«Кто я?» Вы задавали себе этот вопрос, уважаемый читатель? Вопрос и простой, и сложный одновременно, смотря на каком уровне к нему подойти. Возможно, вы отвечали на него, не задумываясь, называя одну из своих социальных ролей (муж, отец, начальник), свой пол, национальность, политические и религиозные взгляды и т.п. Это все правильно, но достаточно ли этого? Вся эта совокупность ролей, характеристик и личностных качеств дает ли исчерпывающий ответ на вопрос о том, кто вы есть?
Если вы убеждены, что ваше тело и ваша личность – это все, чем вы являетесь, то я не смогу вас переубедить. Но некоторые люди смутно чувствуют, что за этой внешней картонной декорацией под названием «я» есть нечто неуловимое, неизмеримое, неосязаемое и гораздо более значительное – тоже «Я», но с большой буквы.
Тех, кто открыл его в себе, называют просветленными. Но для подавляющего большинства людей это всего лишь концепция. Они могут писать об этом книги, рассуждать и даже учить других, но ни разу не пережить на собственном опыте. Я не считаю, что все должны стремиться к просветлению, лично для меня это не является целью. Но мы все хотим жить лучше, легче, гармоничнее. А главный секрет такой жизни в том, чтобы научиться не воспринимать свое маленькое и слабое «я» слишком серьезно.
Это декоративное «я», или эго, – посмотрите на него внимательнее: оно уязвимое, изменчивое, ненадежное, противоречивое; оно нуждается в защите, признании, одобрении; оно совершает бездумные опрометчивые поступки; оно страдает, надеется, раскаивается, сомневается; испытывает вину и обвиняет, защищается и нападает, любит и ненавидит одновременно… В общем, все то, что мы называем жизнью. Подходит ли нам такая жизнь? Как-то не задумывались… А разве возможна другая?
Мой ответ – да. И для этого совсем не требуется уходить в другие миры, становиться бестелесной сущностью, либо умирать в этой земной жизни чтобы возродиться в Царствии небесном. Мы можем оставаться в том же теле, выполнять те же социальные роли, но мы должны знать: это тело и эти роли – не всё, чем мы являемся. Тогда мы будем относиться к ним по-другому, не так серьезно. Не слишком остро реагировать на обиды, не стремиться доказать свою правоту, не искать одобрения, не впадать в отчаяние, не притворяться, не жалеть о прошлом, не бояться будущего. И множество других «не-», которые сделают нашу жизнь полноценной и гармоничной. Вы смотрели фильм «Револьвер»? Если вы поняли, о чем он (один этот факт заслуживает уважения), тогда вам будет понятна моя мысль.
Есть еще один удачный образ для иллюстрации этой идеи – Чебурашка. В принципе, не обязательно именно он, это может быть любой вымышленный персонаж, которого не существует в реальности. Но пусть будет Чебурашка. Посмотрите: что он собой представляет? У него определенная внешность (миловидная, забавная), определенный характер (добрый и кроткий). Но это все – вымышлено, его не существует. В мультфильме у него могут быть различные проблемы, огорчения, разочарования. Мы можем смотреть этот мультик с интересом и даже сопереживать главному герою. Но мы знаем, что он сам – воображаемый, и поэтому все его дела – такие же, они не заслуживают серьезного беспокойства. Более того, мы можем вообще выключить телевизор.
Другое дело – ребенок, который верит, что Чебурашка настоящий. (Я не знаю, верят ли современные дети в мультяшных героев, но представим себе такого действительно наивного ребенка). Так вот, ребенок может сопереживать Чебурашке всерьез, для него Чебурашка такой же реальный, как и мама с папой, и все его проблемы настоящие. Я вспомнила, как в возрасте 3-х лет увидела в книге картинку, где коршун навис над маленькой птичкой. И вот, я взяла ножницы и вырезала эту птичку, чтобы спасти ее. (К счастью, мама тогда поняла мои мотивы и не ругала меня). Казалось бы, только ребенок способен поверить в такую иллюзию.
Но мы все по-прежнему верим в одну глобальную иллюзию, созданную нашим собственным умом. Наша личность вымышлена, как тот Чебурашка. Мы приписали себе набор качеств, который меняется в зависимости от настроения, погоды и любых случайных факторов. Мы надеваем разные маски, смотря по ситуации. Мы даже умудряемся играть противоположные роли одновременно. Будь наша личность реальной – разве могла бы она быть такой зыбкой и ненадежной? Разумеется, мы не можем просто взять и отбросить это вероломное «я» (хотя некоторые учения призывают именно к этому – отказ от эго). Травмировать его и уничтожать – не самый лучший выход. Оно будет «болеть» и тем самым доставлять нам еще больше проблем.
Поэтому все, что мы можем сделать со своим маленьким «я» – это позволять ему быть. Но только осознанно. Наблюдать его со стороны. И не придавать ему большого значения. Пусть Чебурашка себе бесится на экране – нас это не сильно волнует, мы ведь понимаем, что он не настоящий. Мы можем чуть-чуть потревожиться за него, но это не нарушит нашего душевного равновесия. И даже интересно: чем это все кончится? Но в любом случае – жизнь продолжается, даже если мы выключим телевизор.
Конечно, нам пока сложно осознать в себе свое истинное бессмертное «Я», которое стоит за всей этой мишурой, и тем более отождествить себя с ним, как это делают просветленные люди. Но просто знать о нем – это уже немало. А ощутить его, хотя бы на мгновение, мы можем. Этому способствует медитация. Также мы ощущаем его в моменты сильных стрессов и кризисных состояний: тогда возникает некое раздвоение, словно я смотрю на себя со стороны, и одна моя часть в панике, а другая совершенно спокойна. Иногда люди специально рискуют жизнью – лезут в горы, гоняют на огромных скоростях – они стремятся ощутить свое «Я», хотя сами не осознают этого. А иногда – в моменты восторга, при виде необыкновенного пейзажа наш ум замолкает, и остается только «Я», чистое бытие, наша истинная сущность.
P.S. Ради справедливости хочу добавить, что пример с Чебурашкой – не моя идея. Этот образ предложил наш Учитель с моего недавнего Крымского семинара – Сиддхартха (в миру его зовут Юрий). Но изложила я, разумеется, по-своему.
Instagram: @alexandr__zubarev