В музее Краснознаменного Московского округа внутренних войск МВД России хранится один интересный экспонат. Неприглядная на вид тяжелая пластина бронежилета, с засевшей в ней пулей калибра 5,45 мм. Стальной сердечник, пройдя насквозь несколько миллиметров прочного сплава, вдруг остановился, словно встретив непреодолимое препятствие. Это “препятствие” находится рядом: чуть помятая и проколотая той самой пулей бумажная иконка Преподобного Сергия Радонежского и совсем маленькая иконка Святителя Николая Чудотворца, находившиеся в тот момент во внутреннем кармане “броника”. Именно они и остановили смертельный полет бандитской пули. Возможно ли такое? Ответ дан почти две тысячи лет назад самим Спасителем, Богочеловеком Иисусом Христом: “Невозможное человекам, возможно Богу”. (Евангелие от Луки,18:27)
Прошло уже немало времени с тех пор, когда начальник склада инженерного имущества полка старший прапорщик Валентина Румянова, готовя к утилизации поврежденные средства индивидуальной бронезащиты, сданные ей на склад, обратила внимание на эту пластину и выпавшие из кармана чехла иконки. Шел конец 1996 года. Тяжелое для страны время, время Хасавъюртского перемирия и изгнания российских войск из пределов “независимой Ичкерии”. Время позора Кремлевского руководства и слез матерей, чьи сыновья оставались в бандитском плену, брошенные на произвол судьбы.
Внутренние войска возвращались домой с честью, выполнив свой долг до конца. “Пусть она не права, но она наша Родина!” – было написано на броне, выводимой техники. Умывшись кровью августовских ожесточенных боев и потеряв в них более 200 человек убитыми и пропавшими без вести, свыше 600 - ранеными, более 40 единиц техники, 4 вертолета, солдаты правопорядка не сдали бандитам ни единого блок-поста, ни единого стратегически важного здания в почти трехнедельной сумасшедшей череде городских боев.
Кто он, владелец счастливого бронежелета? Как оказался броник на складе? Сегодня узнать это вряд ли удастся, да и чего зря гадать. Разве мало нам живого свидетельства, разве мы не верим своим глазам? Для наглядности рядом лежит бронепластина с другого броника. Пробитая пулей насквозь. И это тоже факт. Хотя погрязшему во мраке метафизики уму прагматика-материалиста, наверное, это покажется неубедительным. “Пуля могла быть на излете, потеряв свою убойную силу”, – слышу комментарий из рядов таких вот скептиков. Конечно, могла. Хотя шансов на жизнь у этой версии, не больше, чем у теории создания мира волей нелепой случайности, вследствие гигантского взрыва Вселенной. Пусть один из тысячи, из миллиона, но пока он есть, этот шанс, можно чувствовать себя спокойно, а значит жить, как жил раньше, не выходя за рамки своего привычного мирка, баюкая себя непоколебимой аксиомой пещерного материализма, гласящего, что “Бытие определяет сознание”. Что же, как известно, невольник не богомольник.
Между тем, чудесных фактов спасения не только отдельных людей, но и целых народов, история знает великое множество, но почему же не знает о них большинство? Ответ может быть только один: “Потому что не хотят знать”. Разве сейчас закрыт доступ к самой разнообразной информации? Разве за чтение, наполненных такими фактами книг Священного писания подвергают гонениям? Разве за право анализировать и сопоставлять исторические свидетельства и неопровержимые факты сажают в тюрьму? Нет, нет и нет. Люди предпочитаются таращиться в телеэкраны, читать “облегченную” прессу, все свои думы посвящать хлебу насущному. Но факты, как говорится, вещь упрямая.
Например, известнейший исторический факт спасения Руси от полчищ непобедимого Тамерлана, произошедший 8 сентября 1395 года? Кто остановил тогда под Ельцом, многочисленные, как морской песок, войска Великого Хромца, не знавшего доселе ни единого поражения. Нет, не малочисленное княжеское войско Василия Дмитриевича, сына Димитрия Донского, не народное ополчение и не русские морозы и распутица. Ясно сказано, как в русской, так и татарской летописях о явившейся в видении Тамерлану Женщины в багряных одеждах, повелевшей ему немедленно убираться восвояси, что он и поспешил сделать. Эта Женщина и поныне именуется Богородицей, а событие это ежегодно и торжественно отмечается Русской Православной Церковью, как день празднования Владимирской иконы Божией Матери, которой тогда весьма усердно молились русские люди во главе с Великим князем и митрополитом. Эта древнейшая икона сохранилась для потомков в оригинале, и находиться в храме при Третьяковской галерее. Настоятель этого храма, выступая пару лет назад по радио “Радонеж”, сетовал: “Почему же, даже в этот день не идут поклониться иконе москвичи?”
Ждут своего часа, глубокого всестороннего исследования и широкого опубликования события, связанные с важнейшими периодами современной отечественной истории: Крымской, русско-японской, Первой мировой, Великой Отечественной войнами, обоими чеченскими кампаниями, имеющими в своей основе духовную подоплеку. Об этом могли бы рассказать Касперовская, Порт-Артурская, Песчанская, Августовская, Казанская, Свято-Крестовская иконы Божией Матери.
Не оставляют нас своими молитвами и святые. До сегодняшнего дня происходят вразумляющие нас чудеса и знамения, которым несть числа. Часто они касаются нашего воинства.
…Дело было в период первой чеченской кампании. Группе наших военнослужащих, отдыхавших в брошенном чеченском доме, словно из-под земли, незамеченная часовым явилась какая-то пожилая женщина в белом платочке. “Срочно выбегайте наружу, сейчас дом взорвется!” - строго сказала она. Едва солдаты успели выскочить во двор, как прогремел сильный взрыв. Долго потом бойцы искали под развалинами спасшую им жизнь старушку, но она как в воду канула. Нашел ее один из них, лишь благополучно вернувшись домой. Нашел в храме, признав ту “старушку” в изображенной на иконе блаженной Ксении Петербургской, известной попечительнице и заступнице многих русских людей.
…В ночь перед выполнением задачи по участию в освобождении города Грозного в январе 2000 года, командир одной из штурмовых групп 15-го полка гвардейской Таманской дивизии майор Антон М. усердно молился Богу об успешном выполнении поставленной ему боевой задачи. Задремав, он увидел своего духовного отца, известного московского священника Федора Соколова, который о чем-то спорил с дивным седобородым старцем. В четыре утра начался штурм, во время которого в группе майора ни один боец не был даже ранен, несмотря на яростное сопротивление боевиков. Все его солдаты были верующими, у каждого помимо креста на груди, лоб был повязан пояском со словами 90-го Псалма: “Живый в помощи…”. Когда в одного из его солдат боевик в упор выпустил очередь из автомата, то пули, лишь задев голову, ушли в сторону, оставив на лбу солдата шишки. Вскоре из письма матери, офицер узнал, что его духовный отец в ту самую ночь трагически погиб, отдав свою жизнь за своих духовных чад, русских солдат. А седобородый старец был удивительно похож на Святителя Николая Чудотворца.
…В Троице-Сергиевой Лавре хранится бронированная дверь с судового храма одного из кораблей императорского флота, крейсера “Димитрий Донской”, получившего повреждение и затонувшего в одном из морских сражений с японцами. На двери - икона святого Великомученика и воина Димитрия Солунского. Эта дверь всплыла (!) на поверхность моря, после того, как корабль скрылся в волнах. Ее доставили на берег через несколько дней китайские рыбаки. Как эта стальная дверь, весом больше двух пудов могла сама отделиться от корабля и всплыть?
“Почему же эти чудеса не происходят повсеместно, - может последовать деловой вопрос скептика, - глядишь, так бы и уверовали все”. Но чудо ведь потому и называется чудом, что происходит вопреки известным нам законам, и не поддается изучению. И остается оно чудом, пока способно потрясти и удивить, не став обычным явлением. Никого ведь не удивишь сейчас телевизором, компьютером. А лет, этак, 50 назад, как бы их назвали?
Необходима для принятия чуда еще и Вера. “По Вере вашей, да будет вам”, - говорит Господь! В одной Евангельской притче умерший и попавший во ад богач просит небожителя, праотца Авраама послать к его живущим на земле пятерым братьям, пребывающего с Авраамом в небесных обителях знакомого нищего Лазаря, чтобы он убедил их переменить свою грешную и распутную жизнь. “У них есть пророки; пусть их слушают, - отвечает ему праведник. – А если бы кто и их мертвых воскрес, не поверят”. (Евангелие от Луки,16:19-31) Страшный приговор человеку, потерявшему один из главных даров Божиих, способность верить.
Другое, главное условие принятия чуда – покорность воле Божьей. “На все воля Божия”, - так раньше и говорили православные русские люди, отдавая себя со смирением именно в Его руки, так, как доверяет себя отцу маленький ребенок.
…Когда группа спецназовцев, уходящая от преследовавших их по пятам душманов, окончательно выбилась из сил и командир решил принять бой, шансов остаться в живых у них практически не было никаких. Кончались патроны, не было связи, чтобы вызвать вертушки и медикаментов, оказать помощь раненым. Измотанные бойцы, заняв круговую оборону, готовясь принять последний бой, стали прощаться и просить друг у друга прощения. Просить искренне, нелицемерно, от всей души. Была полная покорность Богу и вера в Него. И произошло чудо! Душманы, знавшие это горы, как свои пять пальцев, прошли всего в нескольких метрах от наших воинов, не заметив их. Этот случай описан писателем Виктором Николаевым, бывшим военным летчиком, майором запаса, ветеранам-афганцем в его книге “Живый в помощи”. Сама его жизнь свидетельствует о чуде. Во время сложнейшей операции по трепанации черепа, лишь несколько мгновений, которые подарил ему Господь, спасли ему жизнь: назревший гнойник размером с куриное яйцо сам лопнул через секунду после того, как был удален хирургом. Все это время перед дверьми операционной непрестанно и смиренно молилась его супруга, беспрестанно читая 90-й Псалом и моля Бога: “Исцели Господи раба Божия Виктора, но не как я прошу, а как Ты!”
Нет, далеко не случайно хранится в окружном музее этот экспонат. Кто-то пройдет мимо, лишь равнодушно скользнув взглядом, а кто-то и замрет пораженный увиденным. На все воля Божия. Все зависит от чистоты сердца каждого. “Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят”, - говорил Христос в Нагорной проповеди, обращаясь к народу. Узреть Бога в этом чудесном факте кому-то кажется, так просто. А для кого-то этот путь труден, почти невозможен! Но если попросить от всего сердца, от всей души, подобно отцу тяжкоболящего ребенка, обратившегося ко Христу: “Верую, Господи, помоги моему неверию!”, - неужели Он не услышит!
При посещении музея в ноябре 1997 года святейший Патриарх всея Руси Алексий Второй прямо указал на явленное Богом знамение в укрепление веры в нашем воинстве, напомнив слова великого русского полководца Александра Васильевича Суворова: “Молись Богу, от Него победа!”