|
|
Главная> Человек и жизнь>Аутентичное движение. Практика овладения
Аутентичное движение. Практика овладения
Instagram: @alexandr__zubarev
Аутентичное движение. Практика овладения |
Психология. Аутентичное движение. Практика овладения В аутентичном движении важно помнить, что мы постоянно имеем дело с полярностью сознательного - бессознательного. К.Г.Юнг определял их как две главные части нашей личности. Он рассматривал эмоциональную дисфункцию или психологическую проблему, как фиксацию человека только на одной стороне своей личности, чаще всего "западая" на сверхценности сознательной точки зрения.Но при этом всегда существует другая сторона, которая формируется автоматически, - бессознательное. Человек часто не имеет к ней доступа, и это разделение, односторонность сознательного, не имеющего доступа к своей противоположности, к бессознательному, рождает очень сильное напряжение, ощущение дисгармонии или конфликта. Способ нахождения взаимодействия и согласования этих двух частей личности. К.Г.Юнг назвал трансцендентной функцией, и это является движущей силой процесса индивидуации, т.е. обретения своей целостности. Он описал ее так: "… движение из напряжения между двумя противоположностями, живое рождение, которое ведет к новому уровню бытия, к новой ситуации". 5 Тело является здесь ресурсом. Линейному мышлению трудно совместить противоположности, а в теле они органично существуют, поддерживая друг друга: мышцы сгибатели и разгибатели. Только мудрость тела позволяет прожить не выбор или-или, а получить одновременный опыт сосуществования, например, силы и слабости, пассивности и активности, твердости и мягкости и т.д., рождая таким образом новое качество существования. Первым ключом в овладении мастерством аутентичного движения является познание динамического равновесия между тем, что значит, "ДВИГАТЬСЯ" и "БЫТЬ ДВИЖИМЫМ" в одно и то же время. Когда только начинаешь практику, чаще всего сталкиваешься с обездвижением, невозможностью сосредоточиться, или наружу начинают выходить болезненные переживания, которые очень трудно сделать видимыми. Включается привычный контроль, цензура и критик. Мой первый опыт был 1994 году в группе Нилы Хейз, одной из основательниц первого Института Аутентичного движения, который находится в Калифорнии. Я свернулась в позу эмбриона и застыла, погрузившись в темноту и не-чувствование. Ничего не происходило. Тогда я не поняла ничего. Я не помню, что сказала свидетель. Но у меня остался опыт значимости: меня видели… Кто-то наоборот, начинает много двигаться, движения сменяют друг друга как калейдоскоп, ни одно переживание не задерживается, не успевает определиться. И это само по себе символическое переживание. Наверняка вам известны люди, для которых этот символ олицетворяет стиль жизни. Это постоянный поиск равновесия между активной позицией и воспринимающей или пассивной - как другой формой активности. Это одновременно направленное внимание и усилие с одой стороны, и терпеливое внимание, позволение чему-то происходить помимо твоих намерений с другой стороны. Философски это просто. На практике - это большой путь. Когда обучают Аутентичному движению, первые три года - ты двигаешься. Важен собственный опыт погружения в разные слои бессознательного и то, насколько по-настоящему, аутентично тебя видят. От того насколько глубоко может путешествовать движущийся, зависит и качество его свидетельствования. Вторым ключом в овладении практикой аутентичного движения является воспитание высокой чувствительности и восприимчивости свидетеля. Как было сказано выше, свидетель - это не отстраненный наблюдатель: он видит, переживая всю историю внутри. Способы вербализации имеют четкую структуру, чтобы овладевать и удерживать свои проекции. Мы учимся говорить ясно и по сути, только то, что "служит" движущемуся, так как двигательный опыт должен быть интегрирован в сознательную жизнь индивида. Помимо этого, свидетель должен развить в равной степени все три уровня телесного "видения" и переживания: уровень ощущений, чувств и образов. Вначале человеку обычно доступен один-два уровня восприятия. Эта практика развивает открытость своему опыту, тонкость реакций. Человек становиться более воспринимающим и принимающим, ориентированным на настоящее, эмоционально более отзывчивым по отношению к другим. Маслоу6 говорил, что индивиды, которые имеют легкий доступ к своим непрерывным внутренним переживаниям, способны использовать их как основу для своего самоутверждения и самоактуализации. Аутентичное движение может быть глубинным внутренним путешествием, ведущим к личностной трансформации и исцелению, может быть формой исследовательского танца, направленного на развитие новых двигательных образов и форм, что может быть использовано в хореографии и в искусстве перформанса. Оно также может быть и формой духовной практики. Предварительная танцевальная подготовка не обязательна. Важно помнить, что М. Уайтхаус работала со здоровыми людьми. Чтобы заниматься аутентичным движением в такой классической форме, внутренняя структура личности должна быть достаточно устойчивой, чтобы иметь способность выдерживать состояние хаоса и непонимания, неизвестности и не-действия, спокойно переживать ситуации, когда ничего не происходит. Людям с пограничной или психотической организацией личности нужен более структурированный извне опыт, чтобы вынести свои внутренние переживания. Здесь реже используются движения с закрытыми глазами, особенно если с закрытыми глазами человек легко "улетает", или испытывает сильную тревогу. Например, человек имеет склонность к маниакальным психотическим реакциям и легко "улетает" в мир своих фантазий и образов. Ему можно задать структуру танцевальной импровизации: двигаться только с открытыми глазами и использовать только медленные и плавные движения, с преимущественным акцентом вниз, и исключить резкие, быстрые и хаотичные движения и прыжки. Далее мы исследуем, какие ощущения и чувства рождает такой танец, может ли он стать ресурсом укоренения в реальности и контейнером переживаний. В заключение, хотелось бы выделить несколько аспектов, которые развивает Аутентичное движение и которые актуальны в общей психотерапевтической практике, с моей точки зрения. По крайней мере, это то, что питает мою преподавательскую и психологическую практику: 1. Внутреннее слушание - внимание к непрерывному потоку ощущаемой на телесном уровне информации. Эта способность необходима в глубинной психотерапии. Умение слушать, дифференцировать, признавать и откликаться на текущие переживания лежит в основе наполненных и осмысленных взаимоотношений с собой и с другими. Этому мы учимся сами, как психологи и психотерапевты, и этому мы обучаем своих пациентов. 2. Свидетельствование - внимательная, доброжелательная и сердечная сопричастность. Сопровождение человека на его пути развития - так тоже можно определить психотерапевтический процесс. Это прежде всего -отношения. И мы надеемся, что наше отношение к пациенту изменит и его отношение к себе, если он сможет развить такого внутреннего свидетеля в себе. Навык полного присутствия с человеком, которое нельзя изобразить и навык сенсорной обратной связи (то есть вербализация своих переживаний), которые развиваются в практике свидетеля, не раз помогали мне находить нужное слово или фразу в самых сложных терапевтических взаимодействиях и по-настоящему быть с человеком в его самых сокровенных переживаниях. Аутентичное движение помогает постигать суть эмпатии и эмпатических отношений. 3. Отношение с неизвестностью. В психотерапевтическом процессе мы по-настоящему не знаем, что произойдет в следующий момент, бывает, что понимание происходящего приходит не сразу или не видишь результатов работы. Столкновение с неизвестностью - экзистенциальная ситуация, вызывающая тревогу. У психологов есть тенденция "уходить в голову", чтобы снизить ее влияние. Аутентичное движение учит выносить состояние ожидания, неизвестности, когда ничего не происходит, оно учит оставаться в теле и быть открытым, к тому, что может произойти, не давая властвовать контролю и своим "любимым гипотезам". Этот навык позволяет быть очень открытым в восприятии и по- настоящему слушать и видеть человека. 4. Эмоциональная толерантность - если опыт может быть выражен в движении, значит, он переносим. Аутентичное движение помогает развивать переносимость чувств, или дает человеку информацию на телесном уровне о том, что еще требует внимания и воспринимается как "невыносимое" переживание. Психологу это дает прямое знание о своих возможностях и границах. 5. Катарсис. Благодаря Аутентичному движению в теле не застревают "ненужные" переживания. Когда работаешь с человеческой болью через эмпатические терапевтические отношения, можно легко унести с собой частицу чужой боли. Иногда это бывает на таком глубоком бессознательном уровне, что это трудно осознать, пока не начнешь двигаться. Аутентичное движение можно рассматривать как форму профессиональной экологии, одну из форм профилактики синдрома сгорания, которая позволяет освобождаться от ненужного опыта, преобразовывать свою энергию и возвращаться к основам своего бытия, к основам своей сути, чтобы и дальше служить людям. Аутентичное движение в своем классическом виде - новая практика в России, интерес к которой растет невероятно быстро. Можно надеется, что она станет интересна: · Психологам и психотерапевтам, которым эта практика даст возможность на глубинном телесном уровне пережить нюансы и богатство эмпатических терапевтических отношений и овладеть своими проекциями. · Учителям и преподавателям, которым Аутентичное движение поможет воссоединиться и поддерживать связь с мудростью тела, а вместе с ней эта практика может помочь не забывать о такой значимой стороне метаболизма жизни как способность принимать, а не только отдавать; слушать свои потребности, а не только служить на благо другим. · Танцовщикам и актерам, художникам и музыка нтам, которым Аутентичное движение может предоставить возможность выйти за границы своих привычных паттернов движения и найти свою эстетику выражения. · А также всем людям, которые ищут возможность воплотить искания своей души и своего духа в движении, для кого движение является способом самопознания, самораскрытия и источником творческого вдохновения.
Instagram: @alexandr__zubarev
Аутентичное движение. Практика овладениядобавлено : 10.03.2010 обращений к странице: 7229 автор: www.sunhome.ru
|
| |