Успенский "Четвертый путь"
stuff » 26.01.2006 18:11:00
Петр Демьянович Успенский
"Четвертый путь: Запись бесед, основанных на учении Г. И. Гурджиева" (577 Kb) http://ariom.ru/zip/2002/uspenskij-05.zip
"В поисках чудесного" (924 Kb) http://ariom.ru/zip/2002/uspenskij-04.zip
В. Человек является самообманутым?
О. Человек не принимает это за самообман: человек воображает нечто, затем верит в это и забывает, что это было воображение.
Изучая человека в его состоянии сна, отсутствия единства, механичности и недостатке контроля, мы находим несколько других ошибочных функций, которые являются результатом этого состояния, в частности — непрестанную ложь самому себе и другим людям. Психология обычного человека могла бы быть даже названа изучением лжи, так как человек лжет больше, чем делает что-либо другое; и, в действительности, он не может говорить истины. Не так просто говорить истину; человек должен научиться этому, и иногда это занимает очень продолжительное время.
Как я сказал, первым шагом является попытка не выражать эти отрицательные эмоции; вторым шагом является изучение самих отрицательных эмоций, составление списков эмоций, нахождение их связей, — так как некоторые из них очень сложны, — понимание их бесполезности. Это звучит странно, но очень важно понять, что все отрицательные эмоции абсолютно бесполезны: они не служат какой-либо полезной цели; они не знакомят нас с новыми вещами и не подводят нас ближе к новым вещам; они не дают нам энергии;
третьих, после некоторого времени изучения и наблюдения, мы можем прийти к заключению, что от отрицательных эмоций можно отделаться, что они не являются обязательными. Система помогает, так как она показывает, что в действительности нет реального центра для отрицательных эмоций, но что они принадлежат искусственному центру в нас, который мы создали в детстве, подражая людям с отрицательными эмоциями, людям, среди которых мы находились. Люди даже учат детей выражать отрицательные эмоции. Затем дети обучаются еще больше через подражание; они копируют старших детей, старшие дети копируют взрослых, и, таким образом, в самом раннем возрасте они становятся профессорами отрицательных эмоций.
И это большое облегчение, когда мы начинаем понимать, что нет никаких обязательных отрицательных эмоций. Мы рождены без них, но по некоторой неизвестной причине учим себя отрицательным эмоциям.
В. Вы сказали, что человек не имеет воли. Тогда как вы называете то, когда человек делает весьма реальное усилие преодолеть привычку или не делать то, что ему нравится делать?
О. Это либо притяжение к чему-нибудь, либо отвращение. Либо человек боится чего-то или недоволен чем-то, и это создает отвращение, или кто-то сказал ему, что он может что-то получить, и это создает притяжение. Это не в нем, это в вещах. Вещи либо притягивают, либо отталкивают его, но он называет это своей волей.
Человек является машиной, которая работает под внешними влияниями.
Жизнь многих людей практически состоит из этого, они выражают отрицательные эмоции в каждый возможный момент, по любому случаю, — подходящему или неподходящему, они всегда могут находить что-либо ошибочное во всем.
Другой бесполезной функцией является разговор; мы говорим слишком много. Мы говорим, и говорим, и говорим, и мы никогда не замечаем этого. Обычно мы думаем, что говорим очень мало, даже слишком мало, но особенно те люди, которые говорят больше всего, думают, что они никогда не говорят. Это очень полезная тема для наблюдения. Вы увидите, как проходит ваш день, сколько механических вещей вы говорите в одних условиях и сколько других механических вещей в других условиях. Или вы заметите, что говорите и говорите, потому что это доставляет вам удовольствие или заполняет ваше время. Необходимо наблюдать это и останавливать по крайней мере некоторые из этих бесполезных разговоров. Разговор, воображение, ложь и выражение отрицательных эмоций являются нашими главными функциями.
В. Но мне кажется, что имеются обстоятельства, которые просто заставляют иметь отрицательные эмоции?
О. Это одна из наибольших наших иллюзий. Мы думаем, что отрицательные эмоции создаются обстоятельствами, тогда как все отрицательные эмоции находятся в нас, внутри нас. Это очень важный пункт. Мы всегда думаем, что наши отрицательные эмоции существуют по вине других людей или по вине обстоятельств. Мы всегда так думаем. Наши отрицательные эмоции находятся в нас и создаются нами. Чье-то действие или какое-то обстоятельство не является абсолютной, единственной, неизбежной причиной, которая должна создавать отрицательную эмоцию во мне. Это только моя слабость. Никакая отрицательная эмоция не может быть создана внешними причинами, если мы не хотим ее. У нас есть отрицательные эмоции, потому что мы допускаем их, оправдываем их, объясняем их внешними причинами и таким образом не боремся с ними.
В. В чем причина нашего желания сохранить их (НЭ)?
О. В привычке. Мы слишком привыкли к ним; и не можем спать без них. Что будут делать люди без отрицательных эмоций? Эта привычка столь сильна, что необходима особенного рода работа для того, чтобы отделаться от нее.
Но в начале работа над отрицательными эмоциями является двойной: изучение и попытка не выражать их. Настоящая работа над отрицательными эмоциями приходит позже. Вы не можете изучать их, если вы их выражаете. Но если вы пытаетесь остановить их выражение, тогда вы сможете увидеть и изучить их.
В. Я понял вас так, что борьба с отрицательными эмоциями является бесполезной, но мы должны изучать и наблюдать их. Правильно ли это?
О. Борьба с отрицательными эмоциями требует очень много усилий; привычка слишком сильна. Сперва вы должны просто изучать и пытаться бороться с выражением отрицательных эмоции.} Хотя, если вы боретесь с одной эмоцией, вы можете создать две вместо одной. Со временем, косвенным путем, каждый может приобрести господство над эмоциями. Но первым шагом является изучение.
В. Почему выражение гнева или раздражения дает чувство облегчения?
О. В вас имеется червь, который хочет выразить себя. Затем, когда он выражает себя, вы чувствуете облегчение, но таким путем он становится более сильным и имеет все больше и больше контроля над вами. Когда вы поймете, что никто другой не ответственен за ваше раздражение, то постепенно вы начнете чувствовать по-иному. Мы имеем значительно больше сил для контроля над выражением отрицательных эмоций, чем думаем, и мы можем научиться не выражать их. Даже в обычной жизни мы не всегда выражаем отрицательные эмоции, мы знаем, что в определенных условиях это было бы опасно. И если мы можем контролировать выражение их в определенных условиях, мы можем контролировать их при всех условиях, если попытаемся.
В. Является ли изменение точки зрения методом борьбы с отрицательными эмоциями?
О. Совершенно верно, но этого недостаточно. Настоящая борьба начинается с борьбы против отождествления. Если вы разрушаете отождествление, отрицательные эмоции станут слабее сами по себе. Но, конечно, изменение точек зрения также весьма необходимо.
В. Мой опыт говорит, что подавление выражения отрицательной эмоции создает утомление.
О. Вы можете устать, только если подавляете выражение. Но я никогда не говорил о подавлении, я говорил: "Не выражайте, найдите поводы, чтобы не выражать". Подавление никогда не может помочь, так как рано или поздно отрицательная эмоция выскочит. Если вы просто подавите, вы сохраните отождествление и только выключите внешнее выражение. Это является вопросом нахождения поводов правильного мышления, так как выражение отрицательной эмоции всегда основано на некоторого рода ошибочном мышлении.
В. Мне хотелось бы получить больше помощи в отношении сдерживания отрицательных эмоций.
О. Необходимо ваше собственное усилие, и прежде всего вы должны изучить ваши отрицательные эмоции и классифицировать их. Вы должны найти свои главные отрицательные эмоции, почему они приходят, что создает их и т. д. Вы должны понять, что только разумом возможно контролировать эмоции, но это не происходит немедленно. Если вы думаете правильно в течение шести месяцев, тогда это воздействует на отрицательные эмоции. Если вы начнете думать правильно сегодня, это не изменит ваши отрицательные эмоции завтра.
В. Можете ли вы сказать больше о правильном отношении как об оружии против отрицательных эмоций. Должно ли это означать больше, чем просто неотождествление?
О. Конечно, это означает больше, это означает правильное мышление на определенную тему. Например, почти все наши личные отрицательные эмоции основаны на обвинении: виновен кто-то еще. Если путем упорного размышления мы поймем, что никто не может быть виновным перед нами и что мы являемся причиной всего, что случается с нами, то что-то изменится, не сразу, конечно, ибо много раз это понимание будет приходить слишком поздно. Но спустя некоторое время правильное мышление, создание правильного отношения или точки зрения может стать постоянным процессом; тогда отрицательные эмоции будут появляться только время от времени. Именно благодаря постоянству этот процесс правильного мышления имеет власть над отрицательными эмоциями — он ловит их вначале.
Но прежде всего, мы должны остановить привычку выражения отрицательных эмоций. Вот почему, в самых первых лекциях, когда вы слушали о самонаблюдении, было объяснено, что вы должны научиться не выражать отрицательных эмоций. Все знают, как не показывать то, что они чувствуют, — я имею в виду не исключительные случаи, но обычные случаи. Вся отрицательность основана на отождествлении, воображении и на одной частной особенности, а именно: на позволении себе выражать их. Вам всегда кажется, что вы не можете остановить их, и поэтому считаете, что вполне правильно показать, что вы чувствуете. Поэтому сначала вы должны отделаться от этой иллюзии. Вы можете остановить проявления отрицательных эмоций. Если вы скажете: "Я не хочу", я поверю вам, но не поверю, если вы скажете: "Я не могу".
Я дал вам много советов о работе над эмоциями, таких, как изучение, борьба с отождествлением, борьба с выражением отрицательных эмоций, правильное мышление об отрицательных эмоциях. Четыре практики. Если вы действительно примените все это, то очень скоро увидите вполне ощутимые результаты. Действительный контроль над эмоциональным центром требует самовоспоминания, нового состояния сознания, поэтому это дело будущего; в настоящее время мы должны применять вспомогательные методы. Наиболее важным из них вначале, является правильное отношение.
В. Вы сказали, что никакая воля не возможна для нас?
О. Воля — относительный термин: имеются различные воли на различных уровнях. Механический человек, который никогда не думает о развитии, имеет только множество малых воль, которые совершенно механичны. Он имеет определенное желание: одна сторона его хочет что-то делать, а другая боится, что он будет наказан, если он это сделает. Происходит борьба между различными стремлениями, и результат этой борьбы мы называем “волей”.
В. Как можем мы измениться или пробудиться, если не имеем никакой свободной воли?
О. Если бы мы имели свободную волю, мы не были бы машинами. Как может машина иметь свободную волю? И как можем мы измениться? Уже было объяснено, что имеется возможность изменения, но очень малая возможность, и необходимы многие различные комбинации благоприятных обстоятельств для того, чтобы начать. Позднее, с каждым шагом, это становится все более и более трудным и требует больше и больше усилий, а потом, спустя некоторое время, это становится более легким. Но сначала необходима определенная комбинация обстоятельств, а позднее, усердная работа, но для нее необходима школа. Без школы невозможно изменить себя. Трудности столь велики, а человек столь слаб, что он ничего не может делать один.
В настоящее время наша воля принадлежит многим “я” или группам “я”, основанным на одной личности, одной из многих. Но реальная воля означает одну волю, поэтому она может принадлежать только единственному “Я” или, если хотите, сущности. Таким образом, сначала мы должны быть едиными, по крайней мере, в некоторые моменты, а затем пытаться работать, чтобы создать волю. Никто не может сразу стать объединенным. Воля вынуждена входить и выходить: в один момент вы будете иметь волю, в другой — никакой воли не будет. Пройдет много времени, прежде чем мы сможем говорить о чем-либо надежном в нас, не говоря о чем-либо постоянном.
Воля в нашем состоянии означает сильное желание. Если нет никакого сильного желания, то нет никакой воли, поэтому нет того, от чего отказываться.
Как я сказал, наша воля есть равнодействующая желаний.
Мы часто думаем, что мы выражаем отрицательные эмоции не потому, что мы не можем сдержать их, но потому, что мы должны выражать их
В. Можете ли вы быть справедливо разгневанными, если что-то является неправильным?
О. Наиболее опасные отрицательные эмоции приходят из чувства несправедливости, негодования. Они заставляют вас терять больше энергии, и они хуже, если вы правы.
В. Недавно я наблюдал себя, как я теряю равновесие в беседе с неким человеком, но я не мог остановить это. Как я могу
контролировать равновесие?
О. Это пример механичности. Вы не можете контролировать ваше раздражение, если оно уже начало проявляться—слишком поздно. Борьба должна начинаться в вашем уме; вы должны найти свой собственный способ правильного мышления о каком-либо определенном затруднении. Предположите, что вы должны встретиться с некоторым человеком, который раздражает вас. Ваше раздражение проявляет себя; вам оно не нравится. Как вы можете остановить его? Вы должны начинать с изучения вашего мышления. Что вы думаете об этом человеке - не то, что вы чувствуете, когда вы раздражены, но то, что вы думаете о нем в спокойные моменты? Вы можете найти, что в уме вы спорите с ним; вы доказываете ему, что он ошибается; вы говорите ему о всех его ошибках; вы находите, что он ведет себя неправильно по отношению к вам. Вот где вы ошибаетесь. Вы должны научиться правильно мыслить. Тогда, если вы делаете это, все будет происходить таким образом:
хотя эмоция значительно быстрее, чем мысль, эмоция является временным явлением, но мысль может быть сделана непрерывной;
поэтому, когда бы ни появилась эмоция, она встречает эту постоянную мысль и не может продолжаться и проявлять себя. Таким образом, вы можете бороться с выражением отрицательных эмоций, как в этом примере, только путем создания постоянного правильного мышления. Объяснить в нескольких словах, что такое правильное мышление, невозможно; необходимо изучать это. Если вы помните, что я говорил о частях центров, вы придете к этому, так как в большинстве случаев, в условиях обычной жизни, люди мыслят только механической частью интеллектуального центра, которая является формирующим аппаратом. Этого не достаточно. Необходимо применить интеллектуальную часть интеллектуального центра. Отождествление есть главная причина, по которой мы не применяем ее. Пытаться вспоминать себя и пытаться не отождествляться есть наилучшее средство перехода в высшие части центров. Но мы всегда забываем об отождествлении и о самовоспоминании.
В. Если мы видим что-то, что нам не нравится в других, то происходит ли это потому, что люди для нас являются зеркалами и в нас есть то же самое?
О. В основном, да. Но осознание этого — очень большая вещь. Быть может, люди не любят других потому, что те являются их собственными зеркалами. Они не осознают этого, но как-то чувствуют это, и это заставляет их не любить других людей. Однако в настоящей работе есть принцип, что прежде, чем стать лучше, человек должен стать хуже. Это не только потому, что человек замечает больше — он действительно становится хуже, прежде чем он приобретает больший контроль
Человек не знает себя, он ничего не знает, и все же он имеет теории обо всем. Большинство из этих теорий является ложью.