От комиксов к обучающим слайд-фильмам или как повысить ценность информационных товаров |
Большинство коммерческих электронных книг, предлагаемых сегодня в рунете, носит характер пособий, руководств, курсов - то есть обучающих материалов. К сожалению, многие из них построены без учёта особенностей восприятия информации, что существенно снижает их эффективность.
При восприятии художественной литературы задействована, в основном, вторая сигнальная система - речь. Считанные речевые команды декодируются в образное или чувственное представление, которое затем усваивается сознанием, обрабатывается им и откладывается в подсознании. Этот процесс длителен, требует больших умственных усилий и малопригоден для обучения.
Напротив, при восприятии грамотно разработанных обучающих материалов доминирует язык первой сигнальной системы - органов чувств. При этом информация, полученная с помощью зрения, слуха, осязания, непосредственно откладывается в подсознании и закрепляется там.
На этом принципе строятся школьные уроки, институтские лекции, мастер - классы и т.д. Информация, полученная через зрение, слух и записанная затем собственной рукой, усваивается гораздо "крепче", чем прочитанная из учебника.
Хотя и учебники, презентации и обучающие слайд-фильмы построены по той же схеме:
разбиение потока информации на небольшие "кусочки", воспринимаемые с одного взгляда,
дополнение или замена текстовых сообщений наглядными образами,
дублирование текста аудиокомментариями.
Современный американский учебник нередко наполовину состоит из иллюстраций. А верхом развития доэлектронных визуальных обучающих средств можно считать ... комиксы.
Сами комиксы появились в конце 19 века как развитие карикатур и поясняющих рисунков. Вскоре они нашли и практическое применение. Важнейшую роль учебные комиксы сыграли в подготовке новобранцев армии США перед второй мировой. Многие из призывников не обладали достаточным уровнем образования и скучные руководства были для них малоэффективны. Другое дело - последовательности рисунков, каждый из которых наглядно показывал одно действие и его результат. Так малограмотные солдаты легко осваивали самое современное оружие.
Сейчас комиксы широко распространены в Америке и Европе, но, пожалуй, самое широкое их распространение - в Японии. И это не только традиционная японская манга и её развитие - анимэ. Нередко инструкции по эксплуатации аппаратуры, изготовленной в стране восходящего солнца - это ничто иное, как технические комиксы.
Тот же принцип, который используется в комиксах, заложен в современных презентациях и слайд-фильмах. В них, кроме текстовой и визуальной составляющих, задействован звук. Особо высокий эффект обучения дают интерактивные аудио-видеокниги, в которых кроме слуха и зрения активно используется движение обучаемого.
Роль таких обучающих средств возрастает в связи с увеличение количества визуалов - людей, для которых видеть важнее, чем читать или слышать. В качестве примеров сообществ с преимущественно визуальным восприятием можно назвать США и Европу. Распространение видеоклипов и вызванная ими привычка воспринимать информацию в виде коротких, ярких образов привела к перепрограммированию многих россиян в визуалов.
В тоже время, достаточно высокий образовательный уровень наших соотечественников позволяет легко воспринимать и те материалы, где визуальное содержание гармонирует с текстом.
Таким образом, для улучшения восприятия обучающих информационных товаров и повышения их ценности для потребителей следует:
разделить материал на множество небольших фрагментов (слайдов), каждый из которых доносит до зрителя одну короткую мысль;
объединить слайды в серии-уроки и расположить уроки по принципу от простого к сложному;
разбить текст на короткие, чёткие фразы и снабдить их наглядными изображениями и речевыми комментариями.
Выполнение этих простых рекомендаций позволит повысить эффективность обучающих информационных товаров и, как следствие, их ценность в глазах потенциальных потребителей.
Виктор Рогов
Instagram: @alexandr__zubarev