или
Главный вопрос тренинга «Победители»
С помощью доброго слова и пистолета можно сделать гораздо больше, чем с помощью только доброго слова.
(Аль Капоне)
За несколько лет проведения тренинга «Победители: психология влияния», который, как известно, проходит в жестком стиле, я, как ведущий, постоянно сталкиваюсь с одним и тем же вопросом от участников:
- Насколько нравственно, читай - хорошо, правильно, допустимо, проявлять свои силовые качества, умение влиять на других людей и даже использовать психологическую агрессию?
И действительно, нас еще с детства учили быть хорошими, добрыми, уступать место в трамваях, прощать негодяев и делиться последней рубашкой. И вдруг в Центре с таким светлым названием – «Синтон» - существует тренинг, посвященный психологическому нападению и защите, и является самым «несинтонным» тренингом в Синтоне. Так как же все-таки, агрессия и силовые методы влияния – это хорошо или плохо?
Ответ следующий. Здесь существует две стороны медали. Есть люди, у которых агрессивность практически отсутствует. С ними абсолютно безопасно общаться, они безобидны и патологически добры, они не могут никому отказать, стесняются напрягать официантов, и для них легче забыть о долге, чем попросить назад свои деньги. Как результат - на таких людях любит кататься все окружение, их в грош не ставят, ими погоняют и затыкают все дырки на работе и в семье. Люди, лишенные агрессивной составляющей личности, мягкотелы и податливы, такие женщины всем Мать Тереза и Принцесса Диана, а таких мужчин окружающие за глаза зовут тюфяками и ватными матрасами. Такие люди практически не обладают влиянием на окружение, и их харизма стремится к нулю. Помните, что сказал доктор Шариков типичному представителю семейства мягкотелых – коту Леопольду, замученному мышами:
- Вы слишком добрый… Вам нужен Озверин…
Есть и другая сторона медали. Существуют люди с повышенным уровнем агрессивности в крови, таким людям всегда все должны, они ко всему придираются, всем недовольны и являются ходячими конфликтогенами. Есть ощущение, что все они являются родственниками Жириновского. Общаться с ними крайне сложно, обязательно почувствуешь себя виноватым во всем. Стоит слегка задеть такого человека, и ты уже через несколько секунд почувствуешь себя полным уродом и ничтожеством. Такой человек обычно властен и по-настоящему влиятелен, но ему подчиняются из страха, а не из любви к нему.
Истина, как всегда, находится посередине. Агрессивность – это конструктивное качество, но только в том случае, если это управляемая агрессия. Этот тезис о конструктивности часто вызывает протест, ведь само понятие «агрессия» является негативным и осуждаемым в нашем обществе. Поэтому разумно будет несколько реабилитировать понятие «агрессия», поскольку оно понимается часто только в узком смысле. В узком смысле агрессия – это ненависть. И действительно, ненависть является деструктивным чувством и негативным понятием. Однако в широком смысле, агрессия – это наступление, движение вперед, в отличие от «регрессии» - движения назад. И, в этом широком смысле, агрессия – это продвижение себя на мир, захват пространства, расширение границ своего «Я» и своей территории. И тогда понятие агрессия как минимум нейтрально, а как максимум позитивно. Более того, весь живой мир агрессивен. Все живое стремиться к распространению себя и захвату новых и новых территорий, а если вид прекращает это делать, то сама территория и окружающий мир поглощает его. То же самое и с человеческим видом под названием «гомо сапиенс». Этот венец природы является самым агрессивным из существующих ныне созданий, благодаря чему он уже захватил всю Землю и распространил свое влияние практически на всю планету.
Более того, все наше общение является агрессивным. По крайней мере, доля агрессии в нем есть всегда. Например, я вижу своего старого знакомого, бросаюсь к нему, радостно бью его по плечу:
- О-о-о, дорогой, сколько лет, сколько зим…! Как дела, как жена, как дети…?
Что я делаю в этот момент? Я совершаю акт агрессии! Да-да. Может этот приятель хотел спокойно посидеть один с книжкой, никого не видеть, подумать о своем… А я тут появляюсь - захватываю его внимание, проникаю ему в мозги, навязываю какой-то разговор, объясняю и убеждаю в чем-то, разрушаю его дисковое пространство. Это разве не агрессия? Конечно, у людей такое общение не называется агрессивным, поскольку в явном виде нападения тут нет, но, доля агрессии есть в любом акте нашего общения, поскольку в любом общении есть элемент влияния. А в ситуациях переговоров, конфликтов, публичных выступлениях эта доля агрессии зачастую доминирует и даже стремится к ста процентам.
Поэтому бояться агрессии, своей или чужой – глупо и недостойно сильного человека. Агрессией надо учиться управлять, ее использовать и делать это качественно, красиво и с удовольствием. Как ни странно, от процесса жесткого или мягкого влияния тоже можно получать удовольствие и эстетическое наслаждение, так же как и от роскоши синтонного общения. Это удовольствие от процесса управления собой, людьми и миром, которое знают все люди, обладающие властью.
Как может быть использовано силовое влияние? Есть люди, которые по-хорошему уже не понимают. Есть люди, которые, если с ними по-хорошему, воспринимают это как слабость. Есть люди, которые при любом удобном случае забираются на шею и свешивают ножки. В ситуации конфликта сила и владение управляемой агрессией являются необходимыми. Есть в жизни ситуации, когда личная сила и владение конструктивной агрессией спасают эту ситуацию, и даже самого человека. Если оппоненты на переговорах чувствуют силу, они уже не диктуют условия, а договариваются. Психологически подготовленный человек имеет возможности даже для того, чтобы нанести психологический удар и подавить личность оппонента. Внутренняя сила и психологическая вооруженность работают на человека и делают его влиятельным в своем окружении.
В завершение могу порекомендовать людям, заинтересованным в приобретении мастерства воздействия, повысить свои возможности в силовом влиянии и жестких переговорах, сделать это с помощью тренинга «Победители: Психология Влияния», который регулярно проходит в Синтоне. Эпиграфом к нему является фраза: «Некоторые думают, что у них доброе сердце, хотя на самом деле у них всего лишь слабые нервы…» Тренинг расширяет возможности человека, расширяет психологический арсенал и дает настоящий выбор – бить или не бить, воздействовать по-хорошему или по-плохому, влиять мягкими или жесткими методами.
По-настоящему человек свободен только когда у него есть выбор!
Успехов!
Дмитрий Устинов, ведущий тренинг-центра «Синтон»
Instagram: @alexandr__zubarev