* Настоящий материал может быть использован как краткий конспект для самостоятельной работы студентами при изучении курсов "Общая психология", "Педагогическая и возрастная психология" и "Когнитивная психология". Преподавателям он будет полезен как план изложения темы "
Мышление и речь".
Понятие о мышлении. Мышление как обобщенное и опосредованное отражение действительности в ее существенных свойствах и закономерных отношениях. Связь мышления с решением задач, его нацеленность на открытие нового знания. Мышление как процесс активного, творческого познания и преобразования действительности. Мышление как деятельность. Виды, операции и процессы мышления. Теоретическое и практическое мышление, их подвиды; понятийное, образное, наглядно-образное, наглядно-действенное. Логические операции мышления: индукция, дедукция,сравнение,анализ,синтез,абстракция,обобщение, конкретизация. Основные формы и процессы мышления: суждение, понятие, умозаключение. Индивидуальные особенности мышления:
самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота, критичность.
Теория мышления, их типы. Ассоциативная теория мышления. Логическая теория мышления, включающая операции анализа, обобщения, сравнения и классификации. Мышление как созерцание, решение задач и рефлексия. Взгляды на мышление в бихевиоризме и в гештальтпсихологии. Деятельностная теория мышления(А.Н.Леонтьев,П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, О.К.Тихомиров). Методы изучения мышления.
Творческое мышление, его определение и признаки. Условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения творческих задач. Интуиция как вид творческого мышления в различных видах человеческой деятельности. Мышление человека и компьютера:
может ли компьютер мыслить и творить? Ранние проявления творческого мышления у детей, пути его развития.
Концепция детского интеллекта и этапов его становления (по Ж.Пиаже). Стадии сенсомоторного интеллекта, дооперационального мышления, конкретных и формальных операций. Теория поэтапного развития умственных действий П.Я.Гальперина. Исследование процесса формирования понятий. Концепция развития понятий Л.С.Выготского и методика изучения этого процесса (методика Выготского - Сахарова). Групповые формы работы, стимулирующее развитие мышления. Техника "брейнсторминга".
Мышление и речь. Значение слова как единица мышления и речи. Определение и функции понятия. Особенности начального периода развития мышления у ребенка. Представление о внутренней речи, ее значение, структура и функции в работе интеллекта и .общении. Неразрывность связи между мышлением и речью, обеспечиваемая внутренней речью. Различие генетических корней мышления и речи. Экспериментальные доказательства существования внутренней речи и ее существенной роли в процессах мышления (опыты А.Н.Соколова). Эгоцентрическая речь ребенка как промежуточная форма между внешней и внутренней речью. Дискуссия Л.С.Выготского и Ж.Пиаже по вопросу о сущности и судьбе эгоцентрической речи в процессе психического развития детей. Становление и функционирование детской речи, развитие ее грамматических структур и коммуникативных функций. Механизмы усвоения речи ребенком. Дискуссия о врожденной способности к усвоению речи у человека. Факты, свидетельствующие за и против врожденности предпосылок к усвоению речи.