* Жизненный план возникает в результате обобщения и укрупнения целей, которые ставит перед собой личность, интеграции и соподчинения ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентации, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. Одновременно идет процесс конкретизации и дифференциации целей и мотивов. Из мечты, в которой все возможно, и идеала как абстрактного, иногда заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистический, ориентированный на действительность план деятельности.
Жизненный план-явление одновременно социального и этического порядка.
Вопросы <кем быть?> (профессиональное самоопределение) и <каким быть?> (моральное самоопределение) первоначально, на подростковом этапе развития, не различаются. Подросток пытается предвосхитить свое будущее, не задумываясь о средствах его достижения. Эти образы будущего ориентированы на результат, а не на способности его достижения. Такая неконкретность, диффузность жизненных ориентации во немалом проявляется и в юношеских представлениях о себе.