* Мы не просто воспроизводим меньше того, что есть в оригинале, но допускаем при этом различные качественные изменения в подлиннике:
1) обобщение или <сгущение> того, что в подлиннике дано в конкретной, развернутой, детализированной форме; 2) конкретизация и детализация того, что дано в более общем или сжатом виде; 3) замена одного содержания другим, равнозначным по смыслу;4) смешение или перемещение отдельных частей подлинника; 5) объединение того, что дано отдельно друг от друга, и разъединение того, что в оригинале связано между собой; 6) дополнения, выходящие за пределы подлинника; 7) искажение смыслового содержания оригинала в целом или его отдельных частей.
Анализ изменений, наблюдаемых при воспроизведении, показывает, что все они, за исключением искажения оригинала, являются итогом мыслительной переработки воспринятого. Именно эта мыслительная деятельность составляет психологическое ядро воспроизведения. Однако неверно относить перестройку при воспроизведении только за счет самого воспроизведения. В период забывания также происходят многие изменения, которые обнаруживаются затем при воспроизведении.
Фактически следы, оставшиеся от воспринятого, не исчезают. Они <живут> также и в периоде забывания, причем источником их <жизни> является именно мыслительная деятельность, осуществляемая в это время. Новые мыслительные процессы, происходящие в этом периоде, направленные на что-то новое, могут стоять в той или иной, хотя бы косвенной, связи с воспринятым ранее и тем самым служить источником его изменения.