Термен (Terman) Льюис Мейдисон
* (1877 - 1956) - американский психолог,специалист по проблемам измерения интеллекта и его развития. Работая на базе Станфордского университета, Термен переработал шкалу Бине-Симона, фактически создав известный тест, получивший название"шкалы Станфорд-Бине". В дальнейшем была исследована возрастная динамика творческих способностей, для чего было отобрано около тысячи высокоодаренных детей (с IQ выше 140), развитие которых до взрослого возраста (до 45 лет) наблюдалось в Лонгитюдное исследовании. В итоге был сделан вывод, что в повседневной жизни такие индивиды более активны и эффективны и что эти свойства сохраняются на протяжении жизни. В целом же Термен понимал основным фактором одаренности наследственность. По ходу своих исследований Термен пришел к обоснованию своей теории первичных умственных способностей, к которым он относил: словесное понимание, беглость речи, числовые вычисления, пространственные отношения, ассоциативная память, скорость восприятия, логическое (индуктивное) мышление.Развивал математический метод факторного анализа.
* Термен (Terman) Льюис Мейдисон (15.1.1877, Джонсон Кантри, Индиана – 21.12.1956, Станфорд) — американский психолог, специалист по проблемам измерения интеллекта и его развития. С. Холла (1903–1905, доктор философии, 1905). С 1906 г. по 1910 г. работал профессором психологии и педагогики в государственной средней школе Лос–Анджелеса. С 1910 г. работал ассистентом профессора на факультете воспитания Станфордского университета, с 1912 г. по 1916 г. он — ассоциативный профессор, с 1916 г. по 1922 г. — профессор образования, а с 1922 г., до своей смерти, — профессор психологии и исполнительный декан факультета психологии Стэнфордского университета. В 1916 г., в связи с подготовкой Америки ко вступлению в первую мировую войну и необходимостью отбора солдат, военные власти обратились к Р.М. Йерксу с заказом разработать соответствующие тесты, и тот поручил это Термену. Работая на базе Станфордского университета, Термен переработал шкалу Бине–Симона , фактически создав новый тест, получивший название „шкалы Станфорд–Бине“ („The measurement of Intelligence: An explation of and complete guide for the use of the Stanford revision and extention of the Binet– Simon Intelligence Scale“, Boston, 1916). После получения многочисленных данных применения шкалы Станфорд–Бине, прежде всего при профотборе новобранцев службами вооруженных сил США, тест был еще раз переработан. действий приписал им вероятный уровень интеллекта (IQ) и расположил их по порядку (например, Гете получил 210 баллов, Декарт — 180, Наполеон — 145). В дальнейшем была исследована возрастная динамика творческих способностей, для чего было отобрано около тысячи высокоодаренных детей (с IQ выше 140), развитие которых до взрослого возраста (до 45 лет) наблюдалось в лонгитюдном исследовании . В итоге был сделан вывод, что в повседневной жизни такие индивиды более активны и эффективны и что эти свойства сохраняются на протяжении жизни. В целом же Термен понимал основным фактором одаренности наследственность. понимание , беглость речи, числовые вычисления, пространственные отношения, ассоциативная память, скорость восприятия , логическое (индуктивное) мышление („Primary mental abilities“, „Psychometric Monographs“, 1938, N 1; „Factorial studies of intelligence“, „Psychol. Monogr.“, 1941, N 2). Развивал математический метод факторного анализа. Литература .
|