* Существенным недостатком, часто встречающимся в практике воспитания, является неучет такого момента, как необходимость при обучении детей моральным знаниям исходить первым делом из их собственного опыта, создавая при этом условия для <упражнения> в поведении, соответствующем определенной норме, качеству. В предъявлении детям нравственных знаний часто отсутствует какая-либо система, они даются фрагментарно, от случая к случаю.
Эти и другие недостатки в нравственном воспитании школьника приводят к разрыву между его моральными знаниями и моральным поведением. Для ликвидации разрыва необходимо, во-первых, соблюдать такое соотношение между нравственным опытом ребенка и предъявляемыми ему готовыми моральными знаниями, когда этот опыт делает возможным применение данного знания в поведении; во-вторых, ставить перед детьми специальные задачи по вычленению общего нравственного содержания различных поступков и выражению его в словесной форме; в-третьих, побуждать детей ставить перед собой нравственные вопросы и помогать им находить на них ответы; в-четвертых, вооружать детей специальными средствами, требующимися для применения нравственных знаний и воплощения нравственных побуждений в поведении, т. е. обучить детей соответствующим формам нравственного поведения; и, наконец, в-пятых, постоянно оценивать поведение детей с точки зрения тех норм, которыми они хотят овладеть.
Подчеркнем, что попытка внедрить в сознание школьника такие моральные принципы, которые в силу своей отвлеченности превосходят его теоретические возможности, не только бесполезна, но и вредна, так как ведет к формальному усвоению нравственных принципов. О последствиях этого предупреждал еще К. Д. Ушинский: <Если вы хотите сделать дитя негодяем, то приучите его с детства повторять всевозможные нравственные сентенции, и потом они не будут уже производить на него никакого влияния>.