Рабочая программа «Воспитание коммуникативной культуры у подростков»
Валентина Беседина » 06.09.2013 22:51:52
Актуальность темы.
Необходимо отметить, что навыки конструктивного общения развиты у подростков недостаточно. В первую очередь это связано с малым социальным опытом и окружением учащегося.
Нам известно, что общение – является ведущей деятельностью в подростковом возрасте. Поэтому, данный возраст сензитивен для развития коммуникативной компетентности и культуры у учащихся.
Среда сверстников является одной из наиболее важных областей социального поведения подростков. Общение со сверстниками необходимо формирующейся личности для развития коммуникативных навыков и самосознания. Опыт общения, приобретённый в подростковом возрасте, играет важную роль при вступлении во взрослую жизнь. Общаясь, подростки отрабатывают навыки социального взаимодействия.
Общение даёт подростку возможность пережить эмоциональный контакт с группой, чувство солидарности, групповой принадлежности, взаимной поддержки. А это приводит к переживанию подростком не только чувства автономии от взрослых, но и чувства устойчивости и эмоционального комфорта. Общение является основой социального сравнения подростком себя с равными по возрасту, но имеющими разные личные качества сверстниками. Это также способствует развитию самосознания личности подростка.
Подростковый коллектив – это своеобразный социальный “полигон”, на котором отрабатываются и усваиваются мужские и женские роли, устанавливаются более зрелые отношения со сверстниками, формируется социально ответственное поведение.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа составлена на основе программ разработанных психологами центра реабилитации и коррекции «Ясенево», г. Москва и авторской программой Грецова Андрея Геннадьевича «Тренинг общения».
Данную программу адаптировала к конкретным условиям образовательного процесса с учетом психофизических особенностей обучающихся. Некоторые игры и упражнения были изменены и откорректированы по форме и содержанию. Также были внесены изменения в структуру проведения занятий. Составлены учебные планы для 5,6, 7 классов
ЦЕЛЬ программы: формирование у учащихся навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.
ЗАДАЧИ:
• сплочение подростков, формирование доброжелательного отношения друг к другу, взаимного доверия;
• формирование адекватной оценки, познания себя и других;
• отработка навыков общения и взаимодействия с людьми;
• развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать чувства других людей;
• развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;
• повышение уровня рефлексивности (анализ собственных поступков), создание мотивации для дальнейшего саморазвития учащихся;
Методы и формы работы:
занятия с элементами тренинга – являются эффективным методом для формирования навыков общения;
беседа; ролевая игра; упражнения по межличностной коммуникации; дыхательные и двигательные упражнения; методы самовыражения (в рисунке, в создании образа).
Этапы работы:
1-й этап. Исходное тестирование участников группы с целью выявления особенностей эмоционально-личностной сферы и типичных способов взаимодействия.
2-й этап. Непосредственная работа над темами программы.
3-й этап. Проведение итогового тестирования. Получение обратной связи от подростков по результатам занятий с элементами тренинга.
По завершению данного курса подростки должны получить знаниями о том, как общаться, овладеть приемами и навыками приемлемых способов поведения, научиться способам эффективного общения.
Данная программа поможет подросткам научиться:
- контролировать свое поведение;
- уважать себя и окружающих;
- приемам и навыкам приемлемых способов поведения,
- осознавать свои эмоции и мотивы поведения, а также понимать мотивы, чувства и поведение других людей.
- различным способам взаимодействия с людьми.
Количество часов в год: 35. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Тематическое планирование
№ урока Тема урока
Колич.
часов Срок
Провед. Коррект.
даты
1. «Разрешите представиться, зачем мы здесь собрались ?»
Знакомство участников друг с другом, знакомство с курсом; принятие правил поведения в группе, развитие навыков правильного знакомства; создание предпосылок для возникновения и развития межличностных отношений 1
2. «Мы команда!»
Заинтересованность подростков в посещении занятий, сплочение группы, формирование чувства единства учащихся тренинга. 1
3. «Привет, индивидуальность!»
Осознание ценности и уникальности личности каждого подростка; развитие навыков самопознания и принятия самого себя 1
4. «Наши сходства и различия»
Развитие навыков самопознания и принятия самого себя. 1
5. «Сплочение и доверие»
Групповое сплочение, формирование доверительной обстановки ч-з упражнения, предъявляющие повышенные требования к взаимному доверию и умению координировать совместные действия 1
6. «Поведение и культура»
Стимулирование поведенческих изменений, обучение индивидуализированным приемам межличностного общения. 1
7. «Общение в моей жизни»
Первоначальное представление о значении общения в жизни человека. 1
8. «Общение и умение слушать»
Демонстрация, искажения информации при передаче от человека к человеку, акцентирование на важности обратной связи в общении и навыков эффективного слушания. 1
9. «Общение и уважение»
Формирование навыков эффективного повседневного общения, выработка доброжелательного отношения друг к другу. 1
10. «Учимся взаимопониманию»
Развитие социальной наблюдательности, вербального взаимодействия. 1.
11. «Средства общения»
Развитие навыков эффективного общения. Демонстрация, что средствами общения выступают не только слова, но и интонации, жесты, контекст общения. 1
12. «Общение без слов»
Развитие навыков невербальной коммуникации, умения расшифровывать невербальные сигналы других участников общения. 1
13. «Поговорим рисунками!»
Интегрирование полученных навыков вербального и не вербального взаимодействия с использованием арт-терапевтического метода. 1
14 «Комплимент — дело серьезное?».
Развитие умения замечать положительные качества в людях, выражать это в доброжелательной и приятной форме. 1
15. «А без друзей на свете трудно жить...».
Осмысление понятия «друг», «дружба», совершенствование навыков общения. 1
16. «Наши эмоции и чувства»
Первоначальное представление об эмоциях и чувствах. Совершенствование умения выражать их. 1
17. «Проявления эмоций и чувств»
Развитие навыка расшифровывать внешние проявления основных эмоций и чувств других людей 1
18. «Конфликты и причины их возникновения»
Проанализировать сущность конфликтов, причин их возникновения 1
19. «Пути решения конфликтов»
Знакомство на конкретных примерах стилей поведения в конфликтных ситуациях. 1
20. «Конфликт — неизбежность или...».
Обучение детей поиску альтернативных вариантов поведения в конфликте. 1
21. «Манипуляция»
Знакомство подростков с основными способами психологических манипуляций 1
22. «Защита от манипуляций»
Знакомство подростков с основными способами психологическими защиты от манипуляций. 1
23. «Самооценка»
Первоначальное представление о самооценке. Поддержание позитивной самооценки. 1
24. «Я» в будущем»
Предоставление подростку возможности осознания своих сил. 1
25. «НЕАГРЕССИВНОЕ НАСТАИВАНИЕ НА СВОЕМ». Научить подростков неагрессивно настаивать на своем. 1
26. «Я И МОИ СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ».
Показать спектр ролей личности.
1
27. «Мое «Я» и мои роли»
Познакомить с дифференциацией ролей, определение дистанции и статусных отношений в конфликтных межличностных ситуациях 1
28. «Я И МОЕ ТЕЛО».
Расширение опыта взаимодействия с телесным
образом «Я». 1
29. «ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ»
Исследование процесса принятия решения группой. 1
30. «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОЛОВ».
Познакомить подростков социальным навыкам, необходимым для взаимоотношений cо сверстниками, умению познакомиться с понравившимся человеком. 1
31. «Полюбить себя»
Развитие уверенности в себе через любовь, закрепление благоприятного отношения к себе и окружающим. 1
32. «Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение»
Научение говорить о себе только позитивно, активизация процесса самопознания, повышение самопонимания на основе своих положительных качеств. 1
33. «Портрет нашей группы»
Интегрирование полученных знаний с использованием арт-терапевтического метода. 1
34. «На пути к гармонии...».
Закрепление полученных знаний. 1
35. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ.
Получение обратной связи от участников группы; создание позитивной атмосферы прощания. 1
Итого: 35 часов.
Список литературы.
1.Клюева, Н.В. Учим детей общению /Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина. – М.,1997.
2.Толстых, А.В. Наедине со всеми: о психологии общения. /А.В.Толстых.– М., 199
3. Сонин, В.А. Психологический практикум /В.А.Сонин. – Москва, 1998г.
4. Фромм, А. Азбука для родителей / А.Фромм – М., 1991.
5. Кинчер, Дж. Книга о твоих знакомых /Дж.Кинчер. – Санкт-Петербург, 1997.
6. Туткина, Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога /Н.И.Туткина – М., 1994.
Заключение. Результаты проведённой работы позволяют сделать следующие выводы:
1. Исходя из того, что в современном обществе возрастает значимость компетентности в общении, развитие последней является актуальной проблемой социальной психологии.
2. Социально – психологический тренинг является эффективным средством психологического воздействия, позволяющим решать широкий круг задач в области развития компетентности в общении 3. Занятия с элементами психологического тренинга не могут рассматриваться в качестве лаборатории «роста личности». В действительности, они способны дать лишь побудительный толчок к глубоким личностным изменениям, которые затем могут развиваться и укрепляться в условиях реальной жизнедеятельности, являющейся единственной сферой и основным источником личностных перестроек.