Что такое совесть.
ИгорьИ » 27.09.2005 11:22:00
К теме совести заставила обратиться воскресная передача радио-свобода, на которой группа говорливых демагогов смаковала данное понятие, в основном, в разрезе его бесспорной непостижимости, богоданности и пр. (Что особенно выигрышно смотрелось на фоне вставленных в передачу фрагментов уличного опроса, когда растерянные прохожие на вопросы о смысле совести несли несвязный вздор). Подобный подход представляется вашему покорному слуге весьма странным. Как и другие нормальные проявления человеческой психики, совесть никакой особенной загадки не представляет и сегодня размусоливать о ней в стиле Достоевского – лишь демонстрировать своё дремучее невежество.
Смотрите сами. Главная составляющая феномена совести – ощущение человека (удовольствие/неудовольствие), вызываемое некой социальной ситуацией, реальной или вымышленной (прогнозируемой). Это ощущение подталкивает человека к определённым действиям, влияющим на вышеуказанную ситуацию в направлении положительного изменения эмоционального фона (увеличения удовольствия и сокращения неудовольствия). Чем ниже уровень интеллекта, тем непонятнее для индивидуума источник его совестливости (тем глубже анализатор ситуаций опущен в подсознание).
Экспериментально доказано (через электростимуляцию участков коры) существование подсознательного центра пространственной ориентации, хранящего модель локального объёма текущего физического пространства, в котором пребывает индивидуум и в котором он имеет возможность инстинктивно ориентироваться (без всякого сомнения, заимствованная у неразумных предков). Чем выше уровень постижения индивидуумом окружающей среды (например, в силу профессионального интереса), тем сложнее и глубже становится подсознательная модель окружающего мира, включающая уже не только геометрию объектов, ни и их сложные свойства. (Например, типичная ситуация - инженер, ощущающий некоторые недостатки и достоинства конструкции чисто эмоционально – как положительные и отрицательные ощущения, вызываемые элементами и свойствами, что потом, зачастую, подтверждается расчётом и экспериментом.
Социальная среда (локальная часть общества, освоенная индивидуумом) так же представлена в индивидуальном сознании некой информационной моделью, связанной с центрами положительных и отрицательных ощущений. Свойства объектов этой модели закладываются воспитанием и жизненной практикой (эквивалент образования и работы, в вышеприведённом примере с инженером). Соответственно, изменения этой модели, когда они касаются эмоционально маркированных её элементов, вызывают у индивидуума реакцию его центров ощущений.
Поскольку центры ощущений связаны не только «социальной моделью», но и со множеством других источников сигналов, то типична ситуация конфликта, когда один сигнал, например, от пищеварительной системы, порождает неудовольствие голода, а эффективное действие, его снимающее, будучи введённое в социальную модель, вызывает такие её изменения, которые дают встречную реакцию центра неудовольствия (например, когда еду надо отнять у другого, получив обездоленный и обиженный объект). Тут-то и начинаются переживания, традиционно определяемые как совесть. Как видим, никакого Бога и никакой загадки в феномене совести нет – «проекционный» механизм сознания ( http://slm9.narod.ru/a42.htm#004s ) и здесь работает без проблем.
Если уважаемая аудитория видит в изложенной трактовке феномена человеческой совести слабые места или знает более качественную интерпретацию, буду крайне благодарен за информацию.