* Познавательная активность в форме вопросов с возрастом претерпевает существенные изменения.
Между 5-6 и 8-9 годами ребенок овладевает произвольной постановкой вопросов, направленных на расчленение и исследование проблемной ситуации. Осуществляется переход от вопросов, обращенных к другому (взрослому), до вопросов рефлексивных-к самому себе.
Между 6-7 и 8-9 годами происходит уменьшение количества вопросов в речи детей и интенсивное развитие обращенности вопросов к самому себе. Вопросы становятся поисковыми, направленными на самостоятельное раскрытие неизвестного.
Между 8-9 и 11-12 годами возрастает исследовательская активность, ее широта и разносторонность, происходит развитие вопросов как средства самостоятельного мышления.
Между 11-12 и 14-15 годами происходит (особенно к концу этого периода) снижение уровня исследовательской активности, в то же время меняется характер вопросов: от общего исследования проблемной ситуации подросток переходит к углубленному рассмотрению выделенной проблемы.