Понятие «харизма» часто вызывает к себе неоднозначное отношение и является объектом большого количества стереотипов. Данные стереотипы мешают нам использовать харизму как объект развития сотрудников для повышения их профессиональной и личной эффективности.
Стереотип 1. Харизма — это только внешний эффект, то яркое впечатление, которое человек производит на окружающих
О, сколько «начинающих харизматиков» «канули в лету», так и не успев достичь настоящего успеха только из-за того, что при внешней «успешности» они очень быстро «сдулись» изнутри! Сколько специалистов, один раз отлично зарекомендовавших себя в определённой области, позднее заваливали подобные проекты к удивлению собственных руководителей и службы персонала! А всё это — из-за несоответствия внешнего имиджа «энергичного и компетентного профи» и внутреннего ощущения неуверенности и дискомфорта в процессе выполнения проекта.
Внешнее впечатление — имидж делового человека — безусловно, очень важен для достижения им успеха, но его следует отличать от харизмы.
Харизма — это качество человека (профессионала), которое определяется двумя факторами:
Внешним впечатлением, которое человек производит на окружающих: насколько оно располагающе и привлекательно
Внутренним самоощущением человека: насколько оно комфортно и уверенно
Сочетание уровней внешнего впечатления и внутреннего комфорта образуют степень харизматичности человека в ситуации.
«Синдром серой мыши» – это форма нехаризматичного поведения, при котором ощущение дискомфорта сочетается у человека с низкой оценкой окружающими. Проблема «серых мышей» - в том, что они, как правило, занимаются не своим делом. Часто «серыми мышами» становятся специалисты, выбравшие сферу и направление собственной деятельности не по призванию, а по причине давления внешних факторов (необходимости зарабатывать деньги и делать карьеру). Формальное выполнение своих обязанностей, перекладывание ответственности за результат на других, полное безразличие к результатам своей работы в сочетании с постоянным страхом быть уличённым в некачественной работе и наказанным руководством – отличительные черты сотрудника с синдромом «серой мыши».
«Синдром непризнанной звезды» - это форма нехаризматичного поведения, при которой высокое мнение о собственных достоинствах сочетается с низкой оценкой окружающих.
Часто мы ошибаемся, считая таких людей харизматичными из–за их яркого внешнего имиджа. На деле же имидж этот недолговечен. Отсутствие социального признания, к сожалению, не служит для таких людей сигналом к саморазвитию, а вызывает враждебность к окружающему миру. Получается «замкнутый круг»: чем больше сотрудник пытается самоутвердиться, тем более негативную обратную связь он получает, а затем обижается на социум и ведёт себя ещё менее адекватно.
«Синдром гения - самоеда» - это сочетание высокой оценки окружающих и низкой самооценки человека. Эти специалисты никогда не бывают удовлетворены результатами своей деятельности и всегда «затягивают» окончание проектов, постоянно испытывая потребность всё переделывать и доводить до совершенства. Все попытки убедить их в совершенстве полученных ими результатов часто не способствуют изменению их точки зрения, а совсем наоборот – ещё сильнее обостряют их сомнения и неуверенность в себе.
Все вышеперечисленные типы поведения являются примерами недостаточно развитой личной харизмы.
Харизматичное состояние человека – это гармония и баланс между его внутренним состоянием комфорта и внешним успешным поведением, одобряемым окружающими.
Харизма – это качество человека, при котором он совмещает высокий уровень одобрения окружающими его поведения и оптимальное самоощущение с высокой самооценкой.
Харизматики – это те счастливые люди, которым удаётся достигать ТОП (Точки Оптимального Поведения) - состояния, когда ими довольны не только окружающие, но и они сами.
Точка Оптимального Поведения — это та форма деятельности (действия, работы, активности), в процессе выполнения которой человек вызывает максимальное принятие у окружающих и, при этом, состояние наибольшего комфорта у самого себя.
У разных людей точки оптимального поведения (ТОП) различны.
Распространённое явление — профессионалы с ТОП в области ораторского мастерства (харизматичные ораторы), которые являются весьма посредственными переговорщиками. Также, часто встречаются искусные менеджеры по продажам с ТОП в области пре — продажной беседы с клиентом, но, при этом, неуспешные в сфере управления людьми. Именно поэтому, идея выдвижения опытных продавцов на должность руководителей отделов продаж не всегда приводит к успеху.
Стереотип 2. Харизму нельзя развить. Харизма может быть дана только от природы и присуща лишь великим мира сего, ТОП-ам, ВИП-ам и звёздам шоу — бизнеса
Харизма (в переводе с греческого «божий дар») — это проявление индивидуальности человека, той его «изюминки» (черты, способности, таланта), которая отличает его от других и способствует его уникальному успеху в жизни, определяя призвание человека.
Индивидуальность есть у каждого человека: каждый обладает своим собственным даром, определяющим его успех в деятельности. При этом одни люди обладают большей внутренней силой, и поэтому проявляют свою харизму и следуют ей всегда, а другие — более слабые и уязвимые — «зарывают в землю свой талант», поддаваясь негативному влиянию окружающей среды и делая не то, что им по — настоящему интересно, а то что «должно».
Технология развития харизмы человека заключается в следующем.
1. Для человека формируется Зона самораскрытия. Это спектр деятельностей, в которых человек пробует себя и «нащупывает» именно те сферы, в которых он наиболее успешен. К таким деятельностям, чаще всего, относятся: «бизнес — презентация», «переговоры», «продажи», «управленческое взаимодействие», и другие
2. Пробуя себя в Зоне самораскрытия, человек выстраивает свою «линию харизмы», всё больше приближаясь к свой Точке Оптимального Поведения — той деятельности, в которой он одновременно успешен для социума и получает максимальное удовлетворение для самого себя
3. Линия харизмы выстраивается поэтапно для таких сфер человеческого проявления, как:
тело и общий образ человека: выявляются телесные блоки и превращаются в точки запуска харизматичного поведения
эмоциональность: определяются роли, которые являются наиболее ресурсными для человека
волевая сфера: формируется план действий и стиль влияния, который является наиболее силовым для данного человека
рациональная сфера: рекомендуется оптимальный стиль подачи информации и интеллектуальной деятельности
Так, по отдельным «кирпичикам», поэтапно, выстраивается гармоничный и сбалансированный стиль и образ поведения человека, который является пусковым механизмом его успешной харизматичной деятельности.
Стереотип 3. Харизматики всегда самые громкие и яркие
Харизматики бывают «громкие» и «тихие», «яркие» и «приглушённые». Тихий вкрадчивый голос вашего руководителя может звучать харизматичнее, чем десятки орущих голосов с улицы. «Маленькое чёрное платье» от Коко Шанель, надетое на достойную фигуру и к месту, будет выглядеть харизматичнее окружающих его ярких и цветастых нарядов с перьями (и в этом секрет «иконы стиля»). Декламировать Маяковского желательно громко и бравурно. Пастернака — тихо и вкрадчиво, при мерцающих свечах. Есенина можно петь. И только по Пушкину можно снимать мультфильмы.
Харизма может быть разной. Самое главное — она всегда есть отражение нашей индивидуальности.
Работая над развитием харизмы человека, можно пойти по двум основным путям: усиления и контраста.
Харизма усиления формируется через усиление доминирующей личностной роли человека. Примером такого харизматика является Анатолий Вассерман: его харизма основана на усилении и доведении до абсурда проявлений его типа личности — интеллектуала.
Харизма контраста достигается дополнением имеющегося поведения его противоположностью. Например, харизма Ренаты Литвиновой (тип личности «артист») с её эпатажными мимикой и жестами построена на дополнении долгими интеллектуальными рассуждениями и претензиями на глубину содержания.
Самое главное в развитии харизмы — понять и прочувствовать индивидуальность сотрудника: как она выглядит со стороны, как звучит, как проявляет себя в движении и статике. Понимание и принятие себя во всех естественных проявлениях — вот первый шаг к становлению яркой индивидуальности, которая не только успешна в социуме, но и гармонична внутренне, а, значит, может быть максимально эффективна в работе.