Остроумие оратора покоряет любую аудиторию, доброжелательную или злобную. Это, пожалуй, лучший способ ответа на ядовитые и каверзные нападки со стороны публики. Это один из лучших способов ответа на вредный вопрос. Остроумный ответ действует обезоруживающе на любого агрессора. Еще Генрих Гейне сказал: «С тех пор, как вышло из обычая носить на боку шпагу, совершенно необходимо иметь острый язык». Остроумие — мощное оружие, но пользоваться им надо осторожно. Встречный юмор, направленный на врагов, провоцирует их защиту. Но, если уверены в своем остроумии, можете рискнуть выиграть эту дуэль — особенно если вас пытаются уколоть тем же оружием. Хотя лучше искать остроумие, не направленное на конкретного человека, — это называется «юмор на ситуацию».
Исторический пример. Во времена французской революции взбунтовавшиеся студенты поймали одного монаха и собрались вешать на ближайшем фонаре. Монах не растерялся и возопил:
— Господа студенты! Вы что думаете, если вы меня повесите, вам от этого светлее станет?
Студенты рассмеялись и отпустили его с Богом. Монах спас себе жизнь остроумием. И более агрессивную аудиторию, наверное, трудно себе представить.
Приведу еще забавный случай, рассказанный мне некогда моим преподавателем психологии в ВУЗе. Когда она была еще совсем молодой студенткой и работала в институте нейропсихологии, ее как-то раз попросили спуститься в подвал, найти там слесарей и взять у них алмазный стеклорез. Она спускается вниз в подвал. Дальше представьте себе такую колоритную картину: полутемная мрачная комната, табачный дым коромыслом, сидят четыре мужика в грязных робах, режутся в домино, курят Беломор… И вдруг на этом мрачном подвальном фоне появляется хрупкое воздушное неземное создание в летнем коротеньком платьице и нежным голоском молвит:
— Здравствуйте! Извините, пожалуйста, не могли бы вы мне подсказать… Скажите пожалуйста, есть ли у вас здесь что-нибудь, чем можно разрезать стекло?
Они медленно к ней разворачиваются, — четыре наглых слесарюги, — и многозначительно заявляют ей:
— Н-н-нет, девочка, но зато у нас есть кое-что еще!
«Девочка» не растерялась, она с восхищением ответила:
— Ну-у-у, если вы ЭТИМ можете разрезать стекло!..
Слесарюги расхохотались и ситуация разрядилась. Немедленно нашелся стеклорез, один из них поднялся наверх и все, что нужно, сам же и разрезал.
В начале 1990-х, когда будущий «ГКЧПист» Янаев претендовал на высокий пост в правительстве, депутаты на заседании задали ему ядовитый вопрос. В вопросе, при всей внешней невинности, содержался явный намек на его уже преклонный к тому времени возраст:
— Как ваше здоровье?
Янаев ответил лаконично и емко:
— Вы знаете, жена не жалуется.
Далее смех в зале, потом публикации в прессе, и в результате этим остроумным ответом он успешно поднял свой рейтинг.
Еще пример из «жесткого» остроумия. Маяковский обладал большим количеством как поклонников, так и откровенных недоброжелателей, которые не пропускали случая отравить ему жизнь. И однажды, во время творческой встречи с публикой, поэт, который, как известно, жил долгое время в Грузии, сказал, что среди русских он чувствует себя русским, среди грузин — грузином. И тут прозвучал ядовитый голос из зала:
— А среди дураков?
Поэт ответил тем же оружием:
— А среди дураков я впервые…
Жестко. Такое остроумие сродни удару «поддых». Но если агрессор сам напросился, вы имеете право ответить тем же оружием. Тогда все увидят, что с вами такие номера не проходят и будут побаиваться делать неуместные замечания.
Другой исторический пример. 1922 год. Армянская ССР принимает первую конституцию, которая включает и описание герба республики с изображением горы Арарат. Почти сразу соседняя Турция выражает резкий протест своим «заклятым друзьям»: Армения не имеет права изображать на своем государственном гербе территорию, а именно — гору Арарат, не принадлежащую ей. И действительно, легендарная гора Арарат, хоть и расположена рядом с границей, но расположена на правом, турецком, берегу реки Аракс. Ответ наркома Чичерина был следующим:
— На турецком флаге изображен полумесяц, но ведь территория Луны не принадлежит Турции.
Турецкие дипломаты успокоились.
Еще интересный пример, как преподаватель института тонко поставил на место не в меру ретивого студента. Тот, очевидно, желая запомниться на будущий экзамен профессору, злоупотреблял вниманием его и всей аудитории, задавая совершенно никчемные вопросы:
— А это на доске нарисована прямая?
— Да, прямая.
— Скажите, а вы сейчас имели в виду вот это…?
— Да, правильно.
— А рядом с треугольником квадрат?
— Квадрат.
Наконец, преподаватель, после объяснения одного из простых, и даже элементарных тезисов, подчеркнуто вежливо обратился к студенту:
— Вам понятно, что я сейчас объяснил? Ну, раз вам понятно, значит и всем понятно…
Аудитория оценила юмор преподавателя, а студент перестал пользоваться столь дешевым способом заслужить бонусы.
Из российских политиков президент В. В. Путин выдавал время от времени остроумные ходы в пресс-конференциях, что нравилось нашему народу и придавало ему еще больший психологический вес. Пожалуй, самый знаменитый перл остроумия Путин выдал в начале своего правления на пресс-конференции после очередного теракта в Москве:
— Как вы собираетесь решать проблему чеченского терроризма в России?
Президент, с трудом сдерживая праведный гнев, выдал следующую фразу:
— Вопрос с террористами мы закрываем. На этот вопрос у нас будет один ответ. Где найдем террористов, там и будем уничтожать — на территории Чечни или вне ее, в горах, на равнине, в селах, везде уничтожать будем… В сортире найдем, значит, в сортире будем мочить…
И с легкой руки президента фраза «мочить в сортире» стала крылатым выражением в лексиконе российского народа.
Вошли в историю еще следующие два ответа Путина, причем на грани фола со скандальным внешнеполитическим резонансом. Один из этих ответов прогремел на всю Францию, где во время пресс-конференции прозвучал вопрос, который, видимо, у президента уже «в печенках застрял». Про это старинное русское выражение о печенках французские акулы пера, видимо, не знали, как не знали о стратегической доктрине «мочения в сортире», а вот про чеченские проблемы были наслышаны. Вопрос журналиста был построен с подтекстом и с подтекстом ядовитым. Если честно искать ответ на такие типы вопросов, то ответ в любом случае будет против тебя:
— Господин президент, как долго вы планируете вести военные действия против мирного населения в чеченской республике?
Почему честный и прямой ответ на смысл вопроса будет против отвечающего? Потому что в вопросе не спрашивается, мирное там население или нет, воюете вы или наводите порядок. В этом вопросе озвучивается, как свершившийся факт, война с мирным населением, а спрашивается только про время, про «как долго». Это вопрос с уже заложенным тезисом. И ответ на прямой смысл «как долго?» — месяц, два или до победы, — подразумевает признание факта войны с мирным населением и выставляет президента деспотом и тираном. Чего, конечно, хочется хитрому журналисту для личного пиара, и не хочется ни одному президенту на планете. Как ответил Путин? Видно было, что вопрос его задел, поскольку ответ последовал эмоциональный, высмеивающий и еще более острый:
— Я вижу, господин журналист очень хорошо осведомлен, что происходит в Чечне. Я вижу, он хорошо разбирается в чеченских проблемах. Если ему так нравятся мусульманские республики, мы ему можем предложить даже переехать в Чечню на постоянное место жительства. Пусть он примет там ислам, сделает себе обрезание. Мы позаботимся, чтобы ему хорошо сделали обрезание, чтобы у него на этом месте ничего больше не выросло… Давайте следующий вопрос…
В зале смех и смятение… Понятно, что сразу в прямом эфире с президентом вступать в перепалку журналистам не по рангу, но на следующий день французские газеты вовсю смаковали вопрос, переступил ли господин Путин рамки приличия или нет?
И пресс-конференция в одной из прибалтийских стран. Вопрос от российского журналиста:
— Какой ответ вы планируете на требование Прибалтики отдать Прибалтике приграничный Пыталовский район?
— Какой район, вы говорите? Пыталовский? Уши от дохлого осла они получат, а не Пыталовский район…!
В зале смех среди русских журналистов и немая сцена среди прибалтийских. А резонанс последовал уже на следующий день. К посольству России в этой стране политически возбужденные граждане принесли целую гору плюшевых ослиных ушей.
Конечно, остроумный ответ может задеть оппонентов и вызвать скандал, но эти случаи внутри России были расценены как умение ставить на место «бусурман» и подняли авторитет президента.
Для умения «креативить» остроумные ответы обязательно должен быть кураж, вдохновение, готовность на ходу импровизировать. Да и успех всего выступления во многом зависит от того вдохновения, творческого драйва, который важно ловить перед публикой. У остроумных людей больше шансов хорошо выглядеть на сцене и отражать атаки оппонентов. Но если вы не обладаете врожденным остроумием, его можно развить, поскольку даже такое качество личности поддается тренировке. На тренингах мы устраиваем такие испытания для участников, но вы и сами можете его себе организовать с доверенными лицами и товарищами. Устройте игровую, но максимально приближенную к реальности ситуацию пресс-конференции, выступления перед вредными клиентами, потренируйтесь с помощью своих товарищей и вы почувствуете, что уровень вашего остроумия поднимается, поскольку то, что тренируется, становится сильнее.
Instagram: @alexandr__zubarev