Главная
Блоги
  Войти
Регистрация
 
Главная> Человек и жизнь>Работа с аудиторией: часть 4

Работа с аудиторией: часть 4


Instagram: @alexandr__zubarev
Работа с аудиторией: часть 4

Автор: Дмитрий Устинов, ведущий тренинг-центра «Синтон»

 

 

Ответ метафорой (поучительной историей, примером)

 

-Маленькая девочка приходит из школы домой:
— Сегодня мы читали сказку про Красную Шапочку!
— И чему же нас учит эта сказка?
— Она учит нас хорошо запоминать, как выглядят наши бабушки!

Метафора — в переводе с древнегреческого, это «перенос» откуда-то куда-то. То есть, получается, ответ метафорой — это ответ историей с переносным смыслом. История может быть рассказана из другой области жизни, а смысл истории переносится на нашу ситуацию.

С детства мы все росли и воспитывались на сказках, сказка — это тоже метафора, тоже поучительная история с переносным смыслом. И сказки действительно многому учат ребенка — как надо относиться к другим детям, взрослым, себе, людям в целом, природе, учат, что такое хорошо и что такое плохо. Сказки поясняют, что нельзя уходить без спроса из дома, как самоуверенный Колобок, что нехорошо не слушаться старших, как глуповатые Семеро безвременно погибших Козлят, что недостойно быть трусом, как подлый предатель Мальчиш-Плохиш. И, наоборот, на сказках нас научили, что надо быть трудолюбивым, как Золушка, смелым, как Буратино и настойчивым, как Герда. Причем по силе воспитательного воздействия на ребенка сказки и истории стоят на первом месте, далеко опережая морализаторство и чтение нотаций о правильном образе жизни. Волшебная сила искусства!

В более взрослом возрасте сильное поучительное воздействие на нас оказывают притчи. Притча — это типичная метафора, рассказывается притча о жизни животных, ослов, собак, птиц, а смысл переносится на мир людей. Притча может повествовать о монахах, странниках, мудрецах, учениках, а смысл мы видим в нашей нынешней ситуации. Притча может вести речь о природных явлениях, жизни ветров, облаков, дождей, а идеи истории будут быть близки нам.

Анекдот — это самая короткая и самая остроумная метафора, она же притча с неожиданным окончанием, которое заставляет нас смеяться, когда мы понимаем ее смысл. И анекдоты, при всей кажущейся легковесности жанра, при умелом использовании тоже несут немалый поучительный смысл.

Поучительные истории, случаи из жизни — этот жанр речи обладает универсальной силой воздействия на сознание людей. Хорошая история к месту может ответить сразу на все вопросы, занимающие людей и снять все проблемы с публикой.

Примеры — это тоже поучительные истории из жизни, только, как правило, имеющие короткий сюжет. Самая показательная попытка ответить на вопрос «зачем» что-то делать и доказать свою правоту с помощью примера — это «письмо счастья»:

— Один парень послал наше письмо двадцать раз и выиграл в лотерею, а другая девушка не послала наше письмо двадцать раз и у нее украли все деньги… Одна женщина послала наше письмо и удачно вышла замуж, а другой мужчина не послал наше письмо и развелся с женой… Один человек послал наше письмо и было ему счастье, а другой не послал и умер в страшных судорогах…

Конечно, это наивно, но как ни странно, даже так тоже было действенно в свое время. Если пример действительно актуальный и подходящий под ситуацию, он действует не хуже любой другой метафоры.

Пословицы, поговорки, афоризмы — и это тоже метафорические высказывания, обладающие поучительным смыслом:

Без труда не вынешь и карпа из пруда.

Баба с возу — автомобилю легче.

Яблоко от груши недалеко падает.

У семи нянек — дитя бандитом становится.

Сколько волка не корми — он все на зайца смотрит.

Как потопаешь — так и питаться будешь.

Не зная броду — не суйся под воду.

Семь раз отмерь — один раз аппендицит вырежь.

Чем бы дитя ни тешилось — лишь бы к родителям не приставало.

Кто старое помянет — том плохо видеть будет.

Кто старое забудет — тот еще и оглохнет.

В целом метафорическим, читай, поучительным смыслом обладают все эти виды творчества — притчи, сказки, анекдоты, истории из жизни, примеры, пословицы и афоризмы. Если присмотреться, и всеми любимые кинофильмы, театральные спектакли, не говоря уже о художественной литературе, тоже имеют много поучительных смыслов и несут ответы на многие вопросы.

Сила метафор и поучительных историй в том, что заложенный в них смысл попадает в сознание людей помимо воли человека, незаметно, ненавязчиво — благодаря художественной форме текста. В этом и заключается волшебная сила искусства — в умении обойти критичность нашей психики, обмануть скептицизм нашего восприятия нового. Благодаря художественной форме сознание открывается к информации, в нем не включаются защитные, протестные механизмы психики и смысл истории становится частью личности человека. Можно сказать, что поучительные истории — это некий вирус, незаметно проникающий в жесткий диск головного компьютера человека и формирующий там уже свои порядки.

Если вы заметили, поучительная история про проникающий в сознание человека вирус — это тоже метафора, отвечающая на вопрос, как действуют метафоры. Простите за каламбур.

Метафорический ответ с помощью поучительной истории снимает поставленный ответ, разжевывать даже не требуется, мол, ответ получен, делайте выводы сами.

Один боевой генерал в период военных действий в Чечне на пресс-конференции получил вопрос:

— Вас не смущает, что во время ваших операций по обезвреживанию боевиков гибнут мирные жители?

Он ответил так:

— А знаете ли вы, что в медицине во время операции по удалению раковой опухоли, вырезается еще около 1 сантиметра здоровой ткани?

Ответ получен, смысл ясен. Если этот смысл перевести с метафорического языка на человеческий, то ответ звучит так. Гибель мирных жителей — это необходимое зло, без которого победить боевиков невозможно. Однако прямым текстом, по понятным причинам, говорить нельзя, а на языке примера из медицины — можно.

Президента Ельцина во время официального визита в Польшу, с которой всегда были сложные отношения, польские журналисты спросили:

— Вскрылись факты, что во время Второй Мировой Войны войска Советского Союза сначала незаконно пленили, а затем уничтожили несколько тысяч ни в чем не повинных офицеров войска польского. Не считаете ли Вы, господин президент, что Россия должна нести ответственность за этот геноцид польского народа?

Ответ Ельцина был следующий:

— Российский народ сам пострадал в эпоху сталинизма, он испытал бесчеловечные репрессии, сам понес огромные потери в сталинское время, и такого количества жертв и такого масштабного геноцида в отношении российского народа не знала еще ни одна нация в мире…

Ответ понятен. Если перевести его с метафорического языка на прямой язык открытым текстом, получится следующее.

— Вы что, поляки, обалдели совсем? Мы сами пострадавшая сторона и никакой ответственности за Сталина нести не собираемся, и вообще, с такой мелочью стыдно обращаться…

В Советской истории в 20-е годы был легендарный и, по отзывам современников, очень талантливый нарком иностранных дел по фамилии Чичерин. Однажды турецкая делегация на встрече поставила жесткий вопрос:

— На каком основании Армянская Социалистическая Республика изображает на своем гербе гору Арарат, которая не является частью территории Армении?

И действительно, предмет гордости обеих стран, как известно, находится на территории Турции, хотя гора Арарат хорошо видна и из Армении. На это Чичерин ответил так:

— Ну, я же не спрашиваю, на каком основании Турецкая республика изображает на своем флаге полумесяц, хотя Луна не является частью территории Турции…!

Это был хороший ответ встречным примером. И турки заткнулись.

Помните замечательный фильм «Адъютант его превосходительства» с Юрием Соломиным в главной роли? Его устами звучит красивый ответ поучительной историей. Разговор адьютанта главнокомандующего белогвардейской армией, являющегося на самом деле большевистским разведчиком и мальчика-подростка, который начинает об этом догадываться. Мальчик задает по-детски прямой вопрос:

— Дядя Петя, Вы шпион?

— Видишь ли, Юра… Ты говорил, у тебя в имении был садовник…? И он ухаживал за вашим садом и сам жил очень бедно? У меня в имении тоже был сад, и я давно задумывался, почему те, кто ухаживает за садом, ничего не имеют, а те, кто бездельничает, имеют многое. Почему мир так несправедливо устроен, что у кого-то есть все, а у других ничего. Почему одни живут в сытости, а другие умирают от голода. И вот я и хочу, каждый человек жил в достатке, чтобы у каждого была возможность иметь сад, чтобы могли все люди были сытыми, и чтобы никто не голодал…

И впечатлительный Юра проникся этой поучительной историей.

Есть категория людей, которые чаще всего используют метафоры в качестве ответов — это многоуважаемые гуру. Под гуру мы понимаем учителей жизни во всех культурах. Индийские, китайские, тибетские, любые восточные гуру просто-таки разговаривают с паствой языком притч. У настоящего гуру мудрые истории находятся на все случаи жизни, можно только позавидовать их богатому арсеналу. Пример ответа метафорой. Однажды ученики спросили у своего учителя:

— О, Учитель, ответь, что несет нам окружающий мир — благо или несчастье?

— Послушайте историю о том, как относится мир к человеку. Давным-давно жил великий правитель. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. И все залы дворца, стены, пол, двери, потолок были зеркальными. Зеркала были необыкновенно ясными, и посетитель не сразу понимал, что перед ним зеркало, настолько точно они отражали предметы. Однажды во дворец забежала собака и в изумлении застыла посередине — целая свора собак окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака на всякий случай оскалила зубы — и все отражения ответили ей тем же самым. Перепугавшись не на шутку, собака отчаянно залаяла. Эхо повторило её лай. Собака лаяла всё громче. Эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, кусая воздух, её отражения тоже носились вокруг, щёлкая зубами. На утро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении миллионов отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла, сражаясь со своими собственными изображениями. Также и мир. Он не приносит ни добра, ни зла сам по себе. Он безразличен к человеку. Все происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний, поступков. Мир — это большое зеркало.

Не только в восточном, но и в западном мире есть свои гуру, любящие отвечать на вопросы поучительными историями. Послушайте ответ Бодо Шеффера, гуру тренерского дела, на следующий вопрос:

— Почему в жизни всегда находятся люди, критикующие все на свете, любые идеи, какими бы замечательными они не были?

Ответ:

Однажды Скорпион подошел к реке и так как он не умел плавать, он спросил Лягушку, не перевезет ли она его на другой берег? Лягушка отказалась:

— Ну, нет уж! В реке ты ужалишь меня своим ядовитым жалом — и я умру!

Скорпион ответил:

— Уважаемая Лягушка! Подумай своим лягушачьим умом, если я тебя ужалю, и ты утонешь — я утону вместе с тобой…

Это показалось Лягушке разумным, и она согласилась перевезти Скорпиона на другой берег. Посредине реки Скорпион все-таки ужалил Лягушку в спину своим ядовитым жалом. Умирая, Лягушка сказала:

— Почему ты так поступил, теперь мы оба умрем?!

На что Скорпион растерянно ей отвечал:

— Почему, почему… Потому, что я — Скорпион…!

Также и в нашей жизни, есть категория людей, которая будет жалить всегда, потому что они — скорпионы…!


Instagram: @alexandr__zubarev



Работа с аудиторией: часть 4
добавлено : 02.05.2010
обращений к странице: 11502
автор: syntone.ru
загрузка...
Ваше мнение о статье
Ваше имяЕmail 
Сообщение


PSYLIVE - Психология жизни 2001 — 2017 © Все права защищены.
Воспроизведение, распространение в интернете и иное использование информации опубликованной в сети PSYLIVE допускается только с указанием гиперссылки (hyperlink) на PSYLIVE.RU.
Использование материалов в не сетевых СМИ (бумажные издания, радио, тв), только по письменному разрешению редакции.
Связь с редакцией | Реклама на проекте | Программирование сайта | RSS экспорт
ONLINE: Техническая поддержка и реклама: ICQ 363302 Техническая поддержка 363302 , SKYPE: exteramedia, email: psyliveru@yandex.ru, VK: psylive_ru .
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика