Вюрцбургская школа
* Направление в психологии, возникшее в начале ХХ в. Представители: О. Кюльпе, А. Майер, И. Орт, К. Марбе, К. Бюлер, Х. Уатт, Н. Ах, А. Мессер. Были проведены новаторские исследования мышления, в которых использовалась регламентированная методика предъявления задач и "метод систематического экспериментального самонаблюдения". На их основании, в противоположность ассоциативной теории, было выдвинуто положение о том, что главную роль в мышлении выполняют не ощущения и представления, а безобразные мысли, в качестве которых выступают знания ненаблюдаемого типа, которые направляют течение мыслей при решении задач. Мышление стало пониматься как активный процесс, управляемый или особой психологической установкой (Г. Уатт), или детерминирующей тенденцией (Н. Ах), "антиципирующей схемой" (О. Зельц).
* Вюрцбургская школа — направление в немецкой психологии, возникшее в начале ХХ в., которое возглавил его О. Кюльпе . В данную школу входили: А. Майер , И. Орт, К. Марбе, К. Бюлер , Х. Уатт, Н. Ах , А. Мессер. Философской основой выступали идеи позитивизма, критического реализма, феноменологии Э. Гуссерля. Были проведены новаторские исследования мышления (Н. Ах), в которых использовалась регламентированная методика предъявления задач и „ метод систематического экспериментального самонаблюдения “. На их основании, в противоположность ассоциативной теории, было выдвинуто положение о том, что главную роль в мышлении выполняют не ощущения и представления , а безобразные мысли, в качестве которых выступают знания ненаблюдаемого типа (сознание правил, сознание отношений, мысли–интенции), которые направляют течение мыслей при решении задач. Таким образом, мышление стало пониматься как активный процесс, управляемый или особой психологической установкой (Г. Уатт), или детерминирующей тенденцией (Н. Ах), „антиципирующая схема“ ( О. Зельц ). Выводы об отсутствии связи мышления с речью , чувственной основой и практикой, к которым пришли в Вюрцбургской школе, вызвали резкую критику В. Вундта , Э. Титченера , Г.Э. Мюллера.
|