Эсхатология v(от греческого eschaton - конец во времени и пространстве, предел, конечная цель и logos v учение) v религиозное учение о конце света, смысле и завершении земной истории, конечных судеб человека (индивидуальная эсхатология) и человечества (ун |
Эсхатология
Эсхатология v(от греческого eschaton - конец во времени и пространстве, предел, конечная цель и logos v учение) v религиозное учение о конце света, смысле и завершении земной истории, конечных судеб человека (индивидуальная эсхатология) и человечества (универсальная эсхатолггия).
В той или иной форме эсхатология присуща любым религиям, однако систематизированные концепции эсхатологии были разработаны в монотеизме, который противопоставил циклизму мифологии и политеизма идею абсолютного конца мира, предшествующего наступлению Царства Божьего на земле. Эсхатология Ветхого завета предполагала воздаяние за земные страдания лишь богоизбранному народу. В христианстве посмертное воздаяние предназначалось всем “спасенным”, а идея конца света была связана со вторым пришествием Христа, Армагеддоном, хилиазмом и Страшным судом.
Надежда на возмездие виновникам несправедливости и вечное блаженство праведникам делала желательным наступление “последних дней”, которые придавали смысл земной истории как трудному пути к единению с Богом. Вместе с тем апокалипсические симптомы скорого конца были источником страха перед земными страданиями и посмертным наказанием, который принуждал мириться с несчастьями и несправедливостью, побуждал к покаянию и питал религиозное рвение. Все это порождало противоречивое отношение к эсхатологии и ее неоднозначное понимание в протестантизме.
В эпоху Реформации в идеологии массовых движений предпринимались попытки снять противоположность посюстороннего и потустороннего миров посредством оживлления идей земного Царства Божьего и трактовки конца света как реального устранения зла. Однако такой практический хилиазм был осужден самим же ортодоксальным протестантизмом. Доминирующими становятся антимилленаристская августинская эсхатология, признающая источником социальных перемен только волю Творца, и каноническая евангелическая традиция, согласно которой право суда и возмездия v исключительно юрисдикция Бога.
В протестантской эсхатологии, оправдывающей социальную пассивность, на первый план выступает охранительная функция. Конец этого насыщенного злом мира у адвентистов, пятидесятников, свидетелей Иеговы однозначно связывается со вторым пришествием Христа и его спасительной миссией, а не с социальной активностью людей.
Новые религиозные правые пытаются политизировать эсхатологию. Так, Фолуэлл и Мун считают, что новая мировая война может оказаться реальным концом света лишь для коммунистов и атеистов. Эсхатологические идеи представителей либеральной теологии, неоортодоксии и некоторых традиционных направлений отходят от буквализма в понимании конца света и связывают “новое бытие” с преодолением земного времени и приобщением к вечности посредством единой веры (Тиллих) или с торжеством Христа через евангелизацию мира (идея “осуществленной эсхатологии” Додда). Вопросы потустороннего существования все более отступают на задний план, осовбождая место озабоченности теологов возможностью не санкционированной свыше гибели человечества и цивилизации вследствие ядерной катастрофы или непредвиденных последствий научно-технической революции (Бруннер, Бэрхо).
Instagram: @alexandr__zubarev