Главная
Блоги
  Войти
Регистрация
 
Главная> Человек и жизнь>Невербальная коммуникация. Паузы и молчание

Невербальная коммуникация. Паузы и молчание


Instagram: @alexandr__zubarev
Невербальная коммуникация. Паузы и молчание

Психология. Невербальная коммуникация. Паузы и молчание


НевербальнаяВ обычном общении люди часто проявляют нетерпение и перебивают собеседника, чтобы выразить симпатию, совет, оценочное суждение или чтобы поделиться собственным опытом. Другой тип прерывания, более характерный для терапевтической ситуации, - когда один завершает предложение за другого.С одной стороны, в результате этого может возникать впечатление, что слушатель настолько внимателен и погружен в содержание слов говорящего, что может интуитивно понять, что тот хочет сказать и найти нужные слова.С другой стороны, когда терапевт завершает предложение за пациента, это может свидетельствовать о раздражении по отношению к медленно говорящему пациенту. Пациенты также иногда прерывают терапевта на середине предложения, потому что чувствуют настоятельную необходимость высказаться. Такое поведение может свидетельствовать о том, что пациент продуктивно работает, а также отражать недостаток внимания со стороны пациента к словам терапевта (Hill, 1999). Кроме того, пациент тем самым может давать понять терапевту, что тот слишком словоохотлив. Поэтому, если пациент прерывает вас, стоит проверить - не слишком ли вы многословны и не слишком ли длинны ваши вмешательства.

Умение выдерживать паузу является одним из важнейших коммуникативных навыков терапевта. Соблюдая паузу, терапевт предоставляет возможность говорить пациенту. Наличие пауз создаёт в беседе ощущение неторопливости, продуманности происходящего, поэтому не следует слишком спешить задавать вопросы или комментировать сказанное пациентом. Пауза даёт пациенту возможность добавить что-то к уже сказанному, поправить или уточнить сообщение. Пауза подчёркивает значительность того, что было выражено словами, необходимость их осмыслить и понять. Если пациент замолкает не договорив, то терапевту стоит позволить пациенту подумать, не прерывая его. Если пациент лишь невербально откликнулся на сказанное терапевтом, также стоит сохранять молчание, давая возможность пациенту обдумать услышанное. Порой людям необходимо длительное молчание, чтобы "переварить" произошедшее, другие нуждаются во времени, чтобы поплакать, прежде чем вновь начать говорить. Фактически короткая пауза уместна практически после любого высказывания пациента, кроме тех, в которых содержится непосредственный вопрос. Молчание терапевта подчеркивает предоставленную пациенту возможность говорить, и поэтому, когда терапевт в свою очередь заговорит, есть основания ожидать, что его слова будут внимательно восприняты.

Время паузы воспринимается в беседе по-особому. Минутная пауза может восприниматься как вечность. Следует помнить, что чрезмерно длинная пауза вызывает тревогу и раздражение. Допустимая длительность паузы зависит от стадии психотерапии и состояния пациента. Несмотря на ценность молчания, мы не советуем чрезмерно полагаться на него до тех пор, пока терапевтические отношения не будут прочно установлены и пациент не сформирует представление о терапевтическом процессе. Пациент может чувствовать себя парализованным, если не знает, чего хочет от него терапевт, особенно в начальном этапе психотерапии.

Многим начинающим терапевтам молчание представляется чем-то угрожающим, демонстрирующим их профессиональную некомпетентность. Именно так начинающие терапевты нередко описывают периоды молчания. В результате появляется желание сказать хоть что-нибудь, лишь бы прервать молчание. Обычно в таких случаях терапевт задаёт не самый лучший вопрос, который, как правило, не развивает течение беседы. Такая ситуация возникает всякий раз, когда терапевт берет на себя ответственность за отсутствие пауз в речи пациента. Как будто говорение является единственным свидетельством того, что пациент осуществляет важную психологическую работу, а молчание - лишь бесполезная трата времени.

На пациентов молчание зачастую оказывает сходное влияние. Они также чувствуют требование говорить и испытывают потребность отвечать, заполняя пустоты в беседе. В связи с этим между терапевтом и пациентом может возникнуть тайный договор о заполнении пустот бесполезной болтовней. Осознав это, терапевт может исправить ситуацию, предложив пациенту при очередной паузе помолчать и сосредоточиться на внутренних переживаниях. Тем самым молчание обретает другой смысл. Сосредоточение на внутреннем опыте (ощущениях, чувствах, образах, фантазиях) требует времени, и пауза в данной ситуации является адекватной реакцией терапевта.

Еще одной причиной молчания может быть желание обоих участников остановиться на некоторое время, чтобы осмыслить, суммировать ранее высказанное, подумать о следствиях. Кроме того, пациент часто нуждается в паузе после периодов самовыражения или вслед за достигнутым инсайтом, чтобы усвоить полученный опыт, интегрировать его в существующую систему внутренних представлений. Для некоторых пациентов такие периоды интегрирующего молчания являются ранее не испытываемым опытом человеческого взаимодействия, прерывание которого было бы серьезной ошибкой.


Молчание может иметь самые разные значения. Так, например, молчание может свидетельствовать о стремлении скрываться, уединяться и защищаться от других людей. Пациент может использовать молчание, чтобы передать терапевту послание: "Я приближаюсь к страшащей меня теме и нуждаюсь в поддержке" или "Я независим и не нуждаюсь в вашем сочувствии". Терапевт, в свою очередь, посредством молчания может передавать следующие сообщения: "Я хочу, чтобы мы двигались немного медленнее", или: "Я хочу, чтобы вы больше подумали о только что сказанном" - или: "В данный момент я очень внимателен к вашим чувствам ".

Хорошие терапевты часто используют молчание как лучшее средство в особых обстоятельствах. Это вовсе не значит, что при этом они не активны. Ничего не говорить - не значит ничего не делать. Терапевт может проявлять внимание и поддержку пациенту, сохраняя при этом молчание. Наиболее полезным средством для сосредоточения внимания на текущем переживании является молчаливое фокусирование с целью услышать эхо - эхо внутреннего отклика как пациента, так и терапевта. Также можно говорить о молчаливой заботе. Такое молчание имеет место, когда нет подходящих слов для отклика на переживания пациента, например, на чувства, связанные с болезненным опытом утраты. В данном случае молчание передаёт прежде всего сострадание.

Instagram: @alexandr__zubarev



Невербальная коммуникация. Паузы и молчание
добавлено : 17.04.2010
обращений к странице: 11126
автор: www.sunhome.ru
загрузка...
Ваше мнение о статье
Ваше имяЕmail 
Сообщение

комментарий: 05.05.2012 6:32:50

At last some raiotnlaity in our little debate. читать

Sada

комментарий: 18.04.2010 15:30:51

Я думаю что... если хочешь, чтобы человек проявил к тебе симпатию, чтобы ты привлёк его внимание - научись слушать. Это очень важно..мы привыкли говорить о себе любимом, не понимая, что таким образом твой собеседник может проявить к тебе неприязнь и ... читать

аноним



PSYLIVE - Психология жизни 2001 — 2017 © Все права защищены.
Воспроизведение, распространение в интернете и иное использование информации опубликованной в сети PSYLIVE допускается только с указанием гиперссылки (hyperlink) на PSYLIVE.RU.
Использование материалов в не сетевых СМИ (бумажные издания, радио, тв), только по письменному разрешению редакции.
Связь с редакцией | Реклама на проекте | Программирование сайта | RSS экспорт
ONLINE: Техническая поддержка и реклама: ICQ 363302 Техническая поддержка 363302 , SKYPE: exteramedia, email: psyliveru@yandex.ru, VK: psylive_ru .
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика