* Как преломляются в сознании детей требования к их нравственной сфере, связанные со специфическим для процесса учения в школе отношением к труду?
С первых же дней обучения школьники узнают от учителя о том, что нельзя пользоваться подсказкой и самому подсказывать, что нельзя списывать у других и давать им списывать и т. п. Какими бы на первый взгляд незначительными для нравственного строя формирующейся личности ни казались коллизии, связанные с этим правилом, в действительности за ними скрыта проблема большого масштаба, на которую указывает нравственный принцип: жить собственным трудом.
Вдумавшись в эту ситуацию, можно понять детей, которые дают списывать выполненные ими задания. Отношениями, которые складываются в группе, они поставлены в такие условия, что не могут отказать товарищу. Ведь взрослым тоже приходится, как об этом известно детям, порой выполнять работы за тех, кто некомпетентен или ленив. Большинство младших школьников вслед за учительницей утверждают: <Списывать нельзя давать. Если ученик что-то не знает, то ему после уроков надо объяснить, а если он ленивый и не старается, то ему помогать не надо, его надо пристыдить>. Старшие же, руководствуясь соображениями псевдоколлективизма, оправдывают безнравственный поступок.
Какую позицию следует занять в этой ситуации психологам и педагогам? Вопрос этот не прост. С одной стороны, нельзя культивировать враждебность между детьми. Но вместе с тем ни в коей мере нельзя поддерживать солидарность в совершенствовании безнравственных поступков, к числу которых и относятся попытки воспользоваться трудом другого, скрыть собственную некомпетентность и ввести в заблуждение учителя, родителей и т. п. Задача здесь должна заключаться в том, чтобы создать такие условия, при которых отставший ученик, обладая чувством собственного достоинства, посчитал бы для себя оскорбительным и унизительным воспользоваться плодами труда другого человека.
Личность утверждает себя в глазах других и собственных первым делом в плодотворном, приносящем ей удовлетворение и успех, труде. Из этого следует, что противопоказано ставить перед учеником, личность которого формируется, задачи, с которыми, как это обычно заранее учителю известно, он не сумеет справиться. Когда ученик прибегает к списыванию, шпаргалкам и другим ухищрениям, он оказывается в чрезвычайно унизительном положении человека с протянутой за подачкой рукой, но делает это не открыто, а всячески стремясь замаскировать свои действия от учителя. Это культивирует безнравственное отношение к своему труду, к тем, кто его учит.
Таким образом, то, что, к сожалению, постепенно начинает расцениваться в школе как <ничего особенного>, в действительности имеет далеко идущие последствия, влечет за собой не только нарастание неуспеваемости, обеднение познавательной сферы, но, что еще более пагубно, нравственную деградацию личности - потерю достоинства, самолюбия, самоуважения. Это возвращает нас к старому, но все еще не решенному вопросу о дифференцированных по степени трудности учебных заданиях для учащихся с различными возможностями в рамках единой программы.
Эффективный путь нравственного развития школьников - включение всех детей в различные виды деятельности и отношений, в том числе расширение масштабов их общественной деятельности. Учитель имеет мощный инструмент формирования нравственности своих воспитанников - организацию классного коллектива. Становление личности происходит при такой его организации, которая обеспечивает учащимся реальную возможность самим решать проблемы школьной жизни, влиять на положение дел в классе. Более подробно эти вопросы рассматриваются ниже.