Главная
Блоги
  Войти
Регистрация
     


Психология жизни

Последние 7, 30 поступлений.
Как полюбить себя и обрести успех в жизни
Вернись я все прощу
Переизбыток полезности
Как перестать есть на эмоциях?
Шесть причин слабости
Как увеличить пространство интерьера
Как создать мощный поток клиентов
 Дневник мудрых мыслей  Общество успешных  Страница исполнения желаний  Анекдоты без цензуры  Генератор Позитива
Партнеры проекта
 







Партнеры проекта
Главная> Человек и жизнь>Мировоззрение как деятельность

Мировоззрение как деятельность


Instagram: @alexandr__zubarev
Мировоззрение как деятельность

Мировоззрение как деятельность


МировоззрениеИтак, мифологическое мировоззрение есть форма субъективного упорядочивания и осмысления человеком мира, усваиваемая им из своей культуры (культур) и воспринимаемая как аксиоматическая истина.«Миф — это определенная школа мышления, навязывающая человеческому сознанию определенную норму понимания и смысловой интерпретации окружающего мира» (Лобок, 1997, с.106). Миф выступает основой любых форм человеческого отношения к миру, в том числе свободы и ответственности. Однако по мере развития сознания и личности мифологические основания собственного мировосприятия становятся объектом рефлексии и активного отношения. «Миф — это та исходная, первичная форма, в которой человеку может быть дан мир. И лишь с развитием рефлексивной способности, только со становлением интеллектуальных институтов философии человек начинает расшифровывать миф как мир. От первоначального мифологического монизма, когда человек жил только в мире мифа и не был способен задавать вопросы о сущности мира, поскольку мира для него попросту не существовало, он приходит к осознанию того, что за мифами скрывается МИР, и только тогда начинает задавать по поводу этого мира вопросы» (там же, с. 609).

Инструментами, позволяющими преодолеть собственный миф, выступают, во-первых, рефлексия — «размышление, позволяющее взглянуть на мир собственного “Я”, на мир собственных смыслонесущих ценностей, на мир собственного мифа глазами стороннего наблюдателя» (там же, с. 642), и, во-вторых, философия , определяемая как «способ рационального переконструирования и осмысления тех предельных структур мировосприятия, в которые объективно погружен человек, и которые задают ему «угол предельного зрения» на всю окружающую его действительность» (Лобок, 1986, с. 126). Та же по сути идея другими словами выражена М.К.Мамардашвили: «Мир мифа и ритуала есть такой мир, в котором нет непонятного, нет проблем. А когда появляются проблемы и непонятное — появляются философия и наука » (Мамардашвили, 1996, с. 13).

Таким образом, правомерно рассматривать индивидуальное мировоззрение в континууме миф— философия . Мировоззрение различается у разных людей по степени осознанности тех основных принципов, на которых строится их обобщенная картина мироустройства. Для кого-то это достаточно четко сформулированные и осознанные принципы, которыми он готов делится с другими, спорить, что мир и люди именно таковы, обстоятельно аргументировать, отстаивать это как истину. У других, наоборот, представление о том, как устроен мир, не отрефлексировано, хотя можно с помощью специальной работы эксплицировать эти принципы, привести их к словесным формулировкам, и они станут открытием для самих этих людей. Тем не менее, и без этой работы такие принципы существуют в форме мифологических структур квазиистинного «знания» о том, как все происходит в этом мире. Чем лучше мы осознаем собственное мировосприятие, тем в большей мере мы способны отнестись к нему критически, как к конструкции, которая опирается на доступный нам ограниченный познавательный материал, и может перестраиваться при изменении того материала, которым мы располагаем.

С этим перекликаются философские взгляды на проблему мировоззрения Антонио Грамши. «Можно “думать”, — писал Грамши, — не осознавая критически свои мысли, “думать” несвязно и случайно, другими словами, “разделять” некоторое мировоззрение , механически впечатываемое окружением, одной из социальных групп, в которых человек автоматически растворяется» (Грамши, 1959, с. 11) Но человек может выбрать и другой путь, «постараться выработать своим рефлексивным и критическим мышлением собственное мировоззрение и таким образом выбирать свое направление деятельности, управлять собой, а не пассивно и смиренно ждать, когда окружающий мир сформирует вашу личность» (там же, с. 12). Здесь речь вновь идет о двух принципиально разных механизмах формирования мировоззрения. Один вариант – это принятие готового мировоззрения, или складывание его из готовых элементов, кирпичиков. Второй вариант – это формирование собственного мировоззрения за счет собственного рефлексивно-мыслительного процесса. Только в этом последнем случае можно говорить, что человек владеет определенным мировоззрение м; в первом же случае наоборот, мировоззрение владеет человеком.

Фактически перед нами противопоставление двух разных типов мировоззрения, основанных на двух различающихся типах отношения между личностью и ее мировоззрение м. Возвращаясь к языку психологического описания и анализа, в первом случае мировоззрение носит характер архетипов, интроектов или усвоенных из коллективного опыта схематизмов сознания и ценностей. Во втором случае правомерно говорить о мировоззрении не как о статичной структуре, а как о внутренней деятельности, которой человек овладевает в своем индивидуальном развитии на основе социальных шаблонов и инструментов этой деятельности. Понятие внутренней деятельности ввел в обиход Ф.Е. Василюк (1984), говоря о деятельности смыслостроительства как переживания критических жизненных ситуаций. Ранее А.Н.Леонтьевым (1977; 2003) была убедительно показана деятельностная природа познавательных процессов, а еще раньше Л.С. Выготский (1991) описал восприятие искусства как внутреннюю работу. Недавно понятие внутренней деятельности было с успехом применено к процессам выбора (Леонтьев, Пилипко, 1995).


Говоря о каких-либо внутренних процессах как о деятельности, мы имеем в виду следующие их особенности, позволяющие подвести их под эту категорию: 1. Они связывают субъекта с жизненным миром и гибко регулируются под влиянием как субъекта, так и объекта. 2. Они управляются мотивами, целями и репрезентацией условий осуществления. 3. Они опираются на культурно выработанные формы и способы их осуществления. 4. Как правило, они включают в себя как внешние, так и внутренние звенья и взаимопереходы между ними. 5. В генетически исходных формах они носят внешний, развернутый и интериндивидный характер; по мере их становления они становятся интраиндивидными, свернутыми и в большей степени внутренними; так же происходит их актуалгенез, в том числе целенаправленная коррекция.

Процессы мировоззрения в их развитых, зрелых, осознанных формах, вполне соответствуют этим критериям. Фактически можно говорить о деятельности ориентации в мире , культурной формой которой выступает философия , а внешними генетически исходными формами — вопросы, которыми дети засыпают взрослых на определенном этапе развития. Будучи вначале хаотичными и бессистемными, постепенно они складываются в картину мироустройства. Достаточно, к сожалению, типичный случай, когда взрослые не поддерживают эту активность и не отвечают на вопросы, а то и отрицательно их подкрепляют, приводит к атрофии деятельности ориентации в мире, замене активности собственного сознания пассивным усвоением мифов больших и малых социальных групп, которые завладевают его сознанием. «Необразованный человек довольствуется тем, что миф дает ему смысл жизни, дает ему ценностные ориентиры существования; ему и в голову не приходит, что эта — высшая инстанция его жизни — требует каких-то дополнительных интеллектуальных подкреплений. Так мыслит ребенок-дошкольник: он твердо знает, что его мама — самая красивая на свете, а его дом — центр, вокруг которого вращается Вселенная..» (Лобок, 1997, с. 643)

Напротив, сохранение, поддержка и развитие этой формы познавательно-практического отношения к миру приводит к совершенно иной мировоззренческой позиции — зрелой, осознанной и активной. «Сознательная мировоззренческая позиция … всегда оказывается продуктом той или иной философской работы, свершившейся на индивидуально-личностном уровне, продуктом рефлексивного осознания предельных структур стихийного “мировосприятия”» (Лобок, 1986, с. 128-129). В этом случае уже личность владеет мировоззрение м, а не наоборот. Не случайно Г.Олпорт (2002) считал наличие развитой жизненной философии одним из трех главных критериев зрелой личности. Развивая его идеи, С.Мадди ( Maddi , 1980) показал, что наличие позитивной жизненной философии является главным, что позволяет нам преодолеть страх смерти и превратить трагические переживания столкновения с реальностью смерти в ценный смысловой опыт, укрепляющий личность и позволяющий ей двигаться вперед в своем развитии. Главное в мировоззрении не столько то, что оно есть, сколько то, что оно развивается вместе с личностью. Этот процесс однако отнюдь не автоматический, он опосредован более или менее развитой внутренней деятельностью ориентации в мире. А.М.Лобок также считает изменение смысловых ориентиров, которое он называет мифологической динамикой личности, «одним из самых ярких критериев личностного развития вообще» (1997, с. 642).

Instagram: @alexandr__zubarev



Мировоззрение как деятельность
добавлено : 23.12.2009
обращений к странице: 5588
автор: www.sunhome.ru || комментарии [0] || распечатать || обсудить в форуме
загрузка...
Ваше мнение о статье
Ваше имяЕmail 
Сообщение


Партнеры проекта
Другие сейчас читают это:
Партнеры проекта
Это интересно
Партнеры проекта
 
 
ГРЕХИ и СОЖАЛЕНИЯ ЕСТЬ МЕЧТА? ЦЕЛЬ? Я БЛАГОДАРЮ ДНЕВНИК МУДРОСТИ
  • Не горожусь тем, что я такая лицемерка. Хожу в школу, всем улыбаюсь и говорю какие они хорошие, а на самом деле ненавижу их всех до одного! Что учителей, что о...
  • завидую всем,кто чего-то добился и как-то реализовался.называю людей дураками и везунчиками,хотя понимаю,что они много работают и получают то,чего хотят,а я сиж...
  • Я хочу покончить с жизнью... и я это сделаю
  • Ya ochen xochu viiti zamuj za bogatogo oligarxa I jit s nim dolgo I shastlivo!!! Da budet tak!!! Amen!!!
  • хочу взаимной и искреной любви
  • A rllonig stone is worth two in the bush, thanks to this article.
  • Я благодарю Господа Бога, Пресвятую Богородицу, всех Святых, АНГЕЛОВ-ХРАНИТЕЛЕЙ за сына, за то, что он приехал , всё благополучно. Спасибо, Господи, за всё. Спа...
  • Вселенная я благодарна тебе за то что, у меня уже сегодня сейчас есть деньги полностью расчитаться с Лешей Ковалевым за офис, я смогла забрать всю свою мебель и...
  • Я благодарю Господа Бога за всё,чем он меня облагодетельствовал в ответ на мои молитвы! Спасибо большое и Ангелам нашим-хранителям.
  • Лидерству нельзя научить, ему можно только следовать! ...
  • Существует Она, которую я называю Прекрасная Женщина.
    Ее главный талант- способность любить.Она страдает, умирает от любви, чтобы воскреснуть и начать все в......

  • You"ve gotten one of the better webpages.|...
  • КНИГИ НА ФОРУМЕ АНЕКДОТЫ ТРЕНИНГИ
  • Как дважды два Основы пикапа...
  • Слова...
  • Посланник...
  • Неудачник...
  • Практика магов...
  • 09.09.2021 23:32:36 Кто кончил в меня вчера?...
  • 09.09.2021 22:57:46 как бросить пить пиво после работы?...
  • 03.09.2021 15:11:17 Как похудеть на 5-12 кг за месяц...
  • FraGGod: Прикинь, мне мыло от премьер-министра UK пришло
    Ti: Что, предлагает увеличить?
    читать все анекдоты
    Партнеры проекта
    Подписка
     Дневник мудрых мыслей  Общество успешных  Страница исполнения желаний  Анекдоты без цензуры  Генератор Позитива
    PSYLIVE - Психология жизни 2001 — 2017 © Все права защищены.
    Воспроизведение, распространение в интернете и иное использование информации опубликованной в сети PSYLIVE допускается только с указанием гиперссылки (hyperlink) на PSYLIVE.RU.
    Использование материалов в не сетевых СМИ (бумажные издания, радио, тв), только по письменному разрешению редакции.
    Связь с редакцией | Реклама на проекте | Программирование сайта | RSS экспорт
    ONLINE: Техническая поддержка и реклама: ICQ 363302 Техническая поддержка 363302 , SKYPE: exteramedia, email: psyliveru@yandex.ru, VK: psylive_ru .
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика