Отказ от выполнения навязанной работы – наиболее предпочтительный вариант, но в то же время и самый сложный. Обычно сделать это непросто по той причине, что другие люди в этой работе заинтересованы, и уступать своим интересам им не очень хочется. Соответственно, здесь, скорее всего, не обойтись без дипломатии и, возможно, некоторой напряженности в отношениях между нами и теми, кто пытается нашими руками выполнить свою работу. Но если не упускать из внимания упомянутое ранее правило, то избавиться от подобной работы будет проще.
Способы:
1. Как не давать себя уговорить или учимся говорить «Нет!»
Многие люди страдают из-за того, что они попросту не умеют говорить «Нет!». Достаточно вспомнить ситуации, когда мы соглашались сделать что-нибудь, не имея на это никакого желания исключительно под влиянием давления других людей. Для отдельных личностей подобная проблема имеет характер настоящей катастрофы: не умея отказывать другим людям, они нередко вынуждены чуть ли не всю свою жизнь потакать тем, кто умеет ими манипулировать. В отдельных случаях человек может даже не подозревать, что его вынуждают заниматься ненужной ему навязанной работой, но чаще всего люди прекрасно это понимают, равно как и винят себя в неспособности отказать настойчивому коллеге, боссу или просто знакомому человеку.
Хотя по большому счету, это вопрос из области психологии, к тому же и весьма серьезный, думаю, что парочку простых рекомендаций по этому поводу я вполне могу дать.
Во-первых, необходимо твердо решить, что мы готовы отказать и это не является предметом обсуждения. Для этого лучше всего ответить «Нет» сразу и при этом не искать оправданий «почему», поскольку последние чаще всего служат той зацепкой, за которую готов ухватиться человек, решивший вас уговорить. Иногда люди начинают придумывать что-нибудь, чтобы солгать, например, «мне необходимо что-то срочное сделать» или «я договорился с таким-то человеком». Помимо того, что ложь сама по себе вызывает неудобства, она может оказаться вдвойне неприятной, когда неправда раскроется. Поэтому лучше заранее твердо решить для себя, что оправданий, особенно ложных, придумывать не стоит.
Во-вторых, люди обычно попросту боятся прямо отказать в силу множества различных причин: обидеть, испортить отношения, показаться невежливым или некомпетентным. Зачастую эти опасения абсолютно беспочвенны, поскольку человек, обращающийся с просьбой, вполне готов услышать «нет». Мало того, если человек, получивший отказ, вдруг начинает проявлять неуважительное к нам отношение (сюда относится и обида), то это только подкрепляет правильность сделанного нами поступка.
Поэтому лучше всего отказывать твердо и уверенно, объяснять причины отказа совсем не обязательно, тем более, не следует ничего выдумывать. Если же нас начнут прямо расспрашивать о причинах отказа, то можно ответить, что мы не хотели бы об этом говорить, и этим ограничится. Разумеется, можно попытаться и объяснить истинную причину отказа, состоящую в том, что у нас есть более важные дела, однако далеко не каждый готов войти в наше положение, а на деле детальные объяснения могут только привести к тому, что нас попытаются уговорить.
2. Спускаем на тормозах, или когда «Нет!» сказать нельзя
Иногда с просьбой к нам могут обращаться люди, которые не привыкли слышать «нет» в ответ. Особенно это касается начальников, использующих авторитарные методы управления.
В этом случае любую свою просьбу они рассматривают как поручение, исполнить которое для нас должно быть сущим благом. Разумеется, нас даже никто и не собирается спрашивать, хотим ли мы взяться за эту работу. В редких случаях, когда вопрос все-таки звучит, он задается исключительно в виде формальности, и ответ на него заранее предопределен.
В такой ситуации прямой отказ действительно не лучший выход, даже если с самого начала мы твердо уверены в том, что выполнять эту работу мы не собираемся.
Здесь разумнее занять нейтральную позицию, не давать никаких конкретных обещаний, ограничиться чем-то вроде «постараюсь при возможности». А возможность, разумеется, может и не представится.
Когда к нам будут обращаться с вопросами о том, как продвигается дело, то достаточно будет ограничится все такими же ответами общего характера вроде «как только освобожусь, так и займусь», «занят другой неотложной работой, но о поручении помню» и т.п.
В итоге, если эта задача не сменила категорию важности (а это тоже возможно), и все так же не является значимой для нас, мы не занимаемся ею, но в то же время и не идем на возможный прямой конфликт с человеком, который ее поручил.
Разумеется, использовать этот способ следует осторожно, держа нос по ветру. Иногда лучше все-таки найти возможность отказать в самом начале, чем затягивать работу таким образом. Не следует применять этот способ и в случаях, когда невыполнение этой работы может иметь серьезные последствия. Но в отдельных ситуациях этот способ работает хорошо, особенно когда обращаются к нам по пустяковым вопросам – есть большая вероятность, что в будущем обращаться не будут.
3. Используем «правило трех гвоздей», или важная работа напомнит о себе сама
Этот способ фактически является альтернативным сценарием предыдущего и позволяет отфильтровывать важную работу от менее важной. Правило это известно еще с советских времен и приписывают его одному из помощников Брежнева, Георгию Цуканову, который обладал удивительной способностью не спеша расправляться с тысячами различных указаний и поручений. Именно эта способность Цуканова и вызывала вопросы у окружающий, которым он объяснял, что мысленно для себя держит в голове три гвоздя, на которые «вешает» поступающие распоряжения: сначала оно попадает на первый гвоздь, после первого напоминания переходит на второй, после второго – на третий, и только после четвертого напоминания он берется за его исполнение.
Такой способ отфильтровывания важной от не важной работы весьма эффективен. Самая главная его особенность состоит в том, что истинное решение о том, какая работа является важной, а какая – нет, принимает человек, дающий поручение (обычно начальник). Именно с его позиций это на самом деле и виднее, поскольку подчиненные далеко не всегда в нахлынувшем потоке распоряжений могут правильно сориентироваться и выбрать самые приоритетные.
Использовать это правило также следует осторожно, заранее выделяя плановую и неизбежную работу, откладывание которой недопустимо.
Instagram: @alexandr__zubarev