* Как при непосредственном, так и при отсроченном воспроизведении результат запоминания выше при опоре на наглядный, образный материал. Однако продуктивность запоминания при опоре на слова с возрастом увеличивается больше, чем при опоре на картинки. Поэтому разница в использовании тех и других опор с возрастом уменьшается. При самостоятельном придумывании словесные опоры становятся более действенным средством запоминания, чем готовые картинки.
В широком смысле опорой запоминания может быть все, с чем мы связываем то, что нами запоминается или что само <всплывает> в нас как связанное с ним. Смысловой опорой является некоторая точка, т. е. нечто краткое, сжатое, служащее опорой какого-то более широкого содержания, замещающее его собой. Смысловые опорные пункты отличаются от ассоциативных <поддержек>. Наиболее развернутой формой смысловых опорных пунктов являются тезисы, как краткое выражение основной мысли каждого раздела. Чаще в качестве опорного пункта выступают заглавия разделов. Особый вид опорных пунктов представляют собой вопросы к содержанию прочитанной части.
Следующий вид опорных пунктов - образы того, о чем говорится в тексте. Примеры, яркие цифровые данные, сравнения - все это нередко может использоваться в качестве опорных пунктов. Сюда же надо отнести и названия, имена, специальные термины, некоторые особенно яркие и характерные эпитеты, иногда просто незнакомые или мало привычные слова или отдельные, чем-либо выделяющиеся выражения.
По мере отсрочки воспроизведения положительная роль плана усиливается. Материал забывается меньше в тех случаях, когда опорные пункты были выделены в процессе запоминания. Сила опорного пункта зависит от того, насколько глубоко и основательно мы осмысливаем благодаря ему содержание раздела. Смысловой опорный пункт-это опорный пункт понимания. Для нас оказываются важными не сами по себе опорные пункты, а та мыслительная деятельность, которая необходима для их выделения.
Выделение опорных пунктов есть перекодирование материала, равно как последующее воспроизведение его - это декодирование, восстановление заученного с помощью кода, созданного в процессе запоминания.