Структурные расстановки опираются на тот важный вывод системной теории, согласно которому не только люди рассматриваются как системы (семьи, организации, коллективы, группы и т.д.), но и о психических, ментальных, духовных или спиритуальных взаимосвязях/моделях говорят как о системах. Так, психические аспекты, существующие вокруг симптома, и наша внутренняя связь со своей профессией или другими важными областями нашей жизни рассматриваются как системы.
.
Расстановки психических, ментальных и трансперсональных систем снова и снова приводят к точкам пересечения с социальными системами: например там, где выявляется соприкосновение с формирующим модель семейным контекстом. В этом случае внутри расстановки возможен переход с одного уровня на другой (смена системного уровня). Поскольку самые важные принципы системных расстановок для всех систем очень похожи, решения, найденные в одной системе, могут оказывать позитивное влияние и на другие системы клиента.
.
Некоторые из основных типов структурных расстановок используют умственные (ментальные) или спиритуальные модели в качестве рамок для определенного рода вопросов, например, вопросов, связанных с принятием решения, вопросов о важных ресурсах нашей жизни и многих других. При этом они зачастую включают в себя линию времени, например, если ставится заместитель для цели, жизненной задачи или «чуда» (в соответствии с «чудесным» вопросом Стива де Шазера).
.
Структурные расстановки позволяют работать в том числе и скрыто. В этом случае заместители не знают, кого или что они представляют. Аналогично тому, как это происходит в работе методом движений души или аутопоиэтических расстановок они движутся, полностью повинуясь глубинным импульсам своего тела.
.
Учебный курс представляет собой введение в работу с расстановками ментальных, психических и трансперсональных систем и охватывает следующие темы:
● Теоретические и методические основы диалогически-системной работы методом расстановки: (история расстановочной работы, грамматика и язык расстановочной работы, в т.ч. карта для «чтения» расстановок);
● Введение в работу методом структурных расстановок;
● Различия и общие черты с семейными и организационными расстановками;
● Расстановки: прекращение страданий или средство (подзорная труба, микроскоп) для констатации действительности?
● Системные концепции и способы действий (нейтральность, прояснение запроса и контекста, циркулярные вопросы, экстернализация и интернализация) для подготовки, проведения и анализа результатов расстановок;
● Структурные уровни и смена структурного уровня: от психических/духовных систем к семье и обратно; от ментальных/концептуальных систем к организации и обратно;
● Работа с каталептической рукой;
● Различные формы интервенций и возможности организации процесса в расстановках;
● Диалогические и аутопоэтические способы действий в системных расстановках;
● По каким критериям выбирается та или иная форма расстановки и та или иная организация процесса?
● Применение структурных расстановок и расстановок внутренних частей в различных сеттингах и полях применения: группы, коллективы, индивидуальные беседы: в терапии, консультировании и коучинге;
● Фазы и ход расстановок в связи с ритуальными структурами;
● Включение спиритуальных (трансперсональных) аспектов в работу с расстановками;
● Обучение различным формам расстановок: демонстрация, теоретический анализ, упражнения для участников.
Например:
- Расстановки «внутренних частей» или «внутренних команд»;
- Расстановки симптомов с абстрактными элементами;
- Расстановка проблемы;
- Тетралемма;
- Официальная и завуалированная тема;
- Расстановка чуда;
- Расстановка полярностей убеждений;
- «Я сам» – расстановки;
- Расширение и вариации «Я сам» – расстановки
- В зависимости от потенциала времени и значимости, с точки зрения потребностей и сфер деятельности участников, могут быть продемонстрированы и отработаны в упражнениях: расстановки фразы и текста, расстановки структуры тела, работа со скульптурой и Part-s Party по Вирджинии Сатир, расстановки с философскими и спиритуальными целостными представлениями, расстановки шаманского круга (колесо ошибок, 4 щита), расстановки комплексных систем (помощников), расстановки по политическим вопросам и т.д.
.
При успешном окончании программы участники получат сертификат двух институтов (APSYS, ИППС) и свидетельство о повышении квалификации образца, дающие право работать в области структурных расстановок.