузка при смене тренировки просто продолжается, но затраты энергии идут уже в других подсистемах.
Правда, нужно обратить наше внимание на явление интерференции. Тот, кто изучал его в курсе физики, вероятно, помнит. Интерференция означает "наложение". В некоторых видах тренировок нужно дать остыть некоторым следам предыдущей тренировки, чтобы они не перепутались со следами, возникающими в процессе следующей тренировки.
Как сказал один читатель "я понял, что мы мыслим отпечатками". Поскольку "отпечатки" создаются в результате наших действий, постольку между действиями нужны небольшие паузы на релаксацию, как говорят. Во время этих пауз, - вдох-выдох или "закрыть глаза и посидеть тихо 30 секунд", - во время этих пауз следы или отпечатки успевают остыть или зафиксироваться "где-то там", и тогда есть энергия делать новые следы и отпечатки. Поэтому о паузах, об интерференции и о дозировке нагрузки спортсмен всегда помнит и регулирует их в зависимости от своего внутреннего самочувствия и от вида тренировок, которая "была" и которая "будет".
Но есть еще и иная "оборотная сторона" у этой "медали", - то есть у тренировки "памяти". Одними лишь тренировками можно многое сделать, но не "все". Как мы уже несколько раз мимоходом отмечали, запоминание и вспоминание расходует энергию. Ну, само по себе, это, вроде бы, понятно, - идет процесс, работа, а, значит, нужна энергия. Штука в том, что для создания следов или отпечатков нужна особая энергия и она нужна в нужное время и в нужном месте. Поэтому необходимо натренировать организм не только производить энергию нужного вида, но еще натренировать подводить ее в нужное время, - не позже и не раньше, - и в нужное место.
Возможно, микробиолог или биофизик, читая это место наших размышлений, с азартом бросится строить замысловатые схемы о том, "что там с чем взаимодействует, какие микроэлементы для этого необходимы" и о подобных мелких деталях. Но мы можем вполне обойтись и без этих научных дебрей, от которых практического проку ожидать не приходится.
Известны в изобилии эффективные макро методы, которые весьма успешно, - а главное, очень практично! -–решают задачи производства и транспортировки энергии. Мы не будем в них тут глубоко вдаваться, а лишь поименуем некоторые из них. Очищение организма физическое, энергетическое и духовное, - имеется большой выбор практических действий. В очищенном таким образом организме энергия оказывается как раз "нужного" вида, чтобы формировать, фиксировать и вынимать зафиксированные отпечатки и следы прошлых наших действий. Правда, от микробиологических способов все эти действия отличаются одной "мелочью", - если там можно просто пить таблетки или есть какую-то специальную пищу, содержащую нужные для хорошей памяти вещества, то тут, - чтобы очистить организм, - нужно самому пошевелиться. Вот и вся "маааленькая" разница.
Что касается двух других задач, а именно подвода энергии в нужное время и в нужное место, то тут ничего особенного изобретать не требуется. Достаточно просто делать описанные выше упражнения. Конструировать и, - сменяя одно другим "на самом интересном", - делать. Очищенный от всевозможной грязи организм сам натренируется доставлять в нужное время и место энергию хорошего качества. Мы же нагружаем наши подсистемы? А они сами "знают", чего, когда и куда и требуется.
Теперь затронем аспект практического делания тренировок. Часто мы имеем представление о тренировке, как о том, что "вот есть такое специальное место для тренировок, - нужно уложить сумку и ехать в это место, теряя время и вдыхая всякую гадость по дороге". Но можно просто выделить специальное время у себя дома или на работе. В этом случае сразу же возникает вопрос "да где ж его на все это наберешься?!!", - скорее не вопрос, а вопль возникает. И в самом деле, наш день и так заполнен очень плотно.
Но можно поступить и вовсе неожиданно, - экономить время за счет тренировок. Для этого достаточно "всего лишь" реорганизовать свою жизнь таким образом, чтобы все наши действия, - и отдых, и работа, - происходили как тренировка. С нагружением различных подсистем, с частой сменой видов деятельности "на самом интересном", с... – ну, одним словом, так, как описано выше. Тогда окажется, что для тренировок не только не нужно выделять специальное время, но выяснится также, что все наши дела и наш отдых происходят настолько эффективно, что в сутках обнаруживается дополнительное свободное время. В этом нет ни слова правды для того человека, который это сам не сделал.
Кому необходимы дополнительные тренерские указания для таких тренировок, – пишите письма автору. Указания будут за скромную плату даны по е-почте. Успехов!
Автор: Громыко Григорий Олегович Свободная перепечатка и распространение разрешаются с обязательной ссылкой на автора, на gromyko@surfeu.de
Instagram: @alexandr__zubarev
|