|
|
|
Главная> Человек и жизнь>Психология и духовность. Эволюция познания
Психология и духовность. Эволюция познания
Instagram: @alexandr__zubarev
Психология и духовность. Эволюция познания |
Психология. Психология и духовность. Эволюция познания 1. Эволюция познания состоит не в наращивании объёма познанных истин, но в изменении (эволюции) познавательного акта. От «истина – объективная, общая для всех, картинка отражающая реальность» к «истина – это принципиально субъективные картины художников (субъектов познания), – переживания – всегда личностные и никогда не вступающие в конфликт друг с другом». И, наконец: «познание переживанием и созидание – две грани единого акта, поэтому Истина – это Любовь, Красота, Святость» (Конечно, для случая, если мы хотим созидать-творить Красоту, Любовь и Счастье, а не мучения, боль, ненависть). 2. Подобным же образом эволюция человека состоит не в накоплении навыков и опыта или знаний, но в изменении (эволюции) идентификации себя с чем-либо, с кем-либо: «я – есть мои поступки и банк навыков», «я – есть мои мысли, эмоции, желания, побуждения» (проявления души), «я - есть банк моих переживаний», «я – есть наблюдатель моих переживаний, которые суть – отражения внешнего мира», «я – есть то, к чему стремлюсь, каким хочу быть» (дух), «я – есть Любовь, Творец, Святость» (то есть Бог). 3. На первый план выступают не вопросы: «Каков мир? Каков я?», но «Каким бы я хотел, чтобы (Я) он был?», с бесконечным развитием творческих способностей и изобретательства в причинно-следственных связях и формах мира (например, диалектичным или однополярным). На основе этико-эстэтичных критериев: Каким должен быть мир (и я), чтобы в нём было больше Любви, Красоты, Святости, Свободы... 4. Парадоксальным образом оказывается, что для лучшего познания мира, людям более всего не хватает креативности, фантазии и понимания (в переживании, в сопереживании) природы, других этносов, культур, мировоззрений, систем ценностей и целей, мифов – картин мира. Картин необъективных и изменчивых – в принципе, поэтому и не представляющихся конкурентными. Поэтому ошибочен путь вычленения общего (в разных религия х и верованиях), с вознесением его (этого общего) на пьедестал главного – объективного. Но эволюционно - стремление к расширению банка целостного-полного познания в переживании состояний - духов религий, конфессий, мировоззрений, верований. Значимым становится не лучшие ценности, и их распространение, но расширение познания разнообразных систем ценностей, стереотипов мышления и реагирования на себя и мир. Не истинным оказывается утверждение ценностей демократии (в выборах или в свободе слова), финансового или карьерного успеха, даже ценности прав человека и самой жизни, ПОКА не познаны в переживаниях иные, конфликтующие с вышеупомянутыми, системы ценностей. Конечно, человек может руководствоваться в поведении и отстаивать эти системы ценностей, но без опыта постижения других, сила утверждения своих ценностей оказывается силой насилия, и в конечном итоге приводит к результатам противоположным желаемым. Проигравшим всегда оказывается тот, кто, будучи уверен в превосходстве своего мировоззрения, веры, системы ценностей, стереотипов поведения, не стремится понять другие. 5. В признании «научности» ищет силу психология и различные ее направления. Психология – не научна! и В этом ее Сила!С точки зрения науки (теоремы Геделя о неполноте – теоремы математической логики) описание системы языком и средствами самой системы приводит к противоречиям. Но это (как и нижеследующие) – ограничения науки: научной формы познания. В психологии (и в трансперсональной особенно) не применимы следующие постулаты, отказ от которых недопустим в любой области науки: а) Объективность реальности, независимость действительности от сознания. б) Причинно-следственные связи (вообще, и в направлении от прошлого к будущему – в частности). в) Практика – критерий истинности. * * * 1) Отказ от объективности приводит к одновременной истинности противоречащих друг другу теорий и к признанию того, что сами различные теории изменяют познаваемые явления. В психологии реальность (объект познания) – содержание субъекта (т.е. принципиально субъективна) и очевидно зависит от сознания. 2) Установление причинно-следственных связей составляет содержание любого научного познания. Допустив, что причина находится во времени после события, пришлось бы менять местами причину и следствие. (Не «человек живет потому, что родился» НО «родился потому, что живет»). В психологии наблюдаются – синхронизмы: очевидно связанные между собой события, где неизвестно, что причина, что следствие, и сама связь необъяснима. Если представить, что (развёрнутая во времени) эволюция мира похожа на картину, то события оказываются связанными, как части художественного полотна. Можно и такие связи назвать причинно-следственными, но их критерий этика и эстетика, и они далеки от привычного понимания причинно-следственных связей. Кроме того, вера созидает как минимум некоторые законы личного мира человека. 3) Если бы в науке критерием истинности была бы не практика, то не было бы возможности установить истину общую для всех. В психологии переживание - это объективное событие внутреннего субъектного мира! (в математике доказана принципиальная неформализуемость понятия «истинность»). 4) Наука стремится создать одну (лучшую) теорию для описания некоего класса объектов или явлений. В Психологии для описания одной конкретной психики не хватает – и принципиально не может хватить – любого набора психологических теорий, «каждая из которых, однако, может работать», приносить плоды – помогать. 5) Думая, что накапливает знание и улучшает своё отражение (модель) мира, человек в действительности лишь укрепляет веру в истинность своей точки зрения. 6. Любовь – это стремление к любви.
Instagram: @alexandr__zubarev
|
|
Партнеры проекта |
|
Другие сейчас читают это: |
| | |
|
Партнеры проекта |
| Это интересно |
| | |
|
|