ЙОХАН ХЁЙЗИНГА: В ОЖИДАНИИ КАТАСТРОФЫ |
«Когда мы, люди, оказались не столь разумными, как наивно внушал нам светлый XVIII век в своём почитании Разума, для именования нашего вида рядом с Homo sapiens поставили ещё Homo faber - человек-созидатель. Второй термин был менее удачен, нежели первый, ибо faberi, созидатели, суть и некоторые животные" Й.Хёйзинга
В ОЖИДАНИИ КАТАСТРОФЫ Мы живём в мире одержимости. И мы это знаем... Повсюду царит сомнение в прочности общественного устройства, внутри которого мы живём, неясный страх перед ближайшим, ощущение упадка культуры и грозящей человечеству гибели... Мы воочию видим, как шатается всё то, что казалось прежде незыблемым и священным: истина и человечность, право и разум. Мы видим, как перестают функционировать государственные институты, хиреют производственные системы. Мы видим, как продолжают отчаянно работать вхолостую общественные силы... Но здесь тот час же напрашивается противопоставление. Никогда прежде человек не сознавал столь же ясно, как теперь, повелительную необходимость сообща трудиться над сохранением и совершенствованием земного благополучия и культуры. Настроения грозящей миру гибели, прогрессирующего разложения культуры стали повсеместными сравнительно недавно. Большинству людей основания для подобных мыслей дал экономический кризис, который они испытали... Те, кто имеет обыкновение размышлять о человеческом обществе и культуре, — философы и социологи - уже задолго до этого знали, что с высокохвалённой современной цивилизацией отнюдь не “всё в порядке”. Для них было заведомо очевидно, что экономический разлад есть только одно из проявлений гораздо более обширного культурного процесса... В настоящее время, сознание того, что мы переживаем острый, гибельный кризис культуры, проникло в самые широкие слои общества... Было бы, наверное, любопытно представить в виде кривой то ускорение, с которым во всём мире исчезло из речевого обихода слово "прогресс"
КАТАРСИС Не от вмешательства регламентирующей власти следует ожидать спасения. Основы культуры имеют особенную природу, их не могут закладывать или поддерживать коллективные субъекты... Для этого необходимо внутреннее очищение, очищение самого индивидуума. Должно измениться само духовное состояние человека. Но благо не может заключаться в победе одного государства, одного народа, одной расы, одного класса... Новую культуру может создать только очистившееся человечество. Катарсис, очищение... Но для столь необходимого нашему времени духовного очищения понадобится новая аскеза... Новая аскеза должна быть самопожертвованием. Самопожертвованием во имя того, что может мыслиться как высшая ценность. Этой высшей ценностью равно не могут быть ни государство, ни народ, ни класс, но и не собственное существование. Блаженны будут люди, для которых этот принцип может носить только Имя Того, кто сказал: "Я есть Путь, и Истина, и Жизнь" (Иоан,14:6) Йохан Хёйзинга
Йохан Хёйзинга (1872-1945) Нидерландский историк культуры, признан выдающимся мыслителем XX столетия. Наиболее известен его труд - “Homo ludens” ("Человек играющий"), который автор заключает так: "Место старинного "Всё есть суета сует" занимает, видимо, более позитивно звучащее "Всё есть игра". Это кажется метафорой... Но то, к чему пришёл Платон, называя человека игрушкой богов, есть мудрость..." "В тени завтрашнего дня" (с подзаголовком "Диагноз духовного недуга нашей эпохи") - другой известный трактат историка, написанный в 1935 году. "Вполне возможно, что по прочтении этих страниц многие назовут меня пессимистом. На это могу ответить: я оптимист... Оптимистом я называю того, кто и тогда, когда едва различим путь, выводящий из тупика, не теряет надежды на лучшее".
Instagram: @alexandr__zubarev