* Процесс обобщения совершается в основном как опосредованная обучением деятельность по овладению созданными предшествующим историческим развитием понятиями и общими представлениями, закрепленными в слове, в научном термине.
Всеобщее (тип связи, наиболее существенный для данной системы, для ее целостности) может выступать перед человеком дважды - вначале в форме созерцания и представления, в форме непосредственной предметно-чувственной деятельности, а затем - в форме мысленного конкретного, в форме теоретической, связанной с доказательными расчленениями и выводами.
Характерным признаком теоретического мышления служит такой анализ, который, совершаясь на каком-то конкретном факте (задаче, событии), вскрывает внутреннюю связь, внутреннее отношение, лежащее в основе немалочисленных частных проявлений, индивидуальных особенностей этого факта, а также многих других единых с ним фактов (задач, событий). Благодаря этому учащийся как бы <с места> обобщает определенный круг фактов (задач, событий). Ему не требуется более или менее длительное сравнение многих сходных в чем-то фактов для их постепенного объединения в некоторый класс.