to be or not to be?
gagarin » 28.05.2005 0:49:00
Трамвай. Утро. Я и Фёдор Михалыч.
"...а я только ищу причины, почему люди не смеют убить себя; вот и всё.
И это всё равно.
- Как не смеют? Разве мало самоубийств?
- очень мало.
- Неужели вы так находите?
Он не ответил, встал и в задумчивости начал ходить взад и вперёд.
-Что же удерживает людей от самоубийства?- спросил я.
Он рассеяно посмотрел, как бы припоминая , об чем мы говорили.
-Я... я ещё мало знаю... два предрассудка удерживают, две вещи; одна очень маленькая,
другая очень большая. Но и малеькая тоже очень большая.
- какая же маленькая-то?
- боль.
- боль? неужто это так важно в этом случае?
- Самое первое. Есть два рода: те, которые убивают себя ил с большой грусти или, или со злости,
или со злости, или сумасшедшие, или там всё равно... те вдруг. Те мало о боли думают, а вдруг.
А которые с рассудка - те много думают.
- Да разве есть такие, что с рассудка?
- Очень много. Если б предрассудка не было, было бы больше; очень много; все.
- ну уж и все?
Он промолчал.
- да разве нет способов умирать от боли?
- Представте , - остановилсяон передо мною, - представте камень такой величины,
как с большой дом; он висит, а вы под ним; если он упадёт на вас, на голову-
будет ва больно?
- Камень с дом? конечно страшною
- я не про страх; будет больно?
- Камень с гору, миллион пудов? Разумеется, ничего не больно.
- А станьте вправду, и пока висит, вы будете очень бояться, что больно.
Всякий первый ученый, первый доктор, все, все будут очень бояться. Всякий
будет знать, что не больно, и всякий будет очень бояться, что больно.
- Ну, а вторая причина, большая-то?
- Тот свет.
- То-есть наказание?
- Это все равно. Тот свет; один тот свет.
- Разве нет таких атеистов, что совсем не верят в тот свет?
Опять он промолчал.
- Вы, может быть, по себе судите?
- Всякий не может судить как по себе, - проговорил он покраснев. - Вся
свобода будет тогда, когда будет все равно жить или не жить. Вот всему цель.
- Цель? Да тогда никто, может, и не захочет жить?
- Никто, - произнес он решительно."
так вот вопрос - быть или не быть? какое основание у человека что бы быть?
что держит его от того, что бы не быть?