Деятельность человеческого мозга похожа на работу компьютера. При его выключении любая незавершенная программная операция посылает на экран запрос: какое действие необходимо выполнить, сохранить ли текст, завершить ли работу, предупреждает о возможной потере важной информации. Если подается несколько команд одновременно – он начинает «виснуть», не понимает уговоров пользователя, вроде «подожди», «ну давай, дорогой», «нет, только не это…»... Он прямолинеен и безэмоционален, «предпочитает» сохранить свою систему в целостности и отключается.
Мозг человека отчасти работает подобным образом. Он также стремится к последовательности, к выделению первостепенных задач, к завершению начатых дел. В живом организме – это мыслительная деятельность. Казалось бы, в чем трудность – придумал-сделал.
Все было бы ничего, но кроме мыслительной, у человека есть еще две составляющие его личность части – это эмоциональная и телесная. И эти три сферы очень часто пытаются конкурировать между собой.
В самом лучшем варианте, у активной и неотягощенной большими трудностями личности умный мозг дает команду: надо сделать. Эту идею подхватывает эмоция: ух ты, мне это нравится. Тело соглашается: да, я это осилю, я смогу, я могу. И далее в этом альянсе происходит начало и завершение какого-то дела. Ощущается удовольствие и удовлетворение.
В жизни все происходит намного сложнее. Идея, которую рождает мозг, повергается воздействию сомнений (тоже продукт мозга), далее сопровождается чувствами и переживаниями: как я буду выглядеть, хорошо ли это, что обо мне подумают, затем как последний аргумент в пользу: делать или не делать, подключается тело со своими ощущениями, усталостью, болезненностью. Происходит как в басне про рыбу, рака и щуку.
Если каждая часть личности не заканчивает свою «операцию», т.е., не завершает свой собственный процесс и не отправляет в мозг сигнал о готовности что-либо выполнить, чаще всего конкуренцию «выигрывает» тело. Оно вдруг заболевает.
При возникновении любой новой задачи человек попадает в состояние дезориентации: что, как, зачем... В этой точке он сталкивается с тревогой, страхом и собственной растерянностью. И очень важно дать себе возможность остановиться, подумать, взвесить все «за» и «против», понять, какие чувства доминируют, ощутить готовность к действию согласно мыслям и чувствам. Условно завершить все программные операции, подготовительные стадии творческого процесса. И после этого – действовать.
Если же в точке растерянности игнорируется хотя бы одно из составляющих (чаще всего, чувства и ощущения), человек попадает в неопределенность, в «зависание».
На «борьбу» со своими эмоциями человек тратит очень много сил и энергии. Происходит нервное истощение (неврастения), появляется раздражительность, а затем усталость и апатия (вялость, пассивность, бездеятельность).
Любая эмоция – это своеобразный сигнал, информирующий о реакции человека на происходящее между им самим и окружающим миром. Чем дольше чувства игнорируются – тем больше страдает физическое тело. Непроявленные чувства и телесные ощущения создают своеобразный альянс – болезнь. В крайней степени эмоционального истощения организма – наступает депрессивное состояние: снижение настроения, утрата способности переживать радость, пессимистический взгляд на происходящее и двигательная заторможенность. И тогда уже ни генерировать идеи, ни думать, ни радоваться, ни действовать уже нет сил.
Подавляя «неудобную» эмоцию, человек перестает чувствовать свои желания и тем самым теряет возможность удовлетворять их, осознавать свою реакцию и замечать реакцию другого человека, «считывать» его настроение. В конечном итоге это препятствует реализации мечты, принятию решений, достижению договоренностей, выстраиванию карьеры.
Так же как и мыслительные, эмоциональные процессы поддаются контролю и управлению. Важно только не подавлять их, а научиться понимать и принимать. От этого умения, умения замечать свои чувства и чувства других людей, оставаться устойчивым в стрессовых ситуациях, зависит успешность человека в личной жизни, в его профессиональной и творческой деятельности. Для приобретения таких навыков и достижения этого на практике в психологии существуют специальные приемы и методы, реализуемые в рамках индивидуальной и групповой терапии.
Индивидуальная работа с психологом направлена на исследование внутренних процессов человека. Результатом такой работы является осознавание того, что не дает ему поступать так, как хотел бы; что приводит к падению самооценки или критическому отношению к себе; как противостоит своим желаниям; при каких обстоятельствах он жертвует собственными интересами в угоду кому-то; как оказывается одиноким в присутствии людей и многое другое.
Групповая психотерапия дает возможность человеку выходить из своего внутреннего мира во внешний, социальный. Быть более открытым для общения и контакта с внешним миром, замечать эмоции и чувства других людей, использовать эти наблюдения для построения межличностных взаимоотношений, вырабатывать умение самостоятельно принимать решения, не зависеть от мнения окружающих. Работа в группе направлена на личностный рост человека, на повышение его стрессоустойчивости и адаптивности к изменениям во внешнем мире, на нахождение взаимопонимания с окружающим миром.
Вот так и выходит, что средством от усталости и депрессии является забота о своем душевном здоровье.
Чтобы сложная система организма работала без сбоев – необходимо понимать свои эмоции и ощущения, не дифференцировать их на «хорошие» или «плохие». Любое чувство или реакция – это часть личности человека. А отказываясь от какой-либо своей части – человек отказывается от самого себя.
Instagram: @alexandr__zubarev