Использование иллюстраций в преподавании
* При освоении такой частной темы психологии личности, как тема „Механизмы психологической защиты личности“, как правило, трудностей в понимании их роли и особенностей у студентов не возникает. Исходно, З. Фрейд трактовал психологическую защиту—на основе так называемой „гидродинамической модели мотивации“ — следующим образом: когда Я боится потерять контроль за внутренней борьбой между Оно и Сверх–Я, возникает тревожность, от которой необходимо избавиться, для чего и служит бессознательно осуществляемая защита, основная роль которой заключается в искажении или отрицании действительности. Так как функционирование психологической защиты поддерживается за счет энергии либидо и с ее помощью Я пытается отречься от части собственного Оно, все это отнимает энергию от продуктивных деятельностей и ведет к ограничению гибкости и силы Я. В качестве форм такой защиты наиболее подробно З. Фрейдом были описаны: вытеснение, отрицание, реактивное образование, изоляция и сублимация [см. например: З. Фрейд, 1913]. В дальнейшем, специальная работа по систематизации защитных механизмов была проведена А. Фрейд [А. Фрейд, 1993]. Вместе с тем, что работа механизмов психологической защиты достаточно проста, чтобы не вызывать непонимание, есть определенные сложности в запоминании студентами их Ниже мы приводим наши варианты иллюстраций по теме „Механизмы психологической защиты личности“, подобранные из различных сборников [Американцы смеются, 1981], [Армянский фольклор, 1979], [Двадцать четыре Насреддина, 1986]. Пока крестьянин спокойно спал, его жена укачивала в люльке младенца, который никак не мог уснуть и все время плакал. — Ты укачивай свою половину, а моя пусть плачет. Пьяный подошел к автомату, опустил в него монету и нажал кнопку. Когда оттуда выскочил кусок пирога, он очень удивился и стал опять и опять бросать туда монеты, пока у него не набралась целая куча пирогов. Наконец, один из продавцов спросил, не хватит ли ему того, что он уже набрал.
— Я купил прелестную норковую шубку к твоему дню рождения, дорогая. — Я помню, радость моя, но, сколько я не искал, никто не продает искусственных автомобилей. Жена: Перед женитьбой ты всегда брал для меня такси, а сейчас считаешь, что можно ездить на автобусе.
— Чем закончилась вчера твоя ссора с женой? — И что она сказала?
— Вчера вечером он мне сказал, что я выгляжу такой эфирной в лунном свете. — Не знаю, но на всякий случай я съездила ему по физиономии. Небольшая группа путников постоянно обедала в одном и том же ресторане и все время подшучивала — Ты хороший парень. Мы много подшучивали над тобой, но ты никогда на нас не обижался, поэтому с сегодняшнего дня мы больше не будем этого делать.
Раздраженный покупатель врывается в лавку мясника, бросает на прилавок кусок металла и возмущенно заявляет: Мясник внимательно рассматривает этот кусок металла и говорит: — Кусок латуни! А знаете, где я его обнаружил, сэр? В одной из ваших сосисок! Как это объяснить! — Да, по–видимому, я забыл снять ошейник. Объявление в газете: Пропал говорящий попугай. Хочу категорически заявить, что я не разделяю его политических взглядов. Муж перед смертью позвал к себе жену и сказал: — Сказать правду?—ответила жена.—Но хорошо, если ты умрешь, а вдруг останешься жив? Старик, наблюдая за рыбаком, увидел, как тот поймал трех рыб, из которых двух, что были побольше, выбросил назад в реку, а одну маленькую положил в садок. — Да у меня дома нет большой сковороды. Насреддин женился на вдове, причем оказался ее четвертым мужем. Вскоре он тяжело заболел, жена села у его изголовья и стала причитать: Тут Насреддин поднял голову и сказал:
Человек пришел к врачу и попросил посмотреть, что у него с ногой. Врач осмотрел и спросил: — Две недели. — Видите ли, доктор, каждый раз, когда я начинаю на что–то жаловаться, жена говорит, чтобы я бросил курить. Врачу позвонил человек и сообщил, что его маленький сын проглотил авторучку. — Пишу карандашом. — Доктор велел мне сесть на чесночную диету. — Ты лучше спроси, сколько я потеряла друзей! Хиппи сел в автобус около старенькой пассажирки. Хиппи мгновенно вскочил и закричал водителю:
Темой докладчика была охрана лесных богатств: Несколько секунд стояла тишина, а потом откуда–то сзади кроткий голосочек вымолвил:
Пассажир: Проводник, разве я не дал вам пять долларов, чтобы вы разбудили меня в Кливленде?
Дочь Насреддина пришла плача к отцу и стала жаловаться, что муж изрядно поколотил ее. Насреддин тут же схватил палку, отдубасил ее как следует и сказал:
Парикмахер: — Нет!
Одна хозяйка предложила своей соседке:
Проводник раздражался все больше и больше по мере того, как одна пожилая пассажирка спрашивала его каждые пять минут, скоро ли будет Лион. Наконец, он не выдержал и сказал: Но по прибытии в Лион он забыл о своем обещании и вспомнил лишь, когда поезд тронулся. Бросившись к рычагу экстренного торможения, он остановил поезд и сказал — Вот мы и в Лионе. Поскорее собирайте свои вещи и выходите.
— Доктор, правда, что тот, кто ест много моркови, лучше видит?
– Я знаю, как можно решить проблему безработицы, — заявил шутник из яхт–клуба.—Надо поселить всех мужчин на одном острове, а всех женщин — на другом. Тогда все будут работать и день и ночь. — Как чем? Строить лодки. Доктор: Гм! Я никак не могу поставить точного диагноза. Думаю, что все это от пьянки.
Мать спросила сына, кода он пришел домой: — Мы, мамочка, играли в почтальона. Я разнес письма по всем домам нашей улицы. — Это те старые перевязанные лентой письма, которые лежали у тебя в шкафу. — Я очень извиняюсь перед вами, уважаемый сосед. Моя курица забралась в ваш огород и испортила ваши грядки. — Великолепно, тогда все в порядке, я только что задавил вашу собаку машиной. Гостья: Какие у тебя прелестные локоны, крошка. Они у тебя от мамы?
Глухой, хромой и лысый шли по лесной дороге. Хромой предложил: Побежим!
— Вы редиска!—вызывающе крикнул Толстый. — Считайте, что я уже повторил.
1. Американцы смеются: 1000 шуток и анекдотов / Сост.–пер. А.Е. Порожняков. М.: Московский рабочий, 1989. 3. Глейтман Г. и др. Основы психологии. СПб.: Речь, 2001, с. 810–813. 5. Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000, с. 412–414. 7. Фрейд А. Психология „Я“ и защитные механизмы. М.: Педагогика–Пресс, 1993. 9. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: прайм–ЕВРОЗНАК, 2001, с. 149–156. 11. Peters U.H. Woerterbuch der Psychiatrie und medizinischen Psychologie. Muenchen: Urban & Schwarzenberg, 1984, p. 4–5. Кондаков И.М. Журнал прикладной психологии. 2002, N 1.
|