Опросник для диагностики устойчивых форм
* Существуют многочисленные исследования, показывающие, сколь значительную роль играет самосознание в жизни человека, обеспечивая структурирование поступающей к нему информации и выступая как мотивирующий фактор (см. 1; 3 и др.). Особенно очевидна его роль в сфере образования, в клинике. И именно в этих областях должны использоваться специальные измерительные инструменты, способные выявить не только качественные особенности самосознания (как, например, методика самооценки Дембо–Рубинштейн), но и количественные, показывающие место данного испытуемого в ряду других. Настоящее исследование и посвящено разработке одной из методик данного класса — „Опросника устойчивых форм Я–внимания“ (ОЯВ). В ряде практических работ, в которых использовалась данная методика, было показано, что индивидуальные особенности Я–внимания закономерно связаны с когнитивным уровнем и учебными успехами, с отдельными нарушениями познавательных процессов, с психосоматическими заболеваниями, а также что они имеют выраженную этническую специфику, обусловленную культурными особенностями воспитания детей (8; 11 и др.). Целью нашего исследования выступало рассмотрение структуры устойчивых форм Я–внимания и их связей с некоторыми личностными характеристиками. Испытуемыми были учащиеся различных учебных заведений, общим количеством 685 человек; средний возраст = 22.5 года, (= 7.7 лет; мужчины составляли 42 %, женщины — 58 %. В первый из выделенных факторов, обозначенный нами как „Общественное Я–внимание“ (ОВ), оказались включены пункты (с исходными номерами 2, 8, 11, 14, 17, 20, 25, 28, 35), свидетельствующие о том, что индивид, имеющий высокий вес по данному фактору, слишком много значения придают тому, что думают о нем другие люди и как они его воспринимают; его Я–внимание центрировано на задаче выяснения, как другие на него реагируют. Второй фактор „Социального страха“ (СС), как было сказано, лишь косвенно связанный с „Общественным Я–вниманием“, объединил пункты (с номерами 3, 5, 6, 7, 13, 16, 18, 24, 27, 32), по которым можно судить, что индивид с высоким значением этого фактора в обществе других людей чувствует себя неуверенно, скованно; он слишком застенчив. Наконец, третий фактор „Персонального Я–вниманию“ (ПВ), вобрал в себя пункты (с номерами 1, 4, 15, 19, 21, 23, 29, 30, 33, 36), характеризующиеся чрезмерным вниманием к внутренним аспектах своего Я; индивид, имеющий высокое значение этого фактора отличается повышенной рефлексивностью, он часто спрашивают себя, кто же он на самом деле, его Я–внимание центрировано прежде всего на экзистенциальных вопросах. Наиболее общее заключение можно сделать по характеру связей между интегральным показателем Я–внимания и личностными характеристиками. А именно, чем в большей степени индивид интровертирован и эмоционально лабилен (т.е. „меланхолик“), тем в большей степени его внимание обращено на все то, что касается его собственной персоны, и он более всего озабочен поисками новой информации о собственном поведении и его оценках другими. Очень выразительным и вполне ожидаемым является достаточно тесная связь, обнаруживающаяся между социальным страхом и теми шкалами личностных опросников, которые связаны с повышенной тревожностью. Это — высокая степень связи с интегральным показателем нейротизма; а также — с частными проявлениями тревожности, такими как повышенная утомляемость, актуализация чувства перегруженности проблемами, повышенная агрессивность, готовность разрешать ситуации фрустрирования потребностей за счет перенесения на других своих отрицательных эмоций, готовность приписывать ответственность за свои ошибки либо другим, либо случайностям. Также вполне закономерно проявилась связь социального страха и интроверитрованности. 1. Бернс Р. Развитие Я–концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 3. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд. Московского Университета, 1983. 5. Duval S., Wicklund R.A. A theory of objective self–awareness. N.Y.: Academic Press, 1972. 7. Fenigstein A., Scheier M.F., Buss A.H. Public and private self–consciousness: assessment and theory / Journal of consulting and clinical Psychology, 1975, 43, 522–527. 9. Kammer D., Nowack W. Self–monitorin: Construction and validation of a german two–factor scale. Bielefelder Arbeiten zur Sozialpsychologie, Nr. 104, 1983. 11. Pyszczyncki T., Greenberg J. On the relationship between self–focused attention and psychological disorder / Psychological Bulletin, 1991, 3, 34–45. 13. Wicklund R.A. Objective self–awareness. In: Berkowitz L. (Ed.) Advances in Experimental Social Psychology, Vol. 8, N.Y.: Academic Press, 1975. Приложение. 2. Мне очень важно знать, что думают обо мне другие люди. 11. Мне более или менее безразлично, как меня воспринимают в обществе. 25. Я очень озабочен, как другие воспринимают меня и мои дела. 8. Я часто анализирую, какое впечатление я произвожу на окружающих. 17. Мне важно знать, соответствую ли я ожиданиям других людей. 27. Мне требуется определенное время, пока я не преодолею скованность, попав в новую ситуацию общения. 24. Если я нахожусь среди людей, то в большинстве случаев держусь на заднем плане. 13. Мне довольно легко вступить в разговор с незнакомым человеком. 3. Меня очень легко смутить. 32. В дискуссии с незнакомыми людьми мне ничуть не трудно высказывать свое мнение. 36. В большинстве случаев я пытаюсь осознать свои чувства и ощущения, возникающие в разных ситуациях. 21. Я часто думаю о том, что меня ожидает в жизни. 19. Я очень отчетливо воспринимаю все изменения, происходящие в моем организме. 33. Если мне что–то не удается, я стараюсь разобраться, не лежит ли причина во мне самом. 15. Я всегда стараюсь иметь о себе ясное представление. (Кондаков И.М. Опросник для диагностики устойчивых форм Я–внимания // Журнал практического психолога, N 4, 1997; в сокращении).
|